Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Опорно – двигательная система человека» УМК «Школа XXI века»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Баранова Светлана Анатольевна

Урок окружающего мира в 4 классе  направлен на изучение костно-мышечной системы человека и о значении правильной осанки при ходьбе и при сидении.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать как происходит движение человека, о значении костно – мышечной системы организма, правильной осанке .

Метапредметные:

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

 

 

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

- применять полученные знания при работе с текстом;

- мобилизация сил и энергией;

- уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

- умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку;

 

Коммуникативные:

- формирование  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника;

- организация  и осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками.

- умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_dvigatelnaya_sistema_posl.docx46.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                    «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Лениногорска РТ»

Урок окружающего мира

в 4 классе по теме

«Опорно – двигательная система человека»

УМК «Школа XXI века»

Подготовила учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

Баранова С.А.

г. Лениногорск  2019 год

Предмет:  окружающий мир

Класс:  4 «В»

УМК: « Начальная школа XXI века»

Тема урока:  «Опорно-двигательная система человека».

Тип урока:   урок открытия нового знания

Цель: формировать представление об опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека.

Образовательная:  выяснить и запомнить значение костно – мышечной системы; значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения дополнительного материала, создание проблемных ситуаций; развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, при выполнении заданий в карточках, повышать познавательную активность

Воспитательная: формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

пропагандировать здоровый образ жизни и двигательную активность.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать как происходит движение человека, о значении костно – мышечной системы организма, правильной осанке .

Метапредметные:

Познавательные: 

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные: 

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

- применять полученные знания при работе с текстом;

- мобилизация сил и энергией;

- уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

- умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку;

Коммуникативные: 

- формирование  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника;

- организация  и осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками.

- умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой.

Личностные: 

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:  Объяснительно-иллюстративный; фронтальный, индивидуальный

Оборудование: учебник  «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова часть 1, 4 класс,  издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год; интерактивная доска,  ноутбук, мультимедиа-проектор, колонки, компьютерная  презентация, карточки, скелет человека (учебное пособие)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-  Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?  Да, бьются наши сердца. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. У вас добрые сердца, дети?  Тогда давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения

- Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?”

-Как бы вы ответили на вопрос?

А вот он ответил : «Ни то, ни другое, а здоровье .»  Здоровый нищий счастливее больного короля”

-Почему мудрец так сказал?

 К сожалению человек замечаем, что самое ценное для него – это здоровье, только когда  у него здоровья  уже нет...

Для того, чтобы быть здоровым, нужно знать  свой организм и уметь его беречь.

Приветствие учителя, настраиваются на работу.

Высказывают свои мнения.

Ответы учащихся.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Актуализация опорных знаний.

-Ребята, давайте с вами вспомним изученный ранее материал из раздела         « Организм человека». Сейчас вы выполните работу на карточке.

1.Как поступают сигналы в головной мозг? Выбери правильный ответ.

  • По крови
  • По лимфе
  • По нервам

2.Вычеркни названия тех органов, которые не относятся к нервной системе:

Головной мозг, череп, скелет, сердце, мышцы, спинной мозг, нервы, трахея.

3.Функция нервной системы:

  • Образует наружные слои кожи;
  • Управляет деятельностью всего организма;
  • Образует кости скелета

4.Какой орган нервной системы находится:

В позвоночнике ____________________

В черепной коробке___________________

-Поменяйтесь работами и оцените знания вашего соседа по плечу.(всё правильно-5, одна ошибка -4, две ошибки -3)

- Какая система управляет работой всего организма?

 Учащиеся выполняют задания на карточках и проводят взаимопроверку по образцу на слайде, оценивают работу.

(Без комментирования)

 

 

- Нервная система

объединяет все части организма в единое целое и руководит его работой.

Регулятивные:

-мобилизация сил и энергией;

-умение выполнять взаимопроверку;

-осознают правила контроля;

Комуникативные:

-умение с достаточной полнотой выражать мысли;

Познавательные:

-формируем навык анализа изученного раннее;

 

Постановка цели и задач урока.

Сейчас мы с вами немного поиграем.

Упражнение «Найди похожих».  - Встаньте, пожалуйста, те…

- у кого сегодня хорошее настроение!

- Поднимите обе руки вверх те…

- кто является старшим ребенком в семье!

- Попрыгайте те…

- кто любит двигаться и играть!

-Что мы сейчас с вами делали?

Молодцы!!!  Посмотрите с какой лёгкостью мы с вами выполняли движения. А всегда ли это возможно?

 «Моей знакомой маленькой девочке мама смастерила куклу: сшила ее из обрезков, набила мягким поролоном, на голове косички из пряжи, лицо тоже сделано как надо, глаза и нос – пуговички, рот из красного суконного лоскутка. Настоящая тряпичная кукла.

«Ну вот, теперь садись», - говорит ей девочка.

А сейчас попросим Милану (девочка из класса) посадить  куклу и поставить ее на ноги. Ведь у нее так же как и у нас есть ноги.

- Как вы думаете, почему кукла не может сесть и встать?

- Вы догадались, о какой системе мы сегодня будем говорить на уроке?

Попробуйте сформулировать тему  нашего урока.

Во время нашего урока мы должны будем ответить на следующие вопросы:

1.Благодаря чему человек двигается?

2.Что нужно делать, чтобы движения давались легко?

 

 

 

 

 Учащиеся  встают , если согласны с утверждением.

Вставали, двигались.

Ребёнок демонстрирует мягкую куклу и пытается её поставить, посадить, но ничего не получается.

У нее нет скелета и мышц

Рассуждения учащихся.

Тема: опорно-  двигательная система человека.

Цель :выяснить благодаря чему человек совершает движения.

Познавательные:

Извлекать информацию, представленную в разных формах

 

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Первичное усвоение новых знаний. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

- Когда строители  сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.

Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.

На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.

- А как вы думаете, какая  часть  тела в нашем организме   выполняет  роль стального каркаса?

- Потрогайте свою голову, руки ноги. Что вы чувствуете под кожей?(Учитель демонстрирует на себе, а ученики прощупывают себя)

Демонстрация скелета .

Скелет человека состоит из 220 костей: модель скелета.(параллельно дети рассматривают рисунок в учебнике на с.13 и называют основные кости скелета: череп, позвоночник, рёбра…)

-Что он из себя представляет? (Кости человека).

-Как вы думаете, что заставляет кости двигаться?

(Двигаться кости  заставляют мышцы, а сигнал мышцам даёт мозг.) 

Верно, мышцы главные силачи. Всего в теле человека 650 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.
-Как же работают мышцы?
 При ходьбе человек использует 200 мышц.
Самая сильная мышца  - это наш язык. Мы совершаем работу языком и даже не задумываемся о том как это происходит.

 Ребята, а что нужно делать, чтобы укреплять мышцы.

-Вернёмся к первому вопросу , который мы поставили в начале урока и ответим на него:

1.Благодаря чему человек двигается?

 

 

 

 

  

 Скелет

 

Учащиеся слушают учителя и рассматривают схему скелета человека на слайде.

 

 

Учащиеся высказываются о том, что человек выполняет движения благодаря мышцам.

- Делать физические упражнения, заниматься спортом.

Благодаря мышцам.

Первичная проверка понимания и закрепление.

Учитель предлагает ребятам в парах выполнить задание на карточке  1 мин

Работа в парах по карточкам:

Попробуйте догадаться для чего служат эти части скелета. Работать будете в парах, соединяя части скелета с функцией, которую они выполняют.

Плечевой пояс

Защищает головной мозг

Грудная клетка

Обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем

Позвоночник

Даёт опору внутренним органам

Тазовый пояс

Обеспечивает прочность и подвижность ноги

Скелет ноги

Защищает сердце и лёгкие

-Молодцы, вы справились с работой

 

 

 

 

 

 Работают в парах.

Комментируют выборочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-научиться характеризовать функции

-понимать важность для человека знания работы своих органов движения;

Коммуникативные:

-включать обсуждение в парах;

-учить выслушивать мнение одноклассника и уважать друг друга при работе в группах.

 Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета; имеют целостный, социально ориентированный

В сказке о Василисе – красе-Золотой косе есть такие слова:

Жила-была царевна-краса – Золотая коса.

По земле шла, словно лебедь белая плыла,

И статна и величава, и осанкою красива…

– Как вы понимаете значение слова осанка?

Почему человек должен следить за своей осанкой?

Давайте попробуем провести еще один эксперимент. Я попрошу вас встать , положить на голову дневник  и пройти с ним несколько шагов. Трудно ли было это сделать?

Да. Появилась проблема. А любую  сложную ситуацию нужно решать.

-Как вы думаете: Какие полезные советы могла бы дать нам с вами Василиса?

 

Знакомство с упражнением для осанки.

«Самолет»: ребенок ставит ноги вместе и разводит руки врозь на высоте плеч. Теперь, не сгибая руки в локтях, можно «полетать»: наклонять туловище и руки в разные стороны.

«Руку правую вперёд,

Руку левую вперёд

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолёт»(Учитель показывает и проговаривает)

«Великаны»: дети встают на носочки, руки поднимают вверх. Делают два –три шага вперёд и одновременно смотрят на кончики пальчиков.

-Очень важно делать упражнения на сохранение правильной осанки постоянно. И нельзя забывать о ней, когда вы находитесь в школе. Напомните правила правильной посадки за партой.

 

 

 

 

 

 

Ответы и рассуждения учащихся

Осанка – это привычная поза в покое и в движении.

Правильная осанка влияет не только на внешность, но и на расположение и деятельность внутренних органов.

Дети выполняют упражнения.

Учащиеся делают вывод, что нужно постоянно следить за своей осанкой, выполнять физические упражнения .

Дети делают все вместе.

Ответы детей.

Чтобы твоя спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы, за партой нужно:

- сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос

Познавательные:

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста; делать выводы

 

Включение в систему знаний и повторение

Вернёмся ко второму вопросу нашего урока:

-Что нужно делать, чтобы движения давались легко?

-Ребята, а есть ли среди вас те, кто занимается спортом? Поднимите руки. Молодцы!

Наша Республика тоже  славится великими спортсменами. Среди них есть знаменитый  чемпион 2019 года  по борьбе на поясах  корэш  Раиль  Нургалиев. Каждый день он проводит  много часов в спортзале, чтобы его мышцы были сильными. И порой победы даются ему нелегко. Только упорная работа над собой приносит результаты.

(демонстрируется портрет спортсмена)

-Я уверена, чтозанятия спортом помогут вам стать сильнее и сохранить своё здоровье.

Ответы детей.

Мышцы нужно тренировать и вести активный образ жизни и заниматься спортом

Занятия спортом  и физическим трудом укрепляют мышцы

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание.

- Ребята. Наш урок завершается.

На слайде вы видите радугу наших успехов. Попробуйте завершить высказывания о том, как вы работали на уроке.

-Сегодня, в самом начале урока мы слушали стук своего сердца. У вас на партах лежат сердца.  Напишите  пожалуйста пожелания своим одноклассникам, связанное  со здоровьем.

Сейчас прочитайте ваши пожелания(по группам) и приклейте своё сердечко. Пусть наши сердца соединяться вместе и у нас получится свой символ здоровья – Сердце нашего класса.

«Здоровье – это тот подарок, который человек может подарить себе и отнять у самого себя»

Я желаю Вам, чтобы вы чаще дарили себе этот подарок и работали над укреплением своего организма.

Учебник с.14, 15 . Дополнительно: оставить рекомендации (можно в форме кластера) для сохранения осанки учащихся.

Урок закончился. Дети сдают  работы.

 

 

 

Дети проводят самооценку.

Проговаривают свои фразы.

Учащиеся из своих сердец складывают одно большое сердце.

Регулятивные:

-уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.
 

Интересные факты:

  • Самая маленькая мышца — мышца стремечка.
  • Улыбаясь, мы задействуем 17 лицевых мышц. А для того чтобы выразить неодобрение – 43! Итак, улыбка – не самый лучший способ заставить работать максимальное количество мышц. Улыбайтесь просто так, когда вам грустно или смешно.
  •  Самая сильная мышца в человеческом организме – язык.  Но дело не только в силе, но и в выносливости. Задумайтесь, вы не обращаете внимания на то, что весь день пользуетесь своим языком во время переговоров, за завтраком, обедом и ужином, когда глотаете и т.д. Мы настолько уверены в работоспособности этой мышцы, что даже и не допускаем мысли о том, что она может выйти из строя.
  •  Чтобы сделать «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» необходимо задействовать 200 мышц.
  • Самая длинная кость — бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека. Самая короткая — стремечко, которая расположена во внутреннем ухе. Ее длина всего 3-4 миллиметра.
  • При рождении скелет ребенка насчитывает 300 костей. С возрастом их количество уменьшается до 206. Такая анатомическая «странность» имеет простое объяснение. Некоторые кости состоят из нескольких составных костей, которые впоследствии срастаются, образуя одну.
  •  Утром мы на 1 см выше, чем вечером. Хрящи, соединяющие кости в большей степени испытывают на себе действие закона всемирного тяготения. В результате, в течение дня сжимаются, «благодаря» чему к вечеру мы теряем в росте до 1 см.
  •  Ноги – это 25% всех костей. Вы можете не особо заботиться о своих ногах. Но это основа нашего здоровья. Они несут на себе всю тяжесть, как в прямом, так и переносном смыслах. Из 200 костей 52 находятся в ногах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок окружающего мира "Твое первое знакомство со звездами. "Солнечная семья" (Начальная школа XXI века)

Урок в игровой форме знакомит учеников с достаточно сложными терминами, дает первичное представление о солнечной системе....

Урок окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс.

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое река?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое река?»Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятии «река»; формирование знаний о характеристике реки; формирование умения опр...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» Цели деятельности учителя: знакомство с понятиями «водоём», «болото»; формирование знаний об особенностях растительн...

Технологическая карта урока окружающего мира "Могут ли обидеть жесты и мимика" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о понятии «жесты» и «мимика».Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «жесты» и ...