Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Государственный бюджет» по
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Государственный бюджет." Автор  учебника: А. А. Плешаков. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr._mira.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект  урока окружающего мира в 3 классе по теме

«Государственный бюджет»

(А.А. Плешаков. Школа России)

Тип урока: комбинированный

Цели урока: познакомить с понятием государственный бюджет, из чего он складывается, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, воспитывать трудолюбие, честность.

Оборудование: А.А. Плешаков. Учебник  Окружающий мир  для 3 класса. Ч.2. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2012.; Плешаков А.А. Рабочая тетрадь.  3 класс. Ч.2. М.: Просвещение, 2013; Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2014.

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: создать комфортную психологическую атмосферу урока.

Придумано кем-то

Просто и мудро,

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Проверьте, все ли у вас готово:  Учебник, дневник, рабочая тетрадь, пенал.

II.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы знакомились с тем, что такое «деньги». Для того, чтобы проверить что вы знаете,  выполните тест. (Раздать тетради). На каждый вопрос - один правильный ответ. Кроме последнего, там несколько ответов, а сколько вы решите сами.  На работу вам 3 минуты. Приступайте. (Самостоятельная работа)

III.

Постановка учебных задач. Сообщение темы урока.

Цель: нацелить каждого ученика на решение УЗ, создание проблемной ситуации.

IV.

Изучение нового материала.

Цель: поиск решения УЗ, организация обмена  мнениями при решении УЗ, фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

V.

Закрепление.

Решение частных задач

Цель: первичный контроль, корректировка своих знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать экономику и нам нужно разгадать  загадки: (на доске текст)

1. Долго составлял экономист

 План расходов и доходов,

В чернилах весь его манжет.

Зато готов для всех….       что? ".

2."Возьми ты первую из нот

И к ней добавь ты слово "ход",

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает"  О чем же он мечтает?

3.

"Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоили нитки.

Получил одни… что?".

4."В любом, чтоб в государстве жить

Их нужно обязательно платить.

Как говорится: "Волка кормят ноги",

А для государства нужны…что?

- Вы слышали  слово «бюджет»?

-  Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей)

- У этого слова есть четкое определение. Давайте посмотрим на слайд, и прочитаем что написано в толковом словаре. (Спросить любого ученика прочитать)

 Бюджет – это роспись денежных доходов и расходов за определенный период времени.

- А как вы думаете, слово "бюджет" - русское или пришло из другого языка? (Ответы детей)

- Это слово пришло к нам из английского языка и обозначает «денежную сумку» (ПРИКРЕПИТЬ СУМКУ НА ДОСКУ)

- Итак, бюджет - это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

- Сегодня мы познакомимся с государственным бюджетом, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.

- Итак, тема нашего урока "Государственный бюджет" (запись на доске)

 На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия "доходы и расходы бюджета"

Те, кто имеет дело с деньгами, еще до того, как они получены и истрачены, должны подсчитать, сколько денег поступит в кошелек из разных источников и сколько будет истрачено на разные нужды.  Так и наше государство заранее знает  какие доходы оно получит в следующем году и на что сможет потратить  полученные средства. Для этого составляют план доходов и расходов государства.

План доходов и расходов  денежных средств страны  называют   государственным бюджетом.

 (на рисунок сумки, вывешивается надпись "государственный бюджет")

- Положите в эту "сумку" монетки (магнитики желтые)

Сейчас вы пополнили "бюджет", и деньги, которые были вложены в кошелек, имеют свое название…

 ( Откройте учебник на стр. 71 рассмотрите рисунок, какое это слово?)

 "доход". (На доске появляется табличка со словом "доход".)

Доходы  исчисляются в денежном выражении за определенный период времени, чаще всего за месяц или за год.

Доход – приход, приток денежных средств или вещей. Дал вам кто-нибудь деньги, вещи – это доход.

Попробуйте подобрать слово-антоним,  для  этого слова. (Расход)  

Деньги,  которые тратятся из бюджета, - расходы.

Расходов существует множество и  их  никак не избежать.

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради, стр. 46, № 1

- Какие слова вы сможете соединить с его определением? (бюджет, доходы, расходы). Выполните задание самостоятельно.

 Взаимопроверка.

- Какое понятие вам не знакомо ещё? Налоги.

Работа по учебнику. 

Откройте учебник на странице 72. Рассмотрите таблицу.

Как автор учебника объясняет из чего складывается бюджет? 

- Что же такое налоги? (Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству) Соедините

Налоги – недобровольные взносы, они взимаются в принудительном порядке. Именно они в основном формируют доход государства, пополняют казну. Тех, кто платит налоги, называют налогоплательщиками. Если налоги собирают не полностью, то наступают тяжелые для государства времена – нечем платить заработную плату государственным служащим, военным, учителям и всем другим, получающим деньги из государственных и местных бюджетов.  За правильностью начисления и уплаты налогов следит специальных государственный орган – налоговая инспекция, куда граждане и организации сдают свои отчеты о полученных доходах.

Итак, бюджет это некий «кошелек». Когда у государства появляется необходимость, оно берет деньги из этого кошелька.

- Как вы думаете, на что государство расходует бюджет? (На образование, медицину, содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, выплату пенсий и пособий).

Что значит государство содержит образование? Что государство обеспечивает в образовании? На что выделяет деньги? ( Строительство образовательных учреждений: школы, детский сады, институты, техникумы; на оборудование: доска, парты, библиотека, на обучение учеников, зарплата учителям)

Медицина? (Медикаменты, медицинское оборудование, лекарства, зарплата медицинским работкам, некоторые операции)

Армия и полиция? (Форма, зарплата, учения, питание, льготы, оружие)

Охрана природы? ( содержание заповедников, парков; обеспечение чистоты улиц,  обеспечение защиты от браконьерства,)

Наука и культура? (оборудование, спонсирование разработок научных исследований;  содержание музеев, театров)

Пенсии и пособия? (Льготы)

 И если, люди перестанут платить налоги,  то в кошельке рано или поздно деньги закончатся. А значит, государство не сможет обеспечить нам образование, лечение, выплату пенсий и т.д.

Работа с рабочей тетрадью, страница 47, упр. 2

Рассмотрите таблицу. Работа в парах.

VI.

 Рефлексия.

Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.

А сейчас давайте посмотрим, насколько вы разобрались в понятиях.

Запишите отгадки к загадкам на листочке и оцените себя в баллах: 0,1,2,3,4.

1. «Долго составлял экономист

 План расходов и доходов,

В чернилах весь его манжет.

Зато готов для всех… (бюджет)».

- Как ты понял что это бюджет?

2. "Возьми ты первую из нот

И к ней добавь ты слово "ход",

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает" (доход).

- Почему ты  так думаешь?

 Какую первую ноту ты взял?

3."Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоили нитки.

Получил одни… (убытки) – (расходы) ".

 4.

"В любом чтоб в государстве жить

Их нужно обязательно платить.

Как говорится: "Волка кормят ноги",

А для государства нужны…(налоги)".

- Кто доволен своим результатом?

 

VII.

Итог урока.

Домашнее задание 

Давайте подведем итог сегодняшнего урока. Прочитаем на странице 76 вывод, ответим на вопросы учебника.

 

Дома: 1) вы прочитаете учебник, на страницах 73-76,запомните новые слова.

2) по выбору: в рабочей тетради выполните творческое задание №4, на странице  48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" ( 3 класс, УМК "Школа России")

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" (УМК "Школа России"). Экономические темы сложны для понимания ребёнком. Поэтому я стараюсь донести информацию доступным способо...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Государственный бюджет"

Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"...

конспект урока по окружающему миру 3 класс "Государственный бюджет"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Государственный бюджет»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о понятиях «налоги», «доходы» и «...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Государственный бюджет"

Тема урока: Государственный бюджетТехнологическая карта окружающего мира по теме "Государственный бюджет" составлена по УМК "Школа России" А.А. Плешакова. Технология: системно-деят...