Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Иванова Галина Анатольевна

Урок окружающего мира 3 класс

по теме: «Заглянем в крестьянскую избу»

(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx122.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Этап урока, время

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Компетент-ность (УУД)

Организационный этап, 1-2 мин.

Метод стимулирования

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Послушайте пословицы

Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живешь.

Мой дом- моя крепость.

Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок?

Настраиваются на урок. Успокаиваются после перемены.

Коммуникативнаясоциальная

Актуализация знаний, 3-4 мин.

Словесный метод: беседа.

ТСО

- О чем на прошлом уроке мы так много говорили?

Что такое землянка?

Выбери нужный ответ:

  1. Хата-Мазанка
  2. Сакля
  3. Чум
  4. Юрта
  5. Изба

- Какими были жилища

Домашнее задание: пересказ

Предметные учебные действия

Постановка темы урока,

4-5 мин.

Слайд 1

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

Наглядный метод: иллюстрация.

ТСО

- Посмотрите, на экран и предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

- Именно о доме, о жилище людей в старину мы будем говорить сегодня на уроке.

- Какую цель вы для себя поставите?

- Что бы вы хотели узнать?

-Кто нам в этом поможет?

- Что нам в этом поможет?

- О домах в которых жили наши предки.

Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри

Умение ставить цели, планировать работу

Изучение нового материала,

20-25 мин.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 5

Слайд 6

Индивидуально-творческое задание

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Словесный метод: объяснение, рассказ,  беседа,

учебная дискуссия.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, моделирование, учебная дискуссия Наглядный метод: демонстрация, наблюдение, иллюстрация.

ТСО

ТСО

ТСО

ТСО

ТСО

Работа по учебнику

Индивидуально-творческое задание

ТСО

ТСО

Показ макета избы и в ней лампады, далее

ТСО

ТСО

ТСО

  1. Что же означает слово «дом»?

  1. Прочитайте слова, записанные у на доске.
  2. 3  Что их объединяет?

- Особое внимание я бы хотела обратить на слово кров. 

Поднимите руку те, кто его слышал раньше?

–Слово «кров» возникло слова кровля, что значит крыша.

- Долгое время на Руси пользовались полуземляными жилищами. Крыша такого дома опиралась на землю. Иногда в яме делался сруб, который снаружи засыпали землей. Полы были земляные, утоптанные, промазанные глиной.

-

 Прочитай пословицу. «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, где ты живешь».

 Как вы думаете можно ли по дому узнать, где живет его житель?

- Я вам расскажу особенности домов на Руси, а вы попробуете определить, какой из этих домов, находится на севере, а какой на юге. Слайд 3

- В этой части станы много глины и часто бывает засуха, вокруг него широкая степь.  Хата-мазанка

- В этой части страны холода и много влаги, поэтому леса очень много. ИЗБА

Слово "изба" связана с глаголом "истопить". Изба значит отапливаемое помещение - сруб с печью,

 а неотапливаемое помещение называли клетью.

С каким словом похоже слово «клеть»?

- Посмотрите на доску и установите соответствие. Как выглядела изба начиная с 8 века. C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\0007-005-Izba-drevnikh-slavjan.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сама.gifC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сама 2.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\1000064_m.jpg

     8 век             9 век               10 век              11 век

- И чего строили избы?

- Из какой породы деревьев? Почему именно деревья? Что значит строить «во мху»?

На эти вопросы нам поможет ответить.....

Сообщение подготовленное самостоятельно дома.

№1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху».

- Теперь мы можем ответить на вопросы?

Работа с учебником

- Откройте стр.62 Прочитайте  Заглянем в крестьянскую избу

1.Без чего не бывает избы?  

2. Как вы понимаете выражение: топить печь по – чёрному.

3 Захотелось ли тебе пожить в такой избе?

4. Как вы понимаете выражение: «Без печки изба – не изба»?

- А как еще использовали печь нам расскажет.......

- А вы считайте сколько же функций она выполняла. 

Сообщение подготовленное самостоятельно дома.

№2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувку, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами.

- Сколько же вы насчитали? Назови.

А какие сказки вы знаете, где упоминается печь и изба?

*– А кто из вас знает, что обозначает это выражение «Начни танцевать от печки».

- Что самое главное в избе?

Расскажу об одном интересном углу, который был в каждом доме, а вы мне ответите зачем он нужен.

Наискосок от печи находился «Красный угол». Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Здесь всегда горел «небесный» огонь – лампада. В доме всегда горели два огня– земной и небесный. Один - для души, другой - для тела.

- Что за огонь для души/тела?

 

 

- Наши предки предпочитали верить в разные суеверия. Например, они думали, что за печкой у них живёт домовой. Он бережёт домашний уют, следит за порядком.  Слайд 8

- Как ты думаешь домовой – это реальное или сказочное существо?

- Как называли древние славяне волшебных существ, которые жили в лесу? В водоёме?

1. Это то место, где мы живём

 

2Дом, кров, жилище.

3.Значение, место где живут.

Поднимают руки.

Рассматривают иллюстрации.

Запоминают значение слова «кров».

Знакомятся с полуземлянками в которых жили наши предки.

Читают пословицу.

Выдвигают гипотезу.

Проверяют, гипотезу, делают вывод: что по дому можно узнать, где живет его обитатель.

Знакомятся с историей возникновения слова изба.

Околеть - это значит замерзнуть.

Устанавливают соответствие, рассматривают, сравнивают, ищут отличия и сходства.

- Дерево.- Сосна или ель.

Леса было много.-

Слушают выступление подготовленного ученика. Ищут ответы на вопросы.

Мхом утепляли избу

Открывают учебник.

1  Без печи

2 Без дымохода.

  1.  Нет

4.Изба, называется так потому, что в ней тепло.

Слушают выступление

Считают функции которые выполняла печь:

  1. Отапливала,
  2. в ней готовили еду,
  3. сушили одежду рыбу,
  4. в печи парились и мылись,
  5. на ней спали,
  6. рассказывали детям сказки.

1.Емеля - «По щучьему велению»;

 2. Илья Муромец; 3. Колобок;

4. «Гуси- лебеди» и др.

обозначает оно, что начинать нужно с главного, с самого начала.

– это печь.

Выслушивают рассказ, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы:

- Красный угол, в нем находились иконы, славяне молились богам.

- Лампада для души, печь – тела.

Предположение детей

Леший, водяной.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Закрепление новой темы,

5-6 мин.

Слайд 11

Работа по учебнику;

Практический метод

(работа в парах)

ТСО

- Давайте закрепим полученные знания на уроке.

- Вставь пропущенные слова

КАРТОЧКА (работа в парах) с 41.

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей __, __, особенностей ____, которые были приняты в данной местности. Сначала дома строились только ___, дворы были очень большими, _______. Это оберегало дома от __. По этой же причине при великих __ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

*- Нарисуй избу.

В парах выполняют задание поиск по учебнику, вставляют пропущенные слова.

Природы, климата, строительства,

деревянные, просторными, пожаров, князьях, еду, хлеб.

* Рисуют избу.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Итог занятия, 2-3 мин.

Домашнее задание

Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение.

  1. Какова тема нашего урока?  

  1. Что узнали нового?

  1. В каких домах жили люди в старину?
  2.  Что обозначает слово изба?

5. Что главное в избе?

6. Что обозначает слово кров?

7. Как утепляли стены?

8.  Как называлось место, где висели иконы?

9. О чем бы вы рассказали своим друзьям, родителям.

10. Выставление оценок

- Достигли поставленной цели? Кто достиг покажите мне «+», а для кого это занятие не принесло никакой пользы «-» .

Учебник страница 56-61 пересказ.

Урок окончен. Спасибо за работу.

1. Заглянем в крестьянскую избу

2. Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри...

3. В деревянных избах

4. Отапливаемое  помещение

5. Печь

6. Кровля – крыша

7. С помощью мха

8. Красный угол

Оценивают достижение цели.

9. Ответы ребят

Умение анализировать достижение цели

Приложение.

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

№1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху».

№2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. Печь не только обогревала дом, на ней ещё сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. В русских народных сказках печь часто упоминается и бывает связана с главным героем.