Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира 3 класс
по теме: «Заглянем в крестьянскую избу»
(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 122.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Этап урока, время | Методы формы работы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Компетент-ность (УУД) |
Организационный этап, 1-2 мин. | Метод стимулирования | -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Послушайте пословицы Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живешь. Мой дом- моя крепость. Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок? | Настраиваются на урок. Успокаиваются после перемены. | Коммуникативнаясоциальная |
Актуализация знаний, 3-4 мин. | Словесный метод: беседа. ТСО | - О чем на прошлом уроке мы так много говорили? Что такое землянка? Выбери нужный ответ:
| - Какими были жилища Домашнее задание: пересказ | Предметные учебные действия |
Постановка темы урока, 4-5 мин. Слайд 1 | Словесный метод: беседа, учебная дискуссия. Наглядный метод: иллюстрация. ТСО | - Посмотрите, на экран и предположите, о чём пойдёт речь на уроке? - Именно о доме, о жилище людей в старину мы будем говорить сегодня на уроке. - Какую цель вы для себя поставите? - Что бы вы хотели узнать? -Кто нам в этом поможет? - Что нам в этом поможет? | - О домах в которых жили наши предки. Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри | Умение ставить цели, планировать работу |
Изучение нового материала, 20-25 мин. Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 5 Слайд 6 Индивидуально-творческое задание Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, учебная дискуссия. Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, моделирование, учебная дискуссия Наглядный метод: демонстрация, наблюдение, иллюстрация. ТСО ТСО ТСО ТСО ТСО Работа по учебнику Индивидуально-творческое задание ТСО ТСО Показ макета избы и в ней лампады, далее ТСО ТСО ТСО |
- Особое внимание я бы хотела обратить на слово кров. Поднимите руку те, кто его слышал раньше? –Слово «кров» возникло слова кровля, что значит крыша. - Долгое время на Руси пользовались полуземляными жилищами. Крыша такого дома опиралась на землю. Иногда в яме делался сруб, который снаружи засыпали землей. Полы были земляные, утоптанные, промазанные глиной. - Прочитай пословицу. «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, где ты живешь». Как вы думаете можно ли по дому узнать, где живет его житель? - Я вам расскажу особенности домов на Руси, а вы попробуете определить, какой из этих домов, находится на севере, а какой на юге. Слайд 3 - В этой части станы много глины и часто бывает засуха, вокруг него широкая степь. Хата-мазанка - В этой части страны холода и много влаги, поэтому леса очень много. ИЗБА Слово "изба" связана с глаголом "истопить". Изба значит отапливаемое помещение - сруб с печью, а неотапливаемое помещение называли клетью. С каким словом похоже слово «клеть»? - Посмотрите на доску и установите соответствие. Как выглядела изба начиная с 8 века. 8 век 9 век 10 век 11 век - И чего строили избы? - Из какой породы деревьев? Почему именно деревья? Что значит строить «во мху»? На эти вопросы нам поможет ответить..... Сообщение подготовленное самостоятельно дома. №1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху». - Теперь мы можем ответить на вопросы? Работа с учебником - Откройте стр.62 Прочитайте Заглянем в крестьянскую избу 1.Без чего не бывает избы? 2. Как вы понимаете выражение: топить печь по – чёрному. 3 Захотелось ли тебе пожить в такой избе? 4. Как вы понимаете выражение: «Без печки изба – не изба»? - А как еще использовали печь нам расскажет....... - А вы считайте сколько же функций она выполняла. Сообщение подготовленное самостоятельно дома. №2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувку, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. - Сколько же вы насчитали? Назови. А какие сказки вы знаете, где упоминается печь и изба? *– А кто из вас знает, что обозначает это выражение «Начни танцевать от печки». - Что самое главное в избе? Расскажу об одном интересном углу, который был в каждом доме, а вы мне ответите зачем он нужен. Наискосок от печи находился «Красный угол». Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Здесь всегда горел «небесный» огонь – лампада. В доме всегда горели два огня– земной и небесный. Один - для души, другой - для тела. - Что за огонь для души/тела?
- Наши предки предпочитали верить в разные суеверия. Например, они думали, что за печкой у них живёт домовой. Он бережёт домашний уют, следит за порядком. Слайд 8 - Как ты думаешь домовой – это реальное или сказочное существо? - Как называли древние славяне волшебных существ, которые жили в лесу? В водоёме? | 1. Это то место, где мы живём
2Дом, кров, жилище. 3.Значение, место где живут. Поднимают руки. Рассматривают иллюстрации. Запоминают значение слова «кров». Знакомятся с полуземлянками в которых жили наши предки. Читают пословицу. Выдвигают гипотезу. Проверяют, гипотезу, делают вывод: что по дому можно узнать, где живет его обитатель. Знакомятся с историей возникновения слова изба. Околеть - это значит замерзнуть. Устанавливают соответствие, рассматривают, сравнивают, ищут отличия и сходства. - Дерево.- Сосна или ель. Леса было много.- Слушают выступление подготовленного ученика. Ищут ответы на вопросы. Мхом утепляли избу Открывают учебник. 1 Без печи 2 Без дымохода.
4.Изба, называется так потому, что в ней тепло. Слушают выступление Считают функции которые выполняла печь:
1.Емеля - «По щучьему велению»; 2. Илья Муромец; 3. Колобок; 4. «Гуси- лебеди» и др. обозначает оно, что начинать нужно с главного, с самого начала. – это печь. Выслушивают рассказ, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: - Красный угол, в нем находились иконы, славяне молились богам. - Лампада для души, печь – тела. Предположение детей Леший, водяной. | Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать. |
Закрепление новой темы, 5-6 мин. Слайд 11 | Работа по учебнику; Практический метод (работа в парах) ТСО | - Давайте закрепим полученные знания на уроке. - Вставь пропущенные слова КАРТОЧКА (работа в парах) с 41. Внешний вид дома всегда зависел от окружающей __, __, особенностей ____, которые были приняты в данной местности. Сначала дома строились только ___, дворы были очень большими, _______. Это оберегало дома от __. По этой же причине при великих __ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______. *- Нарисуй избу. | В парах выполняют задание поиск по учебнику, вставляют пропущенные слова. Природы, климата, строительства, деревянные, просторными, пожаров, князьях, еду, хлеб. * Рисуют избу. | Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать. |
Итог занятия, 2-3 мин. Домашнее задание | Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение. |
5. Что главное в избе? 6. Что обозначает слово кров? 7. Как утепляли стены? 8. Как называлось место, где висели иконы? 9. О чем бы вы рассказали своим друзьям, родителям. 10. Выставление оценок - Достигли поставленной цели? Кто достиг покажите мне «+», а для кого это занятие не принесло никакой пользы «-» . Учебник страница 56-61 пересказ. Урок окончен. Спасибо за работу. | 1. Заглянем в крестьянскую избу 2. Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри... 3. В деревянных избах 4. Отапливаемое помещение 5. Печь 6. Кровля – крыша 7. С помощью мха 8. Красный угол Оценивают достижение цели. 9. Ответы ребят | Умение анализировать достижение цели |
Приложение.
Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.
Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.
№1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху».
№2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. Печь не только обогревала дом, на ней ещё сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. В русских народных сказках печь часто упоминается и бывает связана с главным героем.