Урок окружающего мира. "На что похожа наша планета". 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира. "На что похожа наша планета". 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

«На что похожа наша планета»-1класс «Школа России»

Тип урока: знакомство с новым знанием

Тема: На что похожа наша планета.

Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму.

Задачи:

  1. Обучать логическим приемам доказательства выдвигаемых предположений о форме Земли.
  2. Формировать навыки моделирования собственных представлений.
  3. Развивать речевые навыки и наблюдательность.

Планируемый результат:

Предметные:

  1. Обучающийся узнает, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус-модель Земли.
  2. Ученик научится приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты
  3. Ученик получит возможность использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты
  4. работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

      Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

      Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

      Познавательные УУД: осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). 

Личностные УУДпонимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, плоское блюдо, мяч; фигурки для демонстрации опытов на блюде и мяче;  глобус; детский волчок; макет для показа движения Земли  вокруг Солнца, цветные карандаши, листы для индивидуальной работы.

                                             Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Мотивация и целеполаганне 

4. Работа по теме урока

Физкультминутка

5.Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий в листах  для индивидуальной работы.

 

Физкультминутка

6. Рефлексия

 

- Проверим готовность к уроку.

. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.

-Ребята, в каком городе мы живем?

В какой стране?

- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как она называется?

-Люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля, высказывали множество предположений о форме Земли. Предлагаю рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета.

- Учитель показывает большую тарелку и большой мяч.

- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (Учитель показывает с помощью фигурки человека, как можно дойти с одного края тарелки на другой край) . Но пока никому это не удалось.

- А если предположить, что Земля имеет форму шара (как мяч), можно ли дойти до края? (Учитель демонстрирует с помощью фигуры человека и мяча).

- И значит, многие люди ходят по ней вверх ногами? (учитель демонстрирует).

 

 - На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

 - Какова тема урока?

 - Каковы цели урока?

 Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

Для этого все мы сегодня на уроке побываем в роли научных сотрудников.

-Результаты своих  научных доказательств будем отмечать в листах для индивидуальной работы.

-Когда мы стоим на открытой местности (Слайд 3), Земля кажется нам плоской, как это блюдо.           (Демонстрация блюда)                                                            

 Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.                                                                                  (Слайд 4)

-В древние времена люди представляли Землю так.

Считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов.      Слайд 5

Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.                             Слайд 6

Древние греки представляли, что по небосводу двигался бог Солнца на золотой колеснице, которая поднималась ежедневно из вод Океана и погружалась в него вечером.                                                                                             Слайд 7

  Но  потом некоторые  стали сомневаться, так ли это. Во-первых, если Земля плоская, то рано или поздно, можно дойти до края земли. Но никому это не удавалось. Если человек шел или плыл вперед, то линия края тоже отодвигалась.  Слайд 8

Вв-вторых, одна экспедиция по командованием мореплавателя Магеллана обошла вокруг Землю, не меняя направления и вернулась домой через 3 года. Экспедиция была трудной и опасной. Из 5 кораблей прибыл только 1.Погиб Магеллан.  Но тем не менее она состоялась. Она показала, что люди могут совершать кругосветные путешествия, не боясь уплыть за край Земли.                                  Слайд 10, 11.

Какой же самый надежный способ определить форму Земли? Как вы думаете?

Вывод: посмотреть на планету со стороны.

 - В наши же дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля действительно имеет форму шара. 

- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта? 

- Вот такой увидел нашу планету первый космонавт Ю.А. Гагарин.

 -Какое предположение  правильное?

Сделаем вывод о форме Земли.

- Сравните  рисунки

На листах для  индивидуальной работы   в задании 1 отметьте, какое изображение правильное?

-Проверьте по слайду

- Выполните задание 2

- Обведите предметы, на которые   похожа наша планета.

Объясните свое решение

-Проверьте.

Один, два, три, четыре, пять

В космос мы летим опять

Отрываюсь от земли


Долетаю до луны

На орбите повисим

И опять домой спешим

А теперь отгадайте загадку:

- На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Что это?

- Глобус – это модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли.

- Много-много лет назад один учёный Мартин Бехайм впервые создал модель Земли – глобус.

-Земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и всё на Земле, удерживает земное притяжение.

Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У неё нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия.

-Земля неподвижна или движется?

А на этот вопрос нам помогут ответить Звездочеты, которые пришли к нам в гости. Звездочёт 1.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Звездочёт.

У ночного звездочёта
Очень трудная работа,-
Чтобы звёзды сосчитать,
Нужно очень много знать.

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы отправимся на планету, где есть жизнь. Это планета, на которой мы живём. Планета Земля.

Звездочет 2.

Земля – третья от Солнца планета. Землю называют голубой планетой, потому что из космоса она выглядит голубой: ведь воды морей и океанов покрывают большую часть ее поверхности. Нашу планету назвали в честь греческой богини Геи, матери гор, долин, ручьёв, лесов и полей.

Планета Земля имеет форму шара, немного сплюснутого с полюсов. Земля вращается вокруг звезды, дающей жизнь – Солнца. Она движется по орбите, похожей на сплюснутый круг. Чтобы пройти вокруг Солнца, Земле требуется 365 суток и 6 часов. Это один год. Так весна сменяет зиму, за летом наступает осень. Также Земля вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси – это сутки (24 часа). Они включают светлые часы – день и темные часы – ночь.

Звездочёт 1.

Как же происходит смена дня и ночи? Проведем опыт.

Учитель.

Возьмем лампу – это будет наше Солнце и глобус – это Земля. Прикрепим на одну половину шара мальчика, а на другую девочку. Сейчас у нас освещена только та часть, на которой расположен мальчик – там день, а на той части, где расположена девочка – ночь. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то вращаем наш глобус. Мальчик перемещается на неосвещенную часть шара, а девочка – на освещенную часть. Таким образом, там, где находится девочка – день, а где находится мальчик – ночь.

Делаем вывод:  Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка. Там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря –

Все называется Земля!

-На листах для индивидуальной работы найдите задание 3 и отметьте, какая схема правильная.

- Проверьте и сделайте отметку о выполнении задания.

Проверьте

На ноге стоит одной.

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты, как глобус покрутись,

А теперь – остановись!

-С помощью глобуса раскрась на рисунке нашу планету.

-Найдите на глобусе воду и сушу.

Сине-голубые участки-моря и океаны. Зеленые и желто-коричневые участки суши.

- Мы открыли сегодня с вами  много новых знаний, а теперь предлагаю вам применить полученные знания, выполнив   задания в парах:

Игра «Составь правильно предложение».

-Отгадайте загадки:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка ,ни лица

Знают все и млад и стар,

что она – большущий шар.

-На ноге стоит одной,

крутит, вертит головой.

Нам показывает страны

Горы, реки, океаны.

- Вернемся к учебной задаче урока. Какую цель поставили перед собой? 

 

- Удалось ли нам это доказать. 

- Что нового узнали на уроке?

 Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов самооценки:

- зеленый – все понятно, было легко;

- желтый-испытывали затруднения;

- красный – было трудно.

- В чем испытывали затруднения?

- Очень рада, что зеленых кружков у нас больше, чем красных.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

 

Проверяют готовность к уроку

Высказывания обучающихся

Высказывания обучающихся

Дети высказывают свои предположения

Да.

Слайд 1 множество предположений о форме Земли.

Нет, будем ходить вокруг.

Учащиеся выдвигают предположения

Обучающиеся называют тему урока и цели урока

Слайд 2 – тема урока

Высказывают предположения.

Слайд 4-вид Земли из космоса

обучающиеся находят доказательства верного предположения и делают вывод о том, что Земля имеет шарообразную форму

Слайд 5-плоская и шарообразная Земля

Слайд-6-изображение Земли шарообразной формы

Обучающиеся выполняют  задание 1

и делают отметку об ответе

выполняют задание 2 на листах для индивидуальной работы

слайд 7

Яблоко тарелка апельсин огурец арбуз

 проверяют по слайду 8 презентации и делают отметку об ответе.

Ходьба на месте.
Соединить руки над головой.
Подпрыгнуть

Руки в стороны, покружиться.
Покачать руками вперед-назад.

Ходьба на месте.

Глобус

Высказывания детей

СЛАЙД

выполняют  задание 3

Дети в парах анализируют рисунки-схемы.

Самопроверка  

 

На глобусе находят воду и сушу, используют необходимые цветные карандаши.

Слайд 11  - рисунок  в цвете т.с.33 планета Земля

Работа в парах

Земля

глобус

Лист для индивидуальной работы

________________________________________________________________________________

                                                                                         

Задание 1 . Какое изображение Земли правильное?                                                                

            Картинки по запросу земля плоская                                               Картинки по запросу планета земля

Задание 2. На что похожа наша планета?                                                                                  

C:\Users\User\Desktop\саша\МАМА\Урок 2019\6XZSr6ddCl6cxfo0UchP.jpgC:\Users\User\Desktop\Без названия (1).jpegC:\Users\User\Desktop\Без названия.jpegC:\Users\User\Desktop\1249013742_w640_h640_tarelka-dlya-pasty.jpgC:\Users\User\Desktop\32a074858cfe875cb16d47a91e7d3c93.jpg

Задание 3. Какая схема правильная?                                                                                            

А. Земля движется вокруг Солнца

C:\Users\User\Desktop\2.jpg

                     

           

           

   Б.Солнце движется вокруг Земли  

          C:\Users\User\Desktop\1.jpg

                 

                       

Задание 4. С помощью глобуса раскрась на рисунке нашу планету.

Картинки по запросу "планета земля раскраска""

C:\Users\Александр\Desktop\DsCEIFAX4AAQUd-.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира

Слайд 3

На что похожа наша планета

Слайд 10

Задание 1 . Какое изображение Земли правильное?

Слайд 11

Задание 1 . Какое изображение Земли правильное?

Слайд 12

Задание 2. На что похожа наша планета?

Слайд 13

Задание 2. На что похожа наша планета?

Слайд 14

В 1492 г. первый европейский глобус Земли изготовил астроном М.Бехайм из Германии.

Слайд 16

Задание 3. Какая схема правильная? А . Земля движется вокруг Солнца Б. Солнце движется вокруг Земли

Слайд 17

Задание 3. Какая схема правильная? А . Земля движется вокруг Солнца Б. Солнце движется вокруг Земли

Слайд 19

Наша планета называется… Земля Она имеет форму… шара Земля движется вокруг… солнца Земля движется вокруг своей … оси Глобус – это… модель Земли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"

  ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕАвтор:  Козырева Наталья АлександровнаМесто работы, должность:  МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов Регион:  Краснодарский край ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА Уровень об...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета"

Конспект составлен к учебнику А.А.Плешакова. К конспекту прилагается презентация. viki.rdf.ru...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: НА ЧТО ПОХОЖА НАША ПЛАНЕТА Цели деятельности учителя: познакомить с формой и движением Земли, с глобус...

Технологическая карта урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" (УМК "Школа России",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для систематизации и расширения знаний учащихся о нашей планете -Земля; формирование умений применять полученные знания ...

Урок окружающего мира «На что похожа наша планета»

Ознакомить  обучающихся с формой и движением Земли, с глобусом....