Технологическая карта урока окружающего мира для 4 класса по теме: "Степь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Технолгическая карта урока окружающего мира для 4 класса по теме: "Степь" разработана с указанием образовательных технологий. 

Цель урока: формирование представления о природной зоне степей.

Задачи урока

Дидактические: ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром.

Развивающие: развивать умение работать с картой, дополнительной литературой.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

 

Анализ технологической карты
Тема урока: В широкой степи.
Цель урока поставлена, задачи определены. Все этапы урока присутствуют,
время распределено целесообразно.
Для каждого этапа определены используемые методы обучения. Однако не
на всех этапах были обозначены образовательные технологии.

 

Общая оценка: 4 (хорошо)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. участника Губанова Виктория Владимировна

Тема урока:  В широкой степи

Класс 4

Цель урока:  формирование  представления о природной зоне степей.

Задачи урока

Дидактические:  ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром.

Развивающие: развивать умение работать с картой,  дополнительной литературой.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» 4 класс, авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы.

Технологии

Деятельность учителя

        

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронатальная,

И-индивидуальная,

П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства, интегративное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Организационный этап

3 мин.

Эмоционально настроить детей на работу.

Проверить готовность к уроку.

Метод: словесный.

Приветствует класс.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

И за работу получать

Только лишь оценку пять!

- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по нашей стране. В пути мы узнаем много интересного.

Приветствуют учителя.

Форма: фронтальная.

-

-

-

Актуализация знаний

7 мин.

Настроить учеников на работу по новой теме, опираясь на уже имеющиеся знания.

Метод: практический.

Приём: письмо

Использование исследовательского метода в обучении

Какие природные зоны мы изучили?

С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, из которой было отправлено письмо.

1 ряд – 1 письмо

2 ряд- 2 письмо

3 ряд – 3 письмо

Изучите письма, подготовьте ответ, откуда оно пришло.

Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи?

а) сосна – мышь – ястреб (в лесу)

б) ягель – олень – волк (в тундре)

в) рачки – сайка – чайка (в арктической пустыне)

Арктическая или ледяная пустыня, тундра, зона лесов.

1 ряд: зона лесов

2 ряд: Арктика

3 ряд: Тундра)

фронтальная работа

-

Опрос

представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; развивать умение работать с картой,  дополнительной литературой, учить наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Определение темы и цели урока

5 мин.

Определить тему и цель урока.

Метод: практический.

Приём: кроссворд

Информационно-коммуникационные технологии

Разгадайте кроссворд.

1.Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.

2.Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок.

3Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

4.В народе это дерево часто называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

5.Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

А теперь посмотрите на слайд. Какое слово получилось?

Предположите тему урока

Верно, тема «В широкой степи».

Вспомните план изучения природной зоны и определите задачи урока.

Молодцы.

Брусника

Лиственница

Медведь

Липа

Ольха

Степь

Узнать местоположение степей;

Климат степей;

Растительный мир степей;

Животный мир степей;

Занятия населения;

Экологические проблемы степей.

(слайд)

фронтальная работа

-

-

Первичное усвоение новых знаний.13 мин

Опираясь на жизненный опыт учащихся, ознакомить их с новым материалом.

Метод: практический.

Приём: упражнения.

Использование исследовательского метода в обучении

Обучение в сотрудничестве

Здоровье сберегающие технологии

Для того, чтобы узнать о зоне степей все то, что мы запланировали, разделимся на группы.

Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помощницы с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.

 Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей, расскажут о климате степи.

Ботаники, также пользуясь учебником, расскажут нам о растительном мире степей.

 

Зоологи подготовят рассказ о животных.

Физ. мин.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

Приступайте. На работу 15 минут.

Слайд

Карточка – помощница

1.На карте «Природные зоны» в учебнике (стр. 74-75) найти зону степей. Каким цветом она обозначена на карте? Где она находится по отношению к зоне лесов? Какая зона находится между зоной лесов и зоной степей?

Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

2. Рассказать о климате  зоны степей. Используйте учебник, стр. 90 - 91

Карточка - помощница

Прочитать учебник, стр. 92 – 93, начать с 3-го абзаца и до конца

1.Какие растения произрастают в степи?

2.Общая особенность растений.

3.Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

Карточка - помощница.

Прочитать учебник на стр. 92, 1, 2 абзацы

1.Какие животные обитают в степи?

2.Отличительная черта степных животных.

3.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окраска)

фронтальная работа

-

-

представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; развивать умение работать с картой,  дополнительной литературой, учить наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Первичное закрепление.

12 мин

Закрепить полученный теоретический материал практической деятельностью.

Метод: практический.

Приём: упражнения.

Время истекло. По одному пункту спрашиваю каждого участника каждой команды.

Перечитайте учебник на стр. 91, два верхних абзаца.

Догадались ли вы, каково главное занятие населения?

Другие занятия населения - это животноводство, охота, земледелие,

добыча полезных ископаемых.

Отсюда вытекают экологические проблемы зоны степей.

О них прочитайте на слайде.

Сделайте вывод: какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека?

Задание: соединить картинку с названием животного.

Отвечают (по карточке) Слайд.

Земледелие

- оскудение почв;

- ухудшение почв из-за выпаса скота;

- браконьерство;

- загрязнение природы промышленными предприятиями.

Выполняют задание на слайде.

Индивидуальная работа

-

Отвечают выборочно несколько учеников

представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Информация о домашнем задании. 3 мин

Дать домашнее задание.

Метод: словесный

Учебник, стр. 90 – 93,  прочитать «Странички умного Совенка», стр. 140 – 141

Внимание на слайд.

Записывают домашнее задание.

фронтальная работа

-

-

-

Рефлексия

2 мин

Проанализировать работу.

Метод: словесный

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а) ….

Я (не)  доволен (льна) своей работой, потому что …

фронтальная работа

-

-

-

Письмо 1 ряду

Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью, потому что здесь достаточно тепло и много влаги.  В этой зоне растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. Много животных.

Письмо 2 ряду

 Зимой в этой зоне полярная ночь.  Всюду снега и льды. Там, где нет снега и льда, видны голые каменные россыпи. Летом полярный день. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. К суровым условиям приспособились лишь немногие живые организмы. Территория зоны не имеет коренного населения.

Письмо 3 ряду

Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"

Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...