Технологическая карта по окружающему миру для 4 класса по теме: "У Чёрного моря"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Солопенко Арина Игоревна

Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Формирование методических компетенций". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта44.96 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента

Солопенко Арина Игоревна

Класс

4 «А»

Тема урока

У Чёрного моря

Место урока в разделе

Природа России

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа

Задачи урока

1)образовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;

2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

3)воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  • находить и показывать субтропики на карте России;
  • характеризовать природные условия и растительный мир;
  • понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. наблюдать и делать выводы;
  2. анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;
  3. обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
  2. высказывать своё предположение;
  3. оценивать результат своих действий.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  1. обмениваться мнениями;
  2. вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила;
  3. строить понятные речевые высказывания;  
  4. слушать других участников урока.

Ученик получит возможность формирования:

  1. учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
  2. способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
  3. эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Раздаточный материал, карта природных зон России; схема «Пояса Земли», таблица с утверждениями.

Презентация к уроку, компьютер, проектор

Межпредметные связи

 Связь с русским языком

Организация пространства

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы, технологии

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(1 минуты)

Проверка подготовленности классного помещения.

Приветствие учеников

-Давайте улыбнемся друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Беседа (фронтальная) Создание интереса к новому.

Технология коммуникативного обучения.

Здоровьесберегающая технология.

Приветствие учителя.

Л-1

2

Актуализация знаний

(4 мин.)

Актуализация субъективного опыта учащихся

-Ребята, назовите общую тему, которую мы изучаем.

-Вспомните названия тех природных зон, которые мы с вами уже изучили и покажите их на карте.

-Вспомните план, по которому мы узнавали о природных зонах России.

Систематичная проверка знаний

Словесный метод

Беседа

(фронтальная)

Технология диалогового взаимодействия.

-Мы изучаем тему «Природные зоны России».

-Мы изучили зону арктических пустынь, тундру, лесную зону, зону степей и зону пустынь.

- План:

  • название природной зоны,
  • географическое положение,
  • климат,
  • особенности растительного мира,
  • особенности животного мира,
  • экологические проблемы.

Р-2

К-3

К-4

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(3 мин.)

Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников.

-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, вы сможете узнать тему урока. Выделите из названия предметов, изображенных на картинках, первые буквы и составьте три слова.

-Прочитайте тему урока.

-Итак, к берегам, какого моря мы отправимся в путешествие?

-Посмотрите на план и скажите, что мы узнаем о Черноморском побережье?

-Вы готовы к путешествию?

-Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, посмотрите на таблицу. Прочитайте её название.

-Сейчас я прочитаю утверждения, а вы выберете среди них те, которые считаете верными и в колонке «до» обведете напротив них вариант ответа «да» или «нет».

В конце путешествия мы еще раз вернемся к этой таблице и сравним ваши ответы.

Беседа (фронтальная)

Подведение к определению темы и цели урока.

Технология сотрудничества.

Информационно-коммуникативная технология.

Слушают учителя.

-У Чёрного моря.

-Мы отправимся в путешествие к берегам Черного моря.

-Название природной зоны, географическое положение, климат, особенности растительного мира, особенности животного мира, экологические проблемы.

-Да!

-Таблица называется «Верные и неверные утверждения».

П-1

Р-1

Р-2

К-3

К-4

Л-1

4

Первичное усвоение новых знаний

(10-12 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала

-Посмотрите, что мы должны узнать в первую очередь?

-А после этого?

-Для этого обратимся к карте. Найдите на карте Черное море. Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны находятся Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.  

-Зону, в которой расположено Черноморское побережье, называют субтропической. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть этой зоны расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.

-Так как называют зону, в которой располагается Чёрноморское побережье?

-В расположении зоны кроется секрет ее климата. Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером?

-Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Поскольку Черноморское побережье ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

-Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья?

-Да, они являются преградой для холодных северных ветров, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима.  

-Кто знает, как называется наука, изучающая растения?

-А животных?

-А влияние людей на окружающую среду?

Беседа (фронтальная) Формирование представлений о новом материале, новых знаний.

Технология диалогового взаимодействия.

Технология развития «критического мышления».

Технология коллективного обучения.

Технология интегрированного обучения.

Технология проблемного обучения. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая технология.

-Мы должны узнать название природной зоны.

-После этого мы узнаем ее географическое положение.

Ищут на карте Чёрное море.

-Это умеренный пояс, ближе к северному тропику.

-Субтропическая зона. Географическое положение – побережье Черного моря.

-Вечером вода теплее.

Слушают учителя.

-Высокие горы ограждают побережье от ветров.

-Наука, изучающая растения, называется ботаника.

-Наука, изучающая растения, называется зоология?

-Эта наука называется экология.

П-2

П-3

Р-2

К-3

К-4

Л-2

Физкультминутка

Мои руки – это волны,

Гонит ветер их вперёд.

Мои руки – крылья чаек,

Небо их к себе зовёт.

Мои руки – рыбки в море,

Плавают туда-сюда.

Мои руки – это крабы,

Разбежались кто куда.

Спустимся на дно морское,

Там кораллы, словно ветки

Водоросли изумрудом

Там качаются без ветра.

Вот проплыл конёк игривый,

Как земля ползёт Мурена,

И акула отдыхает,

Снится море ей, наверно.

Здоровьесберегающая технология.

Выполняют физкультминутку

5

Первичная проверка понимания

(7-10 мин)

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

-Сейчас мы разобьемся на 3 группы: ботаники, зоологи и экологи. Ботаники будут изучать особенности растительного мира, зоологи – животного, экологи – рассмотрят экологические проблемы.

-Нужную вам информацию вы можете найти в учебнике на с.130-133. Приступаем.

-Сейчас мы выслушаем сообщения всех групп. Будьте внимательны, поскольку после прослушивания вам предстоит выполнить задание: экологи – карточки с изображениями растений, ботаники – с изображениями животных, зоологи – с примерами экологических проблем.

-Выслушаем сообщение ботаников.

-Назовите особенности растений этой зоны. В сравнении с карликовой березой растения, растущие в субтропической зоне какие?

-А листья у них какие?

-А могут ли эти растения расти в тундре? Почему?

-Повторите особенности растений.

-А теперь сообщение зоологов.

-Сообщение экологов.

Проверка усвояемости материала. Беседа (фронтальная) Практическое применение новых знаний.

Технология диалогового взаимодействия. Технология коллективного обучения.

Групповая технология.

Технология сотрудничества. Развивающее обучение.

Здоровьесберегающая технология.

Разбиваются на группы.

-В лесах на склонах гор растут дубы, буки и каштаны. В парках выращивают растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и персики.

-Они высокие.

-Листья у них широкие.

-Они теплолюбивые.

-Особенности растений – высокие, теплолюбивые растения с широкими листьями.

-Животный мир Черноморского побережья разнообразен. К обитателям суши относятся насекомые: цикада, богомол, кавказская жужжелица, олеандровый бражник. Из крупных животных назовем косулю. К обитателям суши, добывающим пищу в море, относятся чайки и бакланы. Морские обитатели: дельфины, морские коньки и морские иглы, а также крабы и медузы.

-Берега Черного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысяч людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. В нем построены санатории, дома отдыха, пансионаты. Но люди, приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор, где попало, ловят бабочек, уничтожают крабов, медуз. Сточные воды попадают в море и загрязняют его.

П-1

П-2

Р-2

К-1

К-2

Л-1

Л-3

6

Первичное закрепление

(5-7 мин)

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

-Команда экологов, у вас на столе карточки с изображениями растений субтропической зоны. Назовите лишние. Почему они лишние?

-Команда ботаников, у вас карточки с изображениями животных, обитающих в субтропической зоне. Назовите лишние карточки. Почему?

-Команда зоологов, у вас карточки с примерами факторов экологических проблем Черноморского побережья. Назовите лишние карточки. Почему?

Самостоятельная работа Проверка усвояемости материала. Беседа

Практическое применение новых знаний.

Развивающее обучение.

Технология развития «критического мышления».

Здоровьесберегающая технология.

-Лишние карточки с ягелем и джузгуном. Ягель растет в тундре, а джузгун – в пустыне.

-Лишние карточки с песцом и рябчиком. Песцы обитают в тундре, а рябчики – в тайге.

-Неумеренный выпас скота и распашка земель – это основные проблемы степи.

 

П-1

Р-2

К-3

К-4

Л-2

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 мин)

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.
  2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

Технология коммуникативного обучения.

Личностно-ориентированная технология. Технология интегрированного обучения.

Технология развития творческих способностей.

Слушают д/з

К-4

Л-1

8

Рефлексия

(3 мин)

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога – эмоционального состояния.

-Возьмите карточки с утверждениями и выберите правильные ответы в колонке «после».

-Проверим ваши ответы. Поднимите руку те, у кого были правильные ответы еще до изучения материала.

-Поднимите руку те, кто выбрал верные ответы после изучения материала.

-Исходя из схемы и таблицы, расскажите, что новое вы узнали?

-Оцените себя.

-Молодцы! Наше путешествие подошло к концу.

-Спасибо за урок!

Беседа и самоанализ

(фронтальная)

Подведение итогов урока.

Личностно-ориентированная технология.

Технология диалогового взаимодействия.

Подводят итоги, проводят рефлексию.

Р-3

К-4

Л-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни

урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...