Урок "Как помочь птицам зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Лариса Николаевна Тихонова

Сценарий урока для 1 класса по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx_kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

                    Тема: Как зимой помочь птицам?

Цель:

  • познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
  • создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить подбирать корм для птиц;
  • воспитывать гуманное отношение к животным  

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

 - наблюдать и делать выводы;

 - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

 - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

 - составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

 - проговаривать в логической последовательности свои действия;

 - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

                                 План  урока:                                                                  

  1. Оргмомент.
  2. Объяснение  нового  материала:

   - Сегодня  на  уроке, ребята,  не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес.  А по дороге я расскажу вам сказку.

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует.

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.  Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

   – Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрыл  снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: "Здесь был такой-то".

   Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.

  - Кто был? Что делал?  (ответы  детей)

   - Тема  нашего  урока  спрятана  в  загадке.  Попробуйте  отгадать.

 Снится  ночью  пауку

Чудо-юдо  на  суку:

Длинный  клюв  и  два  крыла

Прилетит  плохи  дела.

А  кого  паук  боится?

Угадали?  Это…  (  птица)

  - Сегодня  на  уроке  мы  узнаем  много  интересного  о  зимующих  птицах  нашей  местности  и  вместе  подумаем  о  том,  как  мы  сможем  им  помочь  в  это  трудное  для  них  время.  

  - Но все мы обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор  скворца и цапли.

Цапля: Здравствуй, Скворушка!

Скворец: Что ты такая печальная, Цапля?

           Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, чирикал,  что   после теплого лета, бывает дождливая осень, болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это, правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы.  Везде  одно  лето.

  - Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

 (Потому что это перелетные птицы.  На  зиму  они  улетают  в  тёплые  края)

  - Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там  цветут цветы. Иволги улетают в Китай. Жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте на реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

  - А  ещё  зимой  в  лесу  есть  удивительные  птицы.  Почему  удивительные?   Послушайте!

Дятел: Чего ты, Клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клест: Да нет, Дятел, это я радуюсь.

Дятел: Нашел время радоваться!

Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики, вывелись, и до чего же милые, до чего же хорошие!

Дятел: в такой мороз – птенцы? Да они замерзнут!

Клест: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха – мать греет их как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.

    - Ребята, поему у клеста птенцы выводятся зимой?

                               (потому что  им есть что покушать)

   -  А  чем  питаются  клесты?

   -  Да питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз  к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками.

   - Чем  ещё  интересны  эти  птицы?

 ( Интереснее всего у клестов клюв - ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся   эти  птенцы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда   и начинают сами доставать  семена из шишек, клюв меняется.)

  -  И все же многие птицы голодают  зимой. Особенно трудно им во время метели, снегопада , сильного мороза. Из десяти птиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны……А что должны? (подкармливать птиц)

Сорока : Трата-та-тата! Что я видела, что слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Дрозд: Семечки и конопля в столовой не давленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.

Клест: остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков.

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

  - Как видите, ребята, мало сделать кормушки, насыпать в них корм, надо еще  подумать  хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

  - А  какой  корм  предпочитают  ваши  птицы?  Чем  вы  кормите  своих  птиц?

   - Зимняя жизнь птиц состоит в основном из сна и поиска пищи. Из-за низкой температуры у них увеличивается расход энергии, поэтому пищи им нужно больше. Но доступных кормов зимой недостаточно, поэтому очень важно организовать правильный прикорм с учетом видового состава зимующих птиц и особенностей их поведения.

  - Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

  - Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.  Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.

  - Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

  - А что нельзя класть в кормушку ?

  - Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?

    - Что  страшнее  для  птиц холод  или  голод?

        (ответы  детей)

  - Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж  не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры дерева короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу, долбить её.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну. 

                                       Рабочая  тетрадь  

IIl. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие впечатления у вас от увиденного, услышанного и сделанного на уроке? В этом вам поможет мягкая игрушка птички.

Дети передают мягкую игрушку из рук в руки и высказывают свои мнения.

Дети: Я на уроке узнал, что птицы бывают зимующие и перелётные.

Дети: Птицы нуждаются в нашей помощи.

Дети: Нужно вешать кормушки и каждый день насыпать туда корм.

Дети: Птицы без помощи человека погибнут.

Дети: А я запомнила, что у клестов птенцы появляются зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам зимой"

Презентация знакомит детей с приметами зимы, с зимующими птицами. Дети смогут услышать голоса некоторых птиц и узнать, как помочь им в это трудное время....

уроки "Как помочь птицам зимой"

Уроки по окружающему миру, 1 класс, УМК "ПНШ", "Как помочь птицам зимой"...

Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

Презентация"Как помочь птицам зимой"

Количество слайдов:22.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – н...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»(УМК «Школа России»)...