Конспект занятия "Моя Россия"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Шаньгина Виктория Алексеевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

По окружающему миру

ТЕМА «Моя Россия»

Составила студентка 331 группы

Шаньгина Виктория

Дата проведения занятия:

Смена   Номер урока

Начало урока  

ФИО учителя школы:

____________________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Допущены к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                   

                                                                                               

Цель: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков. 

Задачи:

Образовательные.

  • Закрепить умение находить и показывать на карте географические объекты России;
  • Закрепит умение сравнивать и различать объекты по признакам;
  • Закрепить и обобщить знания полученные на уроках.

Развивающие.

  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;
  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе.

УУД:

Личностные:

  • Способствовать формированию учебно – познавательного интереса;
  • Мотивационной основы учебной деятельности.

Регулятивные:

  • Способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
  • Планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Познавательные:

  • Способствовать формированию умений строить выводы на основе сравнения;
  • Определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;
  • Обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

Коммуникативные:

  • Способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.

Оборудование

У учителя:

У учащихся:

Образовательные ресурсы:

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приёмы

1.Подготовительный

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии, которое будет посвящено нашей Родине.

- У каждого человека есть Родина, место, где он родился и живёт. Каждый человек любит родные леса и поля, реки и озёра, свою зиму и лето, весну и осень. Человек любит людей, с которыми живёт, свой народ, свою родную землю.

-Как же называется наша Родина?

Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. 

- Что вы знаете и сможете нам рассказать о нашей Родине?

- С высоты мы увидим крупные и мелкие реки, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

- Сегодня, мы с вами проверим и узнаем, как же хорошо мы знаем нашу Родину. А для этого я предлагаю вам поучаствовать в «Своей игре» под названием «Моя Россия».

-Послушайте, внимательно, что вам нужно будет сделать. Сейчас вы разделитесь на две команды. Пожалуйста, рассаживайтесь.

-А теперь послушайте правила  игры. Для начала вам необходимо выбрать капитана и название команды. На это вам предоставляется 3 минуты. Время пошло.

-Так, время подошло к концу. Перед вами стоят таблички, напишите на них название вашей команды.

-Замечательно, слушаем дальше.

-Право первого хода мы решим с помощью жеребьёвки. Кому попадётся синий цвет, та команда и будет первой начинать игру. Прошу капитанов команд подойти ко мне. Замечательно, право первого хода достаётся команде….

-Капитан начинает игру и выбирает тему и балл, если он не справляется на помощь приходит его команда. Если и она не справляется, то право ответа переходит к следующей команде. Ответ зачитывается  только по поднятой руке, если кто-то из команды выкрикнул, право хода передаётся команде соперников.  

-Перед вами лежат чистые листочки, они вам пригодятся для решения определённых заданий. Переговаривайтесь в команде тихо, чтоб соперники не услышали варианты ответов. Всем всё понятно? Тогда начнём.

Россия

Ее площадь составляет 17 млн. км2. Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 ч., пролетев 10 тыс. км.

Слушают

Деление на команды

Жеребьевка

Ответы детей

Приём деления на команды «Жеребьевка»

2.Основной

1 тур Растения России

2 тур История и традиции России

3 тур Равнины, горы и плоскогорья.

4 тур Океаны, моря, озёра и реки

5 тур Природные зоны России.

Начали!

1 тур Растения и животные России

Перед вами будет представлено описание растения или животного, ваша задачу будет узнать его по описанию. Если вы не знаете ответ, то вам поможет подсказка, которую вы можете открыть.

10 –  Самое распространенное дерево в России. Оно считается символом чистоты и возрождения, но в тоже время древние славяне считали, что в нём могут обитать злые духи и русалки. Растение это изначально ассоциировали со здоровьем и плодородием и лишь после его стали считать символом женского начала и красоты.(берёза) абзеёр

20 – Цветок - символ русской природы. По народному преданию, он вырастает там, где упадет с неба звезда... (ромашка)оамрашк

30 - В фольклоре это дерево воспевается как символ нежности, чистоты, любви. Является одним из символов весны и счастья. (черёмуха) еёрмахчу

40 – «Одолень-трава». «Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные...» — с такими словами обращался в древности витязь к корневищу этого растения. Отправляясь в путь-дорогу, он прятал его в ладанку на груди. (Кувшинка) инкшавку

50 - Богат и животный мир нашей Родины. Напишите 10 названий животных, которые проживают в нашем крае.

- Молодцы, вы справились с первым туром, а впереди ещё 2 тур, на котором мы сможем выяснить, как хорошо вы знаете историю и традиции России.

2 тур История и традиции России

Перед вами будет представлены загадки, сказки, пословицы и задания по теме «Моя Россия», которые вы должны будете выполнить.

10 – Любили на Руси повеселиться: спеть песню, сказку рассказать, загадки позагадывать. ЗАГАДКИ - это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Разгадайте старинные русские загадки.

1.Старик у ворот,

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит. (Мороз)

2.Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

20 - С детства в нашей жизни присутствуют сказки. Отгадайте, о какой сказке пойдёт речь.

1.Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль)

2.Ах, ты Петя –простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок –золотой гребешок)

3.Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

30 - Все свои наблюдения, жизненный опыт русские люди заключали в пословицы. Пословицы - это поэтичные, краткие, широко употребляемые изречения. Вспомните русские народные пословицы., найдите для каждой из них окончание.

На родной стороне и …(камешек знаком).

Своя сторона по шерстке гладит, …(чужая насупротив).

Глупа та птица, …(которой гнездо свое немило.)

На чужой стороне …(Родина милей вдвойне).

40 – Герб – это отличительный знак. Который есть у всякого государства.

Вам предстоит соединить символы герба России с их значением.

Две головы – охрана своих владений на западе, на востоке, в Европе и Азии.

Скипетр – символ защиты суверенитета.

Держава – символ единства.

Всадник, поражающий змея – символ победы добра над злом.

У нас очень красивый герб. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.

50 - Каждая команда вытягивает по 5 вопросов. Обсуждение идёт в течение 3 минут, затем команды по очереди зачитывают вопросы и отвечают на них.

1.Как называется наша Родина? Назовите столицу нашей Родины.

2.Каждому человеку нашей страны дорога Россия, её славная история, её древние символы. Какие символы страны вам известны?

3.Как выглядит флаг нашей страны? Что означают цвета нашего флага?

(белый – цвет мира, синий – вера, верность, красный – цвет силы)

4.Как выглядит герб нашей страны? Что означает каждый элемент герба?

5. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)

6.Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины)

7.Почему именно блины? Что это означало? (Символ солнца)

8.Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины)

9.Какую одежду носили русские женщины? (Сарафаны, душегрейки, сапожки, полушалок)

10.Что такое изба? (Деревенский дом)

11.«И в светлицу входит царь, стороны той государь». Что такое светлица? (Девичья комната, самая светлая комната в доме)

12. Назовите полюбившийся во всем мире сувенир земли русской? (Матрешка)

13.Чем знаменит был Нижний Новгород? (Ярмарками)

14.Великая русская река? (Волга)

15.Первая столица русского государства? (Киев)

16.Что такое вече? (Общее собрание граждан)

17.Назовите двух русских князей, которые получили почетные прозвища по названию рек? (Александр Невский, Дмитрий Донской)

18.Назовите первого русского первопечатника? (Иван Федоров)

19.Когда начинается славянский год? (в сентябре)

20.Святые эти братья называются апостолами славян. Родились они в македонском городе Фессалоники. Младший брат с семилетнего возраста обнаружил в себе сильную любовь к учению и хорошую память. Старший после смерти отца был назначен военачальником в восточной части Македонии. Оба отказались от мирской жизни и удалились в монастырь на Олимпе. О ком идет речь? (Кирилл и Мефодий)

- Молодцы, вы смогли выполнить такие сложные задания, но нас ждёт 3 тур.

3 тур Равнины, горы, плоскогорья

В данном туре будут представлены вопросы по теме равнины, горы, плоскогорья России, на которые вы должны дать ответ.

10. Какая равнина расположена к западу от Уральских гор? (Восточно-Европейская или Русская.)
20. Как называются равнины, у которых на многие-многие километры нет ни понижений, ни возвышений? (Плоскими.)
30. Где расположена Западно-Сибирская равнина? (К востоку от Уральских гор.)
40. Плоскогорье - это… (Плоскогорье - это, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающими горную местность.)
50. Назовите горы, которые вы знаете. (Кавказские горы, Эльбрус; Уральские горы; Алтай; Саяны.)

- Молодцы, вы справились с третьим туром, а впереди ещё 4 тур.

4 тур Океаны, моря, озёра и реки

4 тур включает в себя вопросы и задания по теме океаны, моря, озёра и реки России.

10 – Назовите самые крупные наши реки. (Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.)

20 – Моря каких океанов омывают берега России? (Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.)

30 – Самая длинная река, протекающая только по территории России. (Лена, 4400 км.)

40 - Участвуют все игроки каждых команд. Командам даются карточки с названиями морей и океанов. Задача как можно быстрее найти внутри команды человека с нужным океаном и образовать с ним круг. Команда, которая справиться с заданием быстрее получает балл.

Охотское море

50 –Байкал и Каспийское. Составьте к этим словам вопросы. Назовите самое большое озеро в России. (Каспийское.) Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал.)

- Молодцы, вы справились с 4 туром и остался последний 5 тур.

5 тур Природные зоны России

Вам предстоит узнать по описанию, показать на карте и выполнить задание по теме природные зоны России

10 – Тайга (показать на карте)

20- Тундра (угадать по описанию) Её климат суровый. В этой холодной природной зоне короткое, прохладное лето и суровая длинная зима с сильными ветрами с Северного Ледовитого океана. Неоднородный растительный мир на территории тундры представлен мхами, кустарниками, карликовыми деревьями (ивами и березами). Реже встречаются и вечнозеленые – брусника, голубика. Основные представители фауны: песцы, олени и лемминги.

30- Зона степей (угадать по описанию) Простирается по югу Западной Сибири и Восточно-Европейской равнины, частично представлены в Забайкалье. Осадков в степи выпадает немного, чаще в виде ливней. Земли этой зоны почти целиком распаханы. Основные культуры для выращивания – кукуруза и пшеница. 

40- Пустыни (угадать по описанию) Пустыня - зона с равнинной поверхностью, песчаными барханами или глинистыми и каменистыми поверхностями. В России пустыни есть на востоке Калмыкии и на юге Астраханской области.
В пустынях обитают - ёжи, суслики, тушканчики, змеи, ящерицы. Из птиц - жаворонки, зуйки, дрофы.

50- Арктические пустыни (составить описание зоны) Острова покрыты толстым панцирем льда, лишь кое-где его нет. Практически весь год в этих широтах зима. Температуры по Цельсию очень низкие. Арктическая пустыня практически лишена растительности: нет кустарников, лишайники и мхи не образуют сплошного покрова. Почвы Арктические и Тундровые-глеевые, маломощные, с пятнистым (островным) распространением в основном только под растительностью, которая состоит главным образом из осок, некоторых злаков, лишайников и мхов. Крайне медленная восстанавливаемость растительности. Фауна преимущественно морская: морж, тюлень, летом есть птичьи базары. Наземная фауна бедна: песец, белый медведь, лемминг, северный олень. 

Выбирают задание

Слушают вопрос, если не знают ответ, открывается подсказка.

Слушают загадку и отвечают

По описанию определить, про какую сказку идёт речь.

Дополнят оборванные пословицы

Соединяют разрезанные части герба

Соединяют символы с их значением

Вытягивают 5 вопросов и отвечают на них

Слушают вопрос и отвечают на него

Слушают вопрос и отвечают на него

Первый участник получает название моря, а второй название океана. Каждый должен найти свою пару.

Дети находят в таблице слова, на которые надо составить вопросы.

Выполняют задания

Приём «Кто? Что?»

Приём «Загадка»

Приём «Пазл»

Приём «Ассоциативный куст»

Приём «гонец»

Приём «Вопрос-ответ»

Приём «Вопрос-ответ»

Приём «Жокей и лошадь»

Приём «буквенный лабиринт»

 

3. Заключительный

- Поведение итогов игры. Вручение грамот.

- Ребята, а теперь подсчитайте полученные баллы и мы определим победителей. И побеждает команда…

-Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, приумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше занятие словами великого русского поэта Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем.

- А для того, чтобы сделать анализ нашей работы на занятии, я предлагаю вам сравнить ваше настроении с тучкой и солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

Получают награды

Слушают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Россия - наша Родина".

Урок провоится в 4 классе по теме "Россия - наша Родина".  Развивает представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества; формиру...

Конспект урока "Россия - наша Родина"

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме: «Россия – наша Родина» ...

Конспект занятия "Россия - Родина моя"

Конспект занятия "Россия - Родина моя"...

Конспект урока "Россия- наша Родина".

Представленный материал подходит для урока ОРКСЭ и модуля ОПК. Можно использовать как в 4 классе, так и в 5-м. Также данный материал перекликается с уроками изо и литературного чтения....

Конспект урока "Россия на карте"

Конспект урока "Россия на карте"...

Конспект урока "Россия на карте" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать с картой;представления об основных условных обозначениях физической карты; знакомство с картой России.Планируемые результатыПредметные:знать: ка...