Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Конспект урока "Россия- наша Родина".


    Представленный материал подходит для урока ОРКСЭ и модуля ОПК. Можно использовать как в 4 классе, так и в 5-м. Также данный материал перекликается с уроками изо и литературного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_.rossiya-_nasha_rodina.docx27.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Кафедра поликультурного образования

    Тема конспекта урока:

    «Россия – наша Родина».

    Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967) по предмету Лебедева М.А.

    Место работы  ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

    Москва 2017

    УМК , авторы  : А.В.Кураев

    Класс : 4

    Предмет : Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

             Тема урока :  Россия – наша Родина.

             Тип урока: изучение нового.

             Место урока в системе уроков по данной теме: введение  .

             Цель урок:

    - формирование представления о Родине;

    - создание условий для изучения курса

             Задачи урока:

    - обобщить и актуализировать знания о Родине;

    - воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

    - прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

    -  формировать понятийный аппарат.

              Оборудование:

    мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине),  выставка книг о Родине.

             Познавательные УУД:

    -  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

    - задавать вопросы;

    - пользоваться условными обозначениями учебника.

             Предметные УУД:

    - различать способы и средства познания окружающего мира;

    - работать с учебником;

    - составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.

            Коммуникативные УУД:

    - вступать в учебный диалог;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

           Межпредметные связи:

    - изо « Пейзаж»

    - литературное чтение «Стихи русских поэтов»

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока.

    - Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.

    За околицей цветут
    Белые ромашки,
    Жаворонки поют
    Над широкой пашней.
    Теплый ветер принесет
    Аромат смородины,
    Так чего дороже нет? —
    Нет дороже... (Родины)

    -  О чём пойдёт речь на  уроке?

    - Какие задачи  стоят перед нами на уроке?

    1. Объяснить значение слова «родина».

    2. Вспомнить авторов и произведения на тему Родины и т.д.

    III. Изучение нового материала.

    1. - Составьте ряд родственных слов со словом

    родина , … (род, родной, родимый, родичи,…)( Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.5)

    - Откуда же произошло слово «родина»?  

    Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.

    - Подберите синонимы к слову Родина.

    Родина …(Отчизна, Отечество…).

    - Как называется страна, в которой мы живём?

    -Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

                                   Наше Отечество

       Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

     Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

        Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

        Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

    Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

    - Так почему же Родину называют Отечеством?

    - Как ещё называет Ушинский  нашу Родину? (матушка)

     2 .- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

    «Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.

    Послушайте стихотворение о Родине.

    Родина моя – бескрайняя Россия

    И Сибирь, и Волга, и Урал…

    Все места для русского святые,

    Где бы ты в России не бывал.

    Каждая березка, кустик каждый,

    Задремавшие в снегу поля –

    Все напомнит нам о самом важном,

    Только здесь родимая земля!

    И куда б судьба не заносила,

    Не дано забыть нам об одном –

    Это ненаглядная Россия

    Есть единственный наш отчий дом.

                                                          Т. Коти»

    - Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

    (  Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов  «Московский дворик» )

    Вывод : родина у каждого своя.

    - Работа с тетрадью.

    (Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.7-8 задание № 8)

    1. - Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

          « Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.

    Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».

        5. -  Какие русские военачальники вам известны?  

    - Что вам известно о защитниках нашей Родины?

    (А.В.Суворов,  П.И.Багратион,  Г.К.Жуков)

    - Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

    - Как вы понимаете значение этого слова?  

    Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

    Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

     - Все ли из перечисленных людей русские?

    Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

    IV. Закрепление.

     Самостоятельная работа.

     1. Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.

        В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что  её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

    -Какова главная мысль текста?

    2. Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.6 задание № 6

    V. Подведение итогов урока.

    Объясните смыл пословиц:

    - Нет земли краше, чем родина наша!

    - Береги землю любимую, как мать Родимую.

    - Кто за родину горой – тот истинный герой.

    Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?

    - Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине  после сегодняшнего урока?

    -Чем богата наша страна? (природа, люди…)

    6. Задание на дом.

    Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.6-7 задание № 7

    Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

    1.  Т.В.Комарова.  Рабочая тетрадь.
    2. К. Д. Ушинский . Наше Отечество
    3. А.В.Кураев. «Основы православной культуры».
    4. Репродукции картин художников – пейзажистов: И.Левитана «Тихая обитель», А.Саврасова «Грачи прилетели», В.Д.Полёнова  «Московский дворик»
    5. Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие для учителей, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики»

    (4-5 класс). – Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – 48 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

    Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

    конспект урока "Россия - наша Родина".

    Урок провоится в 4 классе по теме "Россия - наша Родина".  Развивает представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества; формиру...

    Конспект урока "Россия - наша Родина"

    Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме: «Россия – наша Родина» ...

    Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

     История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

    Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

    Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

    Конспект наша родина Россия

    Конспект  наша родина Россия...

    Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

    Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...