Конспект урока "Россия- наша Родина".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему


Представленный материал подходит для урока ОРКСЭ и модуля ОПК. Можно использовать как в 4 классе, так и в 5-м. Также данный материал перекликается с уроками изо и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.rossiya-_nasha_rodina.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра поликультурного образования

Тема конспекта урока:

«Россия – наша Родина».

Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967) по предмету Лебедева М.А.

Место работы  ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Москва 2017

УМК , авторы  : А.В.Кураев

Класс : 4

Предмет : Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

         Тема урока :  Россия – наша Родина.

         Тип урока: изучение нового.

         Место урока в системе уроков по данной теме: введение  .

         Цель урок:

- формирование представления о Родине;

- создание условий для изучения курса

         Задачи урока:

- обобщить и актуализировать знания о Родине;

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

-  формировать понятийный аппарат.

          Оборудование:

мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине),  выставка книг о Родине.

         Познавательные УУД:

-  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника.

         Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- работать с учебником;

- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.

        Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

       Межпредметные связи:

- изо « Пейзаж»

- литературное чтение «Стихи русских поэтов»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

- Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.

За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)

-  О чём пойдёт речь на  уроке?

- Какие задачи  стоят перед нами на уроке?

1. Объяснить значение слова «родина».

2. Вспомнить авторов и произведения на тему Родины и т.д.

III. Изучение нового материала.

  1. - Составьте ряд родственных слов со словом

родина , … (род, родной, родимый, родичи,…)( Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.5)

- Откуда же произошло слово «родина»?  

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.

- Подберите синонимы к слову Родина.

Родина …(Отчизна, Отечество…).

- Как называется страна, в которой мы живём?

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

                               Наше Отечество

   Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

 Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

    Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

    Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

- Так почему же Родину называют Отечеством?

- Как ещё называет Ушинский  нашу Родину? (матушка)

 2 .- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.

Послушайте стихотворение о Родине.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

                                                      Т. Коти»

- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

(  Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов  «Московский дворик» )

Вывод : родина у каждого своя.

- Работа с тетрадью.

(Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.7-8 задание № 8)

  1. - Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

      « Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.

Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».

    5. -  Какие русские военачальники вам известны?  

- Что вам известно о защитниках нашей Родины?

(А.В.Суворов,  П.И.Багратион,  Г.К.Жуков)

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?  

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

 - Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

IV. Закрепление.

 Самостоятельная работа.

 1. Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.

    В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что  её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

2. Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.6 задание № 6

V. Подведение итогов урока.

Объясните смыл пословиц:

- Нет земли краше, чем родина наша!

- Береги землю любимую, как мать Родимую.

- Кто за родину горой – тот истинный герой.

Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?

- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине  после сегодняшнего урока?

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

6. Задание на дом.

Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.6-7 задание № 7

Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

  1.  Т.В.Комарова.  Рабочая тетрадь.
  2. К. Д. Ушинский . Наше Отечество
  3. А.В.Кураев. «Основы православной культуры».
  4. Репродукции картин художников – пейзажистов: И.Левитана «Тихая обитель», А.Саврасова «Грачи прилетели», В.Д.Полёнова  «Московский дворик»
  5. Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие для учителей, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики»

(4-5 класс). – Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

конспект урока "Россия - наша Родина".

Урок провоится в 4 классе по теме "Россия - наша Родина".  Развивает представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества; формиру...

Конспект урока "Россия - наша Родина"

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме: «Россия – наша Родина» ...

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

Конспект наша родина Россия

Конспект  наша родина Россия...

Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...