Главные вкладки

    Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Кириллова Светлана Борисовна

       История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа.

       Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                             Министерство образования Московской области                          

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

    ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    Проектная работа

    Тема: «Методические рекомендации и конспект урока по теме «Россия – наша Родина»

    Слушатель: Кириллова Светлана Борисовна  (гр.299)

    Должность:   учитель начальных классов, зам.     директора по УВР начальных классов

                                                                           Место работы: МОУ Краснопахорская школа

     Территория:       Подольский район

    Руководитель  Лайне С.В.

    Москва

    2012

    ВВЕДЕНИЕ

              В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору.

     Актуальность темы проекта: 

       История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа.

       Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

    Практическая значимость проекта:

          В современных условиях особо актуальным является воспитание у учащихся любви к  Родине, к родному краю через изучение его истории, пробуждение национального самосознания,  глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу, формирование у учащихся общечеловеческих ценностей.

    Цель проекта: развитие активной гражданской позиции и патриотизма как высших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни обучающихся.

    Ожидаемые результаты внедрения проекта:

    Эффективность достижения целей проекта будет оцениваться:

    • уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа;
    • развитием компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
    • компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.

       Вводный урок в каждом из модулей ОМРК; входит в блок «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества».

         Подготовка и проведение данного урока позволят ввести обучающихся в новый учебный курс, создать правильный эмоциональный настрой. Реализация  проекта  позволит вести работу по формированию информационных и коммуникативных компетенций.

         Процесс подготовки занимает одну неделю. Класс делится на 4 группы. Каждая группа по заданию учителя готовит  свою «страницу».

         Цели:

    1. Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной истории и культуры.
    2. Воспитание гражданственности и патриотизма.

        Задачи:

    1. формирование и конкретизация понятия Родины, осознание собственного отношения к ней;
    2. формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения;
    3. обучение работе в группах и правилам сотрудничества.

         Оборудование:

    • Мультимедийный проектор
    • Компьютер
    • Экран или ИАД
    • «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля
    • Книга Ушинского К.Д. «Детский мир и хрестоматия» (глава «Первое знакомство с родиной. Поездка из столицы в деревню»)
    • Административная карта Российской Федерации
    • Портреты  героев Великой отечественной войны, Расула Гамзатова, Мусы Джалиля.

    Ход урока(по страницам журнала)

    Страница первая. Открытие журнала.

    (Слайд 2)

    Учитель читает стихотворение  Дмитрия Кедрина «Родина»:

    Весь край этот, милый навеки,

    В стволах белокорых берёз,

    И эти студёные реки,

    У плёса которых ты рос.

    И тёмная роща, где свищут

    Всю ночь напролёт соловьи,

    И липы на старом кладбище,

    Где предки уснули твои.

    И синий ласкающий воздух,

    И крепкий загар на щеках,

    И деды в андреевских звёздах,

    В высоких седых париках.

     

    И рожь на полях непочатых,

    И эта хлеб-соль средь стола,

    И псковских соборов стрельчатых

    Причудливые купола…

    И санки, чтоб вихрем летели,

    И волка опасливый шаг,

    И серьги вчерашней метели

    У зябких осинок в ушах.

    И ливни – такие косые,

    Что в поле не видно ни зги…

    Запомни:

    Всё это – Россия,

    Которую топчут враги.

    (слайд 3)

    Это стихотворение написано в 1942 году. Это был очень тяжёлый год  для  страны, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.

      - А что для вас значит Родина? Что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите?

    ( Выслушиваются ответы детей)

    (слайд 4)

    Страница вторая. «Слово Родина»

    (Выступает первая группа)

       - Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.

         Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.

         В.И.Даль: « Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит…

          Матушка Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере…»

         К.Д.Ушинский: « Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…»

       - Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.

       Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

       Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

       Родня – родственники.

       Родословная – перечень поколений одного рода.

        Страница третья. «Символы государства»

    (Выступает вторая группа)

    (слайд 5)

    (На экран выводятся изображения герба и флага Российской Федерации)

        Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие – будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.

    (слайд 6)

    У нас очень красивый герб. На нём изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Вся золотая птица похожа на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развивается синий плащ в правой руке него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич.

    (слайд 7)

       Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, трёхцветный флаг России утверждён первым российским императором – Петром I, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года то государственный флаг Российской Федерации.

       - Что вы знаете о цветах нашего флага?

         (Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой – вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном цвете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет. Есть и такая версия: белый символизирует веру, чистоту, синий – благородство, верность, а красный – героизм, отвагу, смелость.)

    (слайд 8)

        Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях. Во время его исполнения все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Музыку нашего гимна написал композитор А.В.Александров, а слова – С.В.Михалков.

         (Можно прослушать фрагмент гимна Российской Федерации)

    (слайд 9)

     Страница четвёртая. «Защитники нашей Родины».

        Группа детей, готовившая эту страницу, выступает с краткими рассказами о героях, защищавших нашу родину от врага.

        Важно назвать защитников России разных национальностей. Уместно прочитать стихи о войне Александра Твардовского (русского поэта), Мусы Джалиля (татарского поэта),  Расула Гамзатова (дагестанского поэта). Можно прослушать песню Я.Френкеля на стихи Р.Гамзатова «Журавли».

    (слайд 10) На административной карте РФ дети находят Татарстан и Дагестан.

          Главная мысль этой страницы журнала: все народы, живущие в России, одинаково любят свою Родину и всегда готовы защищать её от врага, не жалея своей жизни.

    (слайд 11)

    Страница пятая.  «Мы разные, но Родина у нас одна»

    (Выступает четвёртая группа)

    Закрыть последнюю страницу нашего журнала нам помогут пословицы о Родине разных народов, живущих в нашей стране. Все эти народы говорят на разных языках, живут в тысячах километров друг от друга, в разном климате, в разных природных условиях. Но все они одинаково любят нашу общую Родину – Россию.

    (слайд 12)  (На экран выводятся слайды с пословицами, дети их читают, обсуждают, находят на карте регионы, где живут народы, создавшие эти пословицы).

                Русские пословицы:

    На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    Своя земля и в горсти мила.

    Чужбина – калина, родина – малина.

               Ногайская пословица (Дагестан):

    Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царём.

               Татарская пословица:

    Без глаза проживёшь, а без родины – нет.

               Бурятская пословица:

    От родины веет теплом, а от чужбины – холодом.

               Адыгейская пословица:

    В своей норке и мышь храбра.

               Осетинская пословица:

    У чужой еды и вкус чужой.

    (слайд 13)  Итог урока

    (слайд 14) Домашнее задание

    Литература:

    1. С.В.Кутявина.  Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. – М.: «ВАКО», 2009
    2. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов.  Сост. Т.В.Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2009

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Вывод  по теме проекта.

    В данной работе представлена  одна из форм урока, способствующая  саморазвитию и самореализации учащихся, созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления  материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

     Данная деятельность призвана способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного и воспитательного процесса.



    Подписи к слайдам:

    Россия – наша Родина
    ОМРК4 классУрок 1
    Работу выполнилаучитель начальных классовМОУ Краснопахорской школыКириллова Светлана Борисовна
    Заголовок слайда
    Пункт 1.Пункт 2.Пункт 3.
    вложенный пункт 1 вложенный пункт 2 вложенный пункт 3
    Иллюстрации т.д. слайда.
    1942 год
    Ребята! А как вы понимаете слово "РОДИНА«?
    РодитьРодителиРодняРодословная
    Символы государства
    ГЕРБ РОССИИ


    Подписи к слайдам:

    Россия – наша Родина
    ОМРК4 классУрок 1
    Работу выполнилаучитель начальных классовМОУ Краснопахорской школыКириллова Светлана Борисовна
    ФЛАГ РОССИИ
    Государственный гимн
    Защитники нашей Родины
    Александр Твардовский(русский поэт)
    Муса Джалиль (татарский поэт)
    Расул Гамзатов (дагестанский поэт)
    Народы России
    Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ёе населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
    Мы разные, но Родина у нас одна
    Русские пословицы:На чужой сторонушке рад своей воронушке.Своя земля и в горсти мила.Чужбина – калина, родина – малина
    Ногайская пословица (Дагестан):Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царём.
    Татарская пословица:Без глаза проживёшь, а без родины – нет.
    Бурятская пословица:От родины веет теплом, а от чужбины – холодом.
    Адыгейская пословица:В своей норке и мышь храбра.
    Осетинская пословица:У чужой еды и вкус чужой.
    Живут в России разные У каждого народаНароды с давних пор. Язык свой и наряд.Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит,Другим – степной простор. Другой надел халат.
    На свете много разных стран, Но есть одна страна – Её мы Родиной зовём, А Родина – одна!
    Домашнее задание
    Написать сочинение-эссе на тему «С чего начинается Родина?»
    Источники используемых материалов
    http://www.fotokritik.ru/photo/233819/-фотографииhttp://www.trip-guide.ru/zk.htm -Лоцман путешествий1.Использованы кадры документального фильма. «Российская символика. Герб.Флаг.Гимн».ООО «Видостудия «Кварт»,2011 г.2.Интернет-ресурсы:http://images.yandex.ru;Википедия.
    Песня http://freshmp3music.ru/voennye_pesni/7148-mark-bernes-s-chego-nachinaetsya-rodina.html

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

    Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

    Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

    Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

    Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

    Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

    Методические рекомендации по проведению уроков по теме "Моя малая родина"

    Данные  методические  рекомендации составлены  с  целью  оказания  методической  помощи   педагогам     в  проведении  уроков...

    Конспект урока по теме «Россия – наша Родина».Курс " Православие"

    Конспект первого урока ОРКСЭ по теме " Россия-наша Родина".Курс "Православие"...

    Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»

    Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»...