Конспект урока по теме: " Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskovskiy_institut_otkrytogo_obrazovaniya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное образовательное учреждение

        Школа №2082  г. Москвы

                              Конспект урока по теме:

   

               «Россия – наша  Родина»

   

             

                  Чувашова  Ольга  Фёдоровна

                учитель  начальных классов  ГБОУ Школы  №2082 г. Москвы  

                                               г. Москва

                                   

                      Россия – наша  Родина

Цель урока:   создание условий для формирования у учащихся нравственных ценностей (любовь  к  Родине, к  всему народу, чувства ответственности за свою отчизну); стремление познавать прошлое   и  многонациональность  нашего  государства.

Планируемые  результаты

1. Показать большие достижения в развитии России и сплочение                        

     всех народов, населяющих  нашу страну.

 

2.  Сформировать знания о государственных  символах  России.

3.   Понимать  ценность и  значимость  полученных  знаний.

4.   Находить  нужную  информацию в различных источниках.

     

  1.  Подчеркнуть  многонациональный  состав России.

Оборудование:  проектор,  компьютер, экран,  карта России, плакаты с гербом и флагом  РФ, иллюстративный  материал.

Основные  термины:   Русь,  Россия,  герб,  флаг,  гимн, многонациональное государство.

                                   Ход  урока

  1. Организационный момент.

  1. Учащийся читает отрывок из стихотворения

             С чего  начинается Родина?

             С картинки в твоём букваре.

             С хороших и верных товарищей,

             Живущих в соседнем дворе.

       А может  она начинается,

       С той песни, что пела  нам мать,

       С того,  что в любых  испытаниях

       У  нас никому не  отнять….

Вопросы 1. Ребята, как вы думаете,  какая  главная  мысль выражена в  этом  отрывке?

   Ответы учащихся

  1.  Как вы  считаете, о  чём  пойдёт  речь  сегодня на уроке?

Ответы  учащихся

  1. Сообщение  цели  урока.

Сегодня  на уроке мы с вами  отправимся  в путешествие и вспомним, как велика наша Родина, как необъятны её  просторы. Ещё раз вспомним, что  наше государство  многонациональное. И  все мы  должны  быть горды за  нашу   Родину и народ  живущий народ  живущий  в  ней.  Значит,  тема нашего  урока «Россия  -  наша  Родина».

 

4.Работа по теме  урока

 1.  Ребята, кто  сможет   объяснить  лексическое  значение  слова  «Родина»?

 Планируемые  ответы учащихся:

_____________________________

             Родина – то место, где мы родились.

            Родина – родное  место.

            Родина-  это слово  связано со  словом  род, родители.

Вывод  

         Да, ребята, Родина – это отечество, родная  сторона.  У  каждого  человека в большой  стране есть  свой родной уголок, где он  родился, живёт.  Это  зовётся,  маленькой  родиной.

     

2.  Теперь давайте  вспомним,  почему нашу  Родину назвали   «Россия»

 

     Планируемые ответы учащихся:

______________________________

           

         Россия, от слова Русь.

        Русь – это светлое  место.

        Русь -  страна,  где много рек и озёр.

Вывод        

           Правильно.  Много сотен лет  назад   Россию  называли  Русью.  А  сейчас  хочется  строки из «Слова о Русской  земле»  Они  были  написаны более  700 лет.

   Отрывок  читает ученик

                               О  светло светлая

                              и  красно  украшенная

                              земля  Русская!

                             Многими красотами дивишь *ты:

                              Озёрами  многими,

                              Дивишь ты реками и источниками  местночтимыми *,

                             Горами  крутыми, холмами  высокими,

                             Дубравами частыми,

                             Полями дивными, зверьми различными,

                              Городами  великими, сёлами  дивными….

                               Всего ты  исполнена,

                              Земля Русская!

  Русь – светлое, пригожее место,  страна света,  озёр и  рек.

    Слайд  (природа  России)

                                                   

Ребята!  А кто  вспомнит, в каком  веке   Русь  стали  называть  Россия?

                                 

Планируемый  ответ:

  В 17 веке наше государство стали называть Россия.

  А в 18 веке  Россию называют - Российской империей.

   

  1. А сейчас мы с вами снарядим экспедицию  и  отправим наших книгочеев  в нашу классную библиотеку. Задание для  них  находится в конверте (найти  произведения  фольклора). И попросим  серьёзно отнестись к этому заданию.

   

     А   Галю и Лизу попросим  к концу урока нарисовать   иллюстрации к нашей теме.

  1. А  мы с вами перейдём  к нашей современности.

Скажите. Кто является главой нашего государства?

Планируемый ответ:

Главой является президент. А сейчас  у нас президент  В.В.Путин.

У каждой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о каком  государстве идёт речь. Кто вспомнит, о них.

Планируемые ответы

____________________

У нашего государства  есть:  флаг, герб,  гимн.

                                                                             

 Слайд с символикой государства.

Флаг. Цвета  государственного флага выбирались не случайно.

            Издавна каждый цвет имел особое значение.

                 Белый – чистота, совершенство,

                 Синий -  вера,

                 Красный – отвага.

В символах России – гордость за свою страну, её историю и её победы.

А сейчас давайте ещё раз вернёмся к истории  России.

Вы наверно помните, что много сотен лет назад было создано могучее государство. И главным городов стала  Москва.

 Кто помнит, почему так  случилось?

Планируемые ответы

Москва стояла далеко от границ и в центре торговых путей. Они шли с запада на восток и с севера на юг.

Люди говорили, что Москва стоит на  перепутье  торговых дорог.

Москва – и сейчас столица нашего государства.

   

(Слайды с изображением исторически – значимых мест в Москве)

6.   Учащийся читает  отрывок из стихотворения

          Широка страна моя родная,

          Много в ней полей, лесов и  рек.

          Я другой такой страны не знаю,

         Где так вольно дышит человек.

 Да, широка  и необъятна наша страна. Её населяет более 180 национальностей и  народностей.  Россия – единое многонациональное государство. Может  кто - то  вспомнит, какие народы живут в России.

  Ребята посмотрите,  наши ребята вернулись из экспедиции. Мы сейчас посмотрим, что они нам принесли! Да это сказки:  татарская, ненецкая,

башкирская,  нанайская.

Девочки, почему  вы выбрали  эти книги?

Эти  сказки  народов, которые входят  в состав  России.  

                                                                                                           

Ребята.  Вот подтверждение того, что наша страна многонациональная. Много народов живёт в нашей стране: русские, башкиры, татары,  ингуши,  адыгейцы, чуваши, якуты  и  многие  другие. И  все они  составляют единую дружную  семью. Все народности объединились в одно единое государство – Российская Федерация или Россия. Каждый из этих народов имеет свой язык, культуру, традиции, культуру,  духовные ценности. У каждого народа есть своя религия, которую он  исповедует. И все мы должны  уважать их выбор, потому что,  каждый народ вносит свой вклад в процветание нашей страны.

 

  Мы должны гордиться теми людьми, которые прославили  Россию.

Давайте вспомним этих замечательных людей России.

  1. Недалеко  от Москвы находится  Троице – Сергиев монастырь. Основателем его был  Сергий Радонежский – один из  почитаемых святых. Старые люди  говорят, что он любил  вырезать из дерева игрушки и потом дарить их крестьянским детям, которые приходили  в монастырь. И в наше время такие игрушки радуют детей и взрослых.

(Слайд с изображением  монастыря и деревянных игрушек)

  1. В один из жарких дней 1834 года на уральском горном заводе произошло необычное событие. Через завод протянулись чугунные рельсы, а на них стояла железная бочка с трубой. Это  был первый  железнодорожный  транспорт. И  изобрели его  отец и сын  Черепановы.

 Иллюстрация с изображением первого паровоза Черепановых.

3.А может кто – то вспомнит знаменитых людей России.

Планируемые ответы

А.С. Пушкин - великий русский поэт.

П.И. Чайковский – композитор.

М.И. Кутузов – герой войны 1812 года.

 С.В. Михалков – написал слова к гимнам нашего государства.

Пётр 1 – создал сильный морской флот.

Ю.А. Гагарин – первый космонавт  на планете.

Л.Н. Толстой – построил школу для бедных детей и написал азбуку.

Слайды  (портреты знаменитых  людей России)

Итог урока. Сегодня на уроке мы с вами ещё раз вспомнили  о Родине. Всегда помните, что  «Родина любимая, как мать родимая», поэтому  мы должны беречь её и гордиться.

   

                     

                                                                                                                   

                                                                                                                   

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

Конспект урока курса ОРКСЭ "Россия-наша Родина-"

Конспект урока курса ОРКСЭ для 4 класса....

Конспект урока по теме «Россия – наша Родина».Курс " Православие"

Конспект первого урока ОРКСЭ по теме " Россия-наша Родина".Курс "Православие"...

Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»

Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»...