Конспект урока по теме «Россия – наша Родина».Курс " Православие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Яромич Нина Владимировна

Конспект первого урока ОРКСЭ по теме " Россия-наша Родина".Курс "Православие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie.rossiya-nasha_rodina_1_urok.4_klass.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по теме

 «Россия – наша Родина»

учителя начальных классов

Яромич Нины Владимировны

Санкт-Петербург

2015г.

КУРС «Православие»

Тема: Россия – наша Родина. 
Цель: формирование у обучающихся чувства гордости за свою страну и уважения к своей Родине, ее культуре. 

Цели  урока

1. личностные:

- формирование мотивации к изучению нового предмета;

- формирование гражданской и этнической идентификации;

2. метапредметные:

- развитие смыслового чтения;

- развитие речи;

- развитие коммуникативной компетенции;

- осуществление самоконтроля и самооценки;

3. предметные:

- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;

- знакомство со структурой учебника

 Задачи: 
1. Формировать у учеников стремление больше знать о своей Родине, познакомить с понятиями Родина, государственные символы, малая родина; 
2. Учить бережному отношению к культурному наследию, традициям страны и народов, ее населяющих; 
3. Показать отличие духовного и материального мира на примерах из жизни и текста учебника. 

Наглядный материал 
Выставка книг о России; карта России; изображение флага, гербов России, , города Санкт-Петербурга и района; текст Гимна России; портреты государственных деятелей РФ; презентация 
Оборудование 
Оборудование для работы с презентацией; эпиграф урока (на доске); учебники; раздаточный материал 
Ключевые понятия
Россия, Родина, Отечество, столица, президент, герб, флаг, гимн. 

Ход урока. 
1. Организационный этап. 

- Здравствуйте, ребята! В этом учебном году вы будете изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который познакомит вас с материальными и духовными ценностями народов нашей Родины.  Вы узнаете, чем богато наше Отечество, что такое традиции и для чего они существуют. Впереди нас ждет много интересных фактов, неразгаданных тайн и великих открытий, которые помогут нам стать более умными, образованными, самостоятельными, терпимыми и добрыми. Каждый из вас выбрал модуль. Кто-то будет изучать «Основы православной культуры», кто-то «Основы мировых религиозных культур», а кто-то «Основы светской этики». В течение всего учебного года вашими добрыми помощниками будут вот эти учебники. Рассмотрите внимательно их обложки
- Что на обложках изображено? Чем отличаются обложки разных модулей? (Название модуля, цветовая гамма) 

- А что одинакового в обложках разных модулей? (Эмблема – древо, семья, государственные символы) 
2. Актуализация знаний. 
- Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик и подумать, о чём мы сегодня будем говорить, какая будет звучать тема нашего урока?  (Просмотр видеоролика "С чего начинается Родина?" 
– Конечно, сегодня мы с вами поговорим о Родине, её просторах, о народе, традициях, государственных символах. 

А)Работа в группах.
-Составьте из слов предложения:
Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди. 
Родина – это место, где человеку хорошо жить. 
Родина – это место, где человек живёт

_Как  вы думаете, какое из этих высказываний более точное?

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом   Родина. Родина-Это слово с детства знает каждый. Но      в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок-деревня или город, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Россия.

Родина начинается на пороге твоего дома . Она огромна и прекрасна! И у каждого она своя. Как мама. Родина-мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину, а любить Родину- значит жить с ней одной жизнью.

Б)«Путь к слову» (методика В.А.Синицына)

- Разберите по составу слово «родина».

- Подберите однокоренные слова.

(Например:

Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода, а ещё «урожай», «народ» и т.д.)

- Подберите и запишите синонимы слова «родина».

(Отечество)

- Подберите и запишите слова-антонимы.

(Чужбина)

В)Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Как вы думаете, а какого человека можно назвать духовным?(основные слова записываются на доске(Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества.)

 Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

- В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!

-Рассмотрите фотографии в учебнике.

- Людей каких национальностей вы узнали? Как вам это удалось? ( по внешним признакам, по костюмам…) Представители каких национальностей есть у нас в классе?( Дети рассказывают о себе)

Г) «Русь – страна света»

 - А мы живём в краю лесов, полей, лугов. В краю озёр, неспешных рек...  

- Мы называем наш край Русью. Вспомните, что значит это слово.

(Светлое место, страна света. Сравни: русоволосый, русак)

- Посмотрите на картины русской природы. Какие определения подойдут для её характеристики? Выберите, из предложенного списка ,подходящие прилагательные.

(Работа в парах. На карточках:   

буйная, неяркая, спокойная, мудрая, щедрая, суровая, пышная, простая, причудливая,  открытая, пугающая, будоражащая, скрытая, тихая, скупая, светлая, мрачная).

– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно, печально или радостно?

Дети размышляют, отвечают на вопросы. Педагог обобщает детские ответы.

- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.

Нет ничего на свете краше, 

Родимая сторона — мать,     

Всякому мила 

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

 

Д) «Символы земли русской»

- Какое дерево стало символом русской земли?

- Да, берёзка. В чём её красота?

- С чем её сравнивают поэты? С юной девушкой, стройной, с зелёными косами, в белом сарафане?

- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.

- Что ценят русские? Чистоту помыслов, чистоту души, ясность, свет. Не яркий блеск, но гармонию, лад.

- Русская зима, снежная, белоснежная – тоже символ России.

- А какой ещё символ России связан с белым цветом?

- Российский флаг. Рассмотрите его.

Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.

Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».

- Запишите эти слова в ваш словарик.

- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое толкование:

белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;

синий - цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

3.Комментированное чтение.

А) - Заметили ли вы, что каждый раз, говоря о реальных предметах, мы переходили к чувствам, вызываемым ими, к отношениям к ним? Почему так?

- Мы живём в двух мирах. Нас окружает мир материальный, состоящий из реальных предметов и явлений. Но у нас есть ещё свой внутренний мир. Что его наполняет?

- Разобраться в этом нам поможет учебник.

Б) Учебное пособие – стр.4

- Прочитайте предложения из рубрики «Вы узнаете». Можете ли вы сейчас предположить, как ответить на эти вопросы?

- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)

- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».

- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)

Учебное пособие – стр.5

- Прочтите первый и второй абзац.

- Есть ли в вашем внутреннем мире светлое, чем можно гордиться?

- А есть ли в вашем внутреннем мире что-нибудь тёмное, с чем бы вы хотели бороться, чтобы стать лучше?

- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?

- Прочитайте 3 последних  абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям)

- Слово «традиция» мы тоже запишем в наш словарик.

Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

В) - Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.

 У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.

-Какие традиции вы знаете?

4.Выполнение игрового задания  и ответы на вопросы учебного пособия.

- Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.

А) Игровая ситуация:

- Разделитесь на 2 группы. Выберите «вождя» каждой группы – «племени».

   - Представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?".

   Возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку.

Б) - А есть ли в вашей семье традиции? Какие?

- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?

- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.

5. Самостоятельная творческая работа учащихся.

- Семья, дом – частица Родины.

- Изменился ли за урок  в вашем представлении образ Родины?

Окружающий нас мир многообразен, насыщен, сложен. Здесь добро сочетается со злом, мир с враждой, правда с ложью. Также уникален и сложен каждый человек, каждый из нас. Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой неповторимый внутренний мир, душа. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится. Но есть у нас и общие черты. В огромном мире и сотнях жизненных путей мы можем выбрать свой, мы сами строим свою жизнь, совершая осознанный выбор. Помочь вам сделать правильный выбор призван новый учебный предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики». Изучая его, вы сможете получить ответы на эти вопросы, важ¬ные для каждого человека. От вашего правильного выбора, ваших усилий и стараний зависит ваша жизнь и судьба всего Российского государства. Вы – будущее России, судьба нашей великой Родины – в руках каждого из вас. 

- Нарисуйте образ Родины.

(Создаём выставку рисунков)

6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

7. Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции? 

8. Задание на дом

- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)

-  Нарисуйте рисунок «Подарок Родине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Конспект урока на тему "Россия - родина моя"

Конспект урока на тему "Россия - родина моя"...

Конспект урока по теме: ««Россия вступает в XX век»» (4 класс). УМК Школа России

Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые  результатыПредметные:знать важные события XX века;знать и понимать целос...

Конспект урока по теме "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте; развитие умений использования карты для получения знаний. Планируемые результатыПредметные: знать, что такое карта и приёмы чте...

Конспект урока на тему Россия- наша родина.

Конспект урока на тему Россия- наша родина....