Главные вкладки

    Конспект урока по теме: ««Россия вступает в XX век»» (4 класс). УМК Школа России
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Голобородько Любовь Николаевна

    Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.

    Планируемые  результаты

    Предметные:

    • знать важные события XX века;
    • знать и понимать целостный взгляд на события XX века;
    • учить учащихся понятиям: «партия», «революция».

    Личностные:

    • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
    • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • осознавать личностный смысл учения.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл «Россия вступает в XX век»426.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 07.04.2020г.                                                                                                    ФИО учителя: Владыкина З.А.

    Школа: МОУ СОШ №49                                                                                                       ФИ студента: Голобородько Л.                                                            

    Класс: 4 «Б»                                                                                                                          ФИО методиста: Сачкова Т.А.

    Кабинет: 203            

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    Тема урока: «Россия вступает в XX век»

    Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.

    Планируемые  результаты

    Предметные:

    • знать важные события XX века;
    • знать и понимать целостный взгляд на события XX века;
    • учить учащихся понятиям: «партия», «революция».

    Личностные:

    • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
    • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • осознавать личностный смысл учения.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

    ЭТАПЫ УРОКА

    Методы и приемы

    Хрономет-раж

    СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

    ФОРМИРУЕМЫЕ

    УУД


    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Словесный метод: слово учителя.

    1 мин.

    – Здравствуйте.

    - Садитесь, пожалуйста, за парты.

    - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

    - Молодцы.

    Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

    Слушать учителя и отвечать на вопросы.

    Р: умение организовать свое рабочее место.

    Л: самоопределение.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

    II. Актуализация знаний и мотивация

    Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

    Наглядный метод: презентация.

    3 мин.

    - Ребята, сейчас мы вспомним, о чём же мы говорили на прошлых уроках окружающего мира.  

    - Какое событие произошло в 1812 году?

    - Почему это война называется Отечественной?

    - Какой полководец командовал русскими войсками?

    - Французскими войсками?

    - Какое сражение считается главным в Отечественной войне 1812 года?

    - Где оно проходило?

    - Когда произошло это сражение?

    - Расскажите о Бородинском сражении и о его последствиях.

    - Что происходило в России после войны?

    - Какой манифест подписал Александр II?

    - Когда он подписал этот манифест?

    - Какие изменения начали происходить по конец XIX века?

    - Отлично. Молодцы.

    Отвечают на вопросы учителя.

    - В 1812 году произошла Отечественная война.

    - В борьбе с захватчиками сплотились все представители русского народа: крестьяне, военные, помещики, дворяне, что и привело к тому, что война 1812 года стала называться отечественной.

    - Кутузов Михаил Илларионович.

    - Наполеон Бонапарт.

    - Бородинское сражение – главное сражение в Отечественной войне.

    - У села Бородина в 110 км от Москвы

    - 26 августа 1812года

    - Битва была очень ожесточенной   из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить.

    - Начались восстания декабристов (за освобождение крестьян).

    - Манифест о крестьянской вольности.

    - Он подписал манифест в 1861 году.

    - Возникли крупные фабрики и заводы, изменился городской быт, появилось электрическое освещение, изменился городской транспорт, первая железная дорога.

    Р: контроль и самоконтроль.

    П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный метод: слово учителя.

    Словесный метод: диалог.

    Практический метод: карточки, иллюстрации.

    Проблемное обучение: проблемная ситуация.

    4 мин.

    - У вас на столах карточки с портретами наших императоров, их именами и годами правления. Ваша задача в парах соединить столбики.

    - Кому не понятно здание?

    - Отлично. Тогда приступайте к заданию. На выполнения вас 3 минуты.

    Peter de Grote.jpg

    Екатерина II Алексеевна

    (1762 – 1796)  

    Catherine II by F.Rokotov after Roslin (1780s, Hermitage) 2.jpg

    Николай II Александрович

    (1894 – 1917)         

    Portrait of Nicholas II of Russia by Ilya Galkin.jpg

    Пётр I Алексеевич

    (1721 – 1725)

    - Сейчас сверим. Какая пара выйдет и покажет на слайде императора и годы его правления?

    - Отлично. Молодцы, все свертись с доской.

    - Скажите, пожалуйста, а всех ли мы императоров знаем?

    - Верно. Кто определит век, в котором правил Николай II?

    - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

    - Какие цели мы можем поставить?

    - Замечательно.  

    Слушают учителя и выполняют задание.

    Peter de Grote.jpg

    Пётр I Алексеевич

    (1721 – 1725)

    Catherine II by F.Rokotov after Roslin (1780s, Hermitage) 2.jpg

    Екатерина II Алексеевна

    (1762 – 1796)  

    Portrait of Nicholas II of Russia by Ilya Galkin.jpg

    Николай II Александрович

     (1894 – 1917)         

    Сравнивают свои ответы с правильным.

    - Нет, мы еще изучили не всех императоров. Мы не знаем пока Николая II.

    - Николай II стоял у престола в XX веке.

    - Тема нашего урока: «Россия вступает в XX век».

    - Мы можем поставить цели: узнать особенности жизни в XX веке. Узнаем о последнем российском императоре, о вступлении России в XX век.

    П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Р: целеполагание.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    IV. Открытие детьми нового знания

    Словесный метод: фронтальный опрос.

    Наглядный метод: презентация.

    10 мин.

    - Давайте откроем учебники на странице 127 и начнем читать. Каждый читает самостоятельно и готовится отвечать на вопросы.

    - В каком году Николай Второй вступил на престол?

    - Чем  были недовольны жители России во время правления  Николая Второго.

    - Как возникла партия большевиков?

    - Кто был лидером партии большевиков?

    - К чему призывала партия большевиков?

    - В каком году произошла революция?

    - Верно. Возможно, кто-то слышал про это и знает?

    - В феврале 1917 года в России произошла революция. Власть перешла к Временному правительству. Николай II отрёкся от престола и решил уехать в Англию к родственникам: многие цари, короли и императоры Европы состояли в родстве друг с другом. Временное правительство не разрешило царю с семьёй выехать за границу и распорядилось отправить их в Тобольск. В октябре 1917 года  в России произошла другая революция. К власти пришли большевики, и участь Романовых была решена. До сих пор мы не знаем, как всё произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска  в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны.

    - Продолжаем читать дальше. Теперь читает один, остальные внимательно слушают и в любой момент, я могу остановить и сказать читать любому из вас.

    - Война началась из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделён между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу. Заложив в 1703 году новый город, которому впоследствии суждено было стать столицей Российской Империи, Пётр I назвал его Санкт-Петербургом. В переводе с немецкого – город святого Петра. Это название город носил до 1914 года.

    - Какие важные события произошли в начале XX столетия?

    - Почему он был вынужден это сделать?  

    - Какая война началась в 1914 году?

    - Молодцы.

    - Николай II вступил на престол в 1894 году.

    - Им казалось несправедливым , что на вершине власти находится один человек и от его воли зависит решение важнейших государственных вопросов.

    - Одна партия раскололась на две части и большая из групп стала партией большевиков.

    - Лидером большевиков был Владимир Ильич Ульянов (Ленин).

    - Она призывала к решительным действиям – революции.

    - В феврале 1917 года в России произошла революция.

    Варианты ответов детей.

    Читают учебник со страницы 129 по 131.

    - Николай II отрёкся от трона.

    Предположения детей

    - В 1914 году началась первая мировая война.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

    Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

    П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    V. Первичное закрепление

    Словесный метод: диалог.

    Наглядный метод: презентация.

    3 мин.

    - Сейчас выполним интересное задание. У вас на столе карточке. Ваша задача в парах соединить название города Санкт-Петербург с датой.

    1703 – 1914 гг.

    Санкт – Петербург

    1914 – 1924 гг.

    Санкт – Петербург

    1924 – 1991 гг.

    Петроград

    С 1991 года

    Ленинград

    - Сейчас мы с вами проверим. Какая пара хочет прочитать, как у них получилось?

    - Отлично. Основными  противниками в этой войне были Россия и Германия. Нашлись люди, которые потребовали заменить немецкое название города русским  и город стал Петроградом.

    - После Октябрьской революции многие города стали менять свои названия. Им давали имена руководителей Коммунистической партии. Вятка стала Кировом, Царицын – Сталинградом. Нижний Новгород в честь великого русского писателя переименовали в Горький.

    - Петроград сохранил свое название до 1924 г., когда умер В.И. Ленин – руководитель Коммунистической партии и Советского государства. В память о нём город переименовали в Ленинград. В 1991 году было возвращено его первое имя – Санкт Петербург.

    - Сейчас мы с вами немного разомнемся. Все встаем.

     Вот мы на зарядке –

    (Хлопки в ладоши)

    Раз, два, три!

    (Прыжки на месте.)

    Утром на площадке –

    (Хлопки в ладоши)

    Раз, два, три!

    (Ходьба на месте)

    Все вокруг стараются,

    (Хлопки в ладоши)

    Спортом занимаются!

    (Прыжки на месте)

    - Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

    Слушают учителя.

    Выполняют задание.

    - С 1703 г.  до 1914 г. – Санкт – Петербург.

    - С 1914 г. до 1924 г. – Петроград.

    - С 1924 г. до 1991 г. – Ленинград.

    - С 1991 г. – Санкт – Петербург.

    Слушают учителя.

    Учувствуют в физкультминутке.

    П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

    К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический метод: выполнение работы в парах.

    10 мин.

    - Сейчас вы сможете почувствовать себя участниками тех событий. Кто как не журналист всегда находится в курсе всех событий?

    - Сейчас мы с вами поделимся на группы и почувствуем себя в роли журналистов.

    - Сейчас по представителю от команды подходите за темами:

    1 – редакция газеты «Вести» расскажет нам о Первой мировой войне.

    2- газета «Искра» ее издавала партия большевиков, поделиться событиями революции 1917 г.

    3 - журналисты газеты «Правда» поделятся с читателями информацией о Гражданской войне.

    4 – у нас будет группа ребят, которые взглянут на эти события глазами людей 21 века.

    - Отлично. У вас будут небольшие памятки, чтобы посмотреть нужную информацию.

    - Но для начала давайте вспомним правила работы в группах и приступим к работе.

    - Давайте обсудим результаты нашей работы. Каждая из групп должна представить свою газету, рассказав нам о событиях того времени. Все остальные должны оценить работу выступающих.

    - На выполнения газеты у вас 10 минут. Схематично изобразите главную информацию.

    - Удачи.

    Выполняют задание учителя.

    Выбирают лидера и тему газеты.

    - Правила работы в группе:

    Делают стенгазету.

    П: структурирование знаний.

    Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

    К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

    VII. Включение в систему знаний, повторение

    Словесный метод: беседа.

    6

    мин.

    - Отлично. Сейчас каждая группа представляет свою газету. На выступление у вас по 2 минуты.

    - Молодцы.

    - У вас получились очень яркие и красочные газеты.  Ну а сейчас подведем небольшой итог и поучаствуем в викторине. Отвечаем по поднятой руке, только такие ответы будут засчитываться. По итогам викторины получат отметки те, кто хорошо работал.

    1. Что отмечалось в феврале 1913  года?

    2. Когда последний царь отрёкся от престола?

    3. А кто был последним русским государем?

    4. Почему люди стали выступать против царя?

    5. Что такое партия?  

    6. Когда началась Первая мировая война?

    7. Почему она называется мировой?

    8. Почему в 1915 г. Россия начала терпеть военные неудачи?

    9. Почему в стране стали происходить беспорядки?

    10. Что происходило в стране в феврале 1917 г.?

    11. Когда власть перешла в руки большевиков?

    - Молодцы.

    - Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и жестоких потрясений: войны, череда революций, неисчислимые жертвы. На руинах прежней империи выросла новая страна – Советский Союз, которому история отмерила всего семь десятилетий.

    Выступают со своими газетами.

    - 300 лет со дня избрания Романовых на престол.

    - В 1917 году последний царь отрёкся от престола.

    - Последним русским государем был Николай II.

    - Им казалось несправедливым, что на вершине власти находится один человек

    - Партия – это группа  единомышленников.

    - Первая мировая война началась в 1914 году.

    - В неё были вовлечены многие государства.

    - Русская армия оказалась без снарядов, винтовок, сапог. Деревня осталась без работников. Зимой не хватало топлива.

    - Люди во всех бедах винили министров, генералов и самого царя

    - Перебои с продажей хлеба, рабочие вышли на улицы, на сторону народа перешли войска. Император был вынужден отречься от престола.

    - 25 октября 1917  года.

    К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    П: структурирование знаний.

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный метод: беседа.

    3 мин.

    - Ребят, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

    - Какая тема у нас была?

    - Какие цели мы ставили?

    - Реализовали ли мы эти цели?

    - Кто сегодня работал наиболее активно?

    - На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.

    Что сегодня получилось…

    В чем были затруднения…

    О чём можешь рассказать дома родителям…

    - Отлично. Сейчас запишите домашнее задание: прочитать учебник со страницы 129 по 132. Устно ответь на все вопросы на страницы 132.

    - Молодцы. Спасибо за хорошую работу.

    Ответы детей.

    - Тема нашего урока: «Россия вступает в XX век».

    - Мы можем поставить цели: узнать особенности жизни в XX веке. Узнаем о последнем российском императоре, о вступлении России в XX век.

    - Все поставленные цели мы реализовали.

    Что сегодня получилось…

    В чем были затруднения…

    О чём можешь рассказать дома родителям…

    Записывают домашнее задание.

    Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

    П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    К: умение слушать и вступать в диалог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

    Разработка урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А....

    Конспект урока математики. Тема: «Письменная нумерация в пределах 1000» 3 класс. (УМК Школа России)

    Тема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000»Цели урока: познакомить с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами, основанными на знании разрядных слагаемых.Планируемые резу...

    Конспект урока математики. Тема: «Образование и названия трехзначных чисел» 3 класс. (УМК Школа России)

    Тема урока: «Образование и названия трехзначных чисел»Цели урока: познакомить с образованием и названиями трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи с пропор...

    Конспект урока математики. Тема: «Письменная нумерация в пределах 1000» 3 класс. (УМК Школа России)

    Тема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000»Цели урока: познакомить с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами, основанными на знании разрядных слагаемых.Планируемые резу...

    Конспект урока по теме: « «Страницы истории 1920-1930 годов»» (4 класс). УМК Школа России

    Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

    Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс). УМК Школа России

    Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...

    Конспект урока технологии. Тема: "Ракета носитель”. Изделие «Ракета носитель", 4 класс, УМК Школа России

    КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: “Ракета носитель”. Изделие «Ракета носитель»...