Конспект урока по теме: ««Россия вступает в XX век»» (4 класс). УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Голобородько Любовь Николаевна

Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать важные события XX века;
  • знать и понимать целостный взгляд на события XX века;
  • учить учащихся понятиям: «партия», «революция».

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Россия вступает в XX век»426.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2020г.                                                                                                    ФИО учителя: Владыкина З.А.

Школа: МОУ СОШ №49                                                                                                       ФИ студента: Голобородько Л.                                                            

Класс: 4 «Б»                                                                                                                          ФИО методиста: Сачкова Т.А.

Кабинет: 203            

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Россия вступает в XX век»

Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать важные события XX века;
  • знать и понимать целостный взгляд на события XX века;
  • учить учащихся понятиям: «партия», «революция».

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хрономет-раж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя.

1 мин.

– Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

- Молодцы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

Наглядный метод: презентация.

3 мин.

- Ребята, сейчас мы вспомним, о чём же мы говорили на прошлых уроках окружающего мира.  

- Какое событие произошло в 1812 году?

- Почему это война называется Отечественной?

- Какой полководец командовал русскими войсками?

- Французскими войсками?

- Какое сражение считается главным в Отечественной войне 1812 года?

- Где оно проходило?

- Когда произошло это сражение?

- Расскажите о Бородинском сражении и о его последствиях.

- Что происходило в России после войны?

- Какой манифест подписал Александр II?

- Когда он подписал этот манифест?

- Какие изменения начали происходить по конец XIX века?

- Отлично. Молодцы.

Отвечают на вопросы учителя.

- В 1812 году произошла Отечественная война.

- В борьбе с захватчиками сплотились все представители русского народа: крестьяне, военные, помещики, дворяне, что и привело к тому, что война 1812 года стала называться отечественной.

- Кутузов Михаил Илларионович.

- Наполеон Бонапарт.

- Бородинское сражение – главное сражение в Отечественной войне.

- У села Бородина в 110 км от Москвы

- 26 августа 1812года

- Битва была очень ожесточенной   из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить.

- Начались восстания декабристов (за освобождение крестьян).

- Манифест о крестьянской вольности.

- Он подписал манифест в 1861 году.

- Возникли крупные фабрики и заводы, изменился городской быт, появилось электрическое освещение, изменился городской транспорт, первая железная дорога.

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: слово учителя.

Словесный метод: диалог.

Практический метод: карточки, иллюстрации.

Проблемное обучение: проблемная ситуация.

4 мин.

- У вас на столах карточки с портретами наших императоров, их именами и годами правления. Ваша задача в парах соединить столбики.

- Кому не понятно здание?

- Отлично. Тогда приступайте к заданию. На выполнения вас 3 минуты.

Peter de Grote.jpg

Екатерина II Алексеевна

(1762 – 1796)  

Catherine II by F.Rokotov after Roslin (1780s, Hermitage) 2.jpg

Николай II Александрович

(1894 – 1917)         

Portrait of Nicholas II of Russia by Ilya Galkin.jpg

Пётр I Алексеевич

(1721 – 1725)

- Сейчас сверим. Какая пара выйдет и покажет на слайде императора и годы его правления?

- Отлично. Молодцы, все свертись с доской.

- Скажите, пожалуйста, а всех ли мы императоров знаем?

- Верно. Кто определит век, в котором правил Николай II?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие цели мы можем поставить?

- Замечательно.  

Слушают учителя и выполняют задание.

Peter de Grote.jpg

Пётр I Алексеевич

(1721 – 1725)

Catherine II by F.Rokotov after Roslin (1780s, Hermitage) 2.jpg

Екатерина II Алексеевна

(1762 – 1796)  

Portrait of Nicholas II of Russia by Ilya Galkin.jpg

Николай II Александрович

 (1894 – 1917)         

Сравнивают свои ответы с правильным.

- Нет, мы еще изучили не всех императоров. Мы не знаем пока Николая II.

- Николай II стоял у престола в XX веке.

- Тема нашего урока: «Россия вступает в XX век».

- Мы можем поставить цели: узнать особенности жизни в XX веке. Узнаем о последнем российском императоре, о вступлении России в XX век.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный метод: фронтальный опрос.

Наглядный метод: презентация.

10 мин.

- Давайте откроем учебники на странице 127 и начнем читать. Каждый читает самостоятельно и готовится отвечать на вопросы.

- В каком году Николай Второй вступил на престол?

- Чем  были недовольны жители России во время правления  Николая Второго.

- Как возникла партия большевиков?

- Кто был лидером партии большевиков?

- К чему призывала партия большевиков?

- В каком году произошла революция?

- Верно. Возможно, кто-то слышал про это и знает?

- В феврале 1917 года в России произошла революция. Власть перешла к Временному правительству. Николай II отрёкся от престола и решил уехать в Англию к родственникам: многие цари, короли и императоры Европы состояли в родстве друг с другом. Временное правительство не разрешило царю с семьёй выехать за границу и распорядилось отправить их в Тобольск. В октябре 1917 года  в России произошла другая революция. К власти пришли большевики, и участь Романовых была решена. До сих пор мы не знаем, как всё произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска  в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны.

- Продолжаем читать дальше. Теперь читает один, остальные внимательно слушают и в любой момент, я могу остановить и сказать читать любому из вас.

- Война началась из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделён между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу. Заложив в 1703 году новый город, которому впоследствии суждено было стать столицей Российской Империи, Пётр I назвал его Санкт-Петербургом. В переводе с немецкого – город святого Петра. Это название город носил до 1914 года.

- Какие важные события произошли в начале XX столетия?

- Почему он был вынужден это сделать?  

- Какая война началась в 1914 году?

- Молодцы.

- Николай II вступил на престол в 1894 году.

- Им казалось несправедливым , что на вершине власти находится один человек и от его воли зависит решение важнейших государственных вопросов.

- Одна партия раскололась на две части и большая из групп стала партией большевиков.

- Лидером большевиков был Владимир Ильич Ульянов (Ленин).

- Она призывала к решительным действиям – революции.

- В феврале 1917 года в России произошла революция.

Варианты ответов детей.

Читают учебник со страницы 129 по 131.

- Николай II отрёкся от трона.

Предположения детей

- В 1914 году началась первая мировая война.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление

Словесный метод: диалог.

Наглядный метод: презентация.

3 мин.

- Сейчас выполним интересное задание. У вас на столе карточке. Ваша задача в парах соединить название города Санкт-Петербург с датой.

1703 – 1914 гг.

Санкт – Петербург

1914 – 1924 гг.

Санкт – Петербург

1924 – 1991 гг.

Петроград

С 1991 года

Ленинград

- Сейчас мы с вами проверим. Какая пара хочет прочитать, как у них получилось?

- Отлично. Основными  противниками в этой войне были Россия и Германия. Нашлись люди, которые потребовали заменить немецкое название города русским  и город стал Петроградом.

- После Октябрьской революции многие города стали менять свои названия. Им давали имена руководителей Коммунистической партии. Вятка стала Кировом, Царицын – Сталинградом. Нижний Новгород в честь великого русского писателя переименовали в Горький.

- Петроград сохранил свое название до 1924 г., когда умер В.И. Ленин – руководитель Коммунистической партии и Советского государства. В память о нём город переименовали в Ленинград. В 1991 году было возвращено его первое имя – Санкт Петербург.

- Сейчас мы с вами немного разомнемся. Все встаем.

 Вот мы на зарядке –

(Хлопки в ладоши)

Раз, два, три!

(Прыжки на месте.)

Утром на площадке –

(Хлопки в ладоши)

Раз, два, три!

(Ходьба на месте)

Все вокруг стараются,

(Хлопки в ладоши)

Спортом занимаются!

(Прыжки на месте)

- Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

- С 1703 г.  до 1914 г. – Санкт – Петербург.

- С 1914 г. до 1924 г. – Петроград.

- С 1924 г. до 1991 г. – Ленинград.

- С 1991 г. – Санкт – Петербург.

Слушают учителя.

Учувствуют в физкультминутке.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: выполнение работы в парах.

10 мин.

- Сейчас вы сможете почувствовать себя участниками тех событий. Кто как не журналист всегда находится в курсе всех событий?

- Сейчас мы с вами поделимся на группы и почувствуем себя в роли журналистов.

- Сейчас по представителю от команды подходите за темами:

1 – редакция газеты «Вести» расскажет нам о Первой мировой войне.

2- газета «Искра» ее издавала партия большевиков, поделиться событиями революции 1917 г.

3 - журналисты газеты «Правда» поделятся с читателями информацией о Гражданской войне.

4 – у нас будет группа ребят, которые взглянут на эти события глазами людей 21 века.

- Отлично. У вас будут небольшие памятки, чтобы посмотреть нужную информацию.

- Но для начала давайте вспомним правила работы в группах и приступим к работе.

- Давайте обсудим результаты нашей работы. Каждая из групп должна представить свою газету, рассказав нам о событиях того времени. Все остальные должны оценить работу выступающих.

- На выполнения газеты у вас 10 минут. Схематично изобразите главную информацию.

- Удачи.

Выполняют задание учителя.

Выбирают лидера и тему газеты.

- Правила работы в группе:

Делают стенгазету.

П: структурирование знаний.

Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод: беседа.

6

мин.

- Отлично. Сейчас каждая группа представляет свою газету. На выступление у вас по 2 минуты.

- Молодцы.

- У вас получились очень яркие и красочные газеты.  Ну а сейчас подведем небольшой итог и поучаствуем в викторине. Отвечаем по поднятой руке, только такие ответы будут засчитываться. По итогам викторины получат отметки те, кто хорошо работал.

1. Что отмечалось в феврале 1913  года?

2. Когда последний царь отрёкся от престола?

3. А кто был последним русским государем?

4. Почему люди стали выступать против царя?

5. Что такое партия?  

6. Когда началась Первая мировая война?

7. Почему она называется мировой?

8. Почему в 1915 г. Россия начала терпеть военные неудачи?

9. Почему в стране стали происходить беспорядки?

10. Что происходило в стране в феврале 1917 г.?

11. Когда власть перешла в руки большевиков?

- Молодцы.

- Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и жестоких потрясений: войны, череда революций, неисчислимые жертвы. На руинах прежней империи выросла новая страна – Советский Союз, которому история отмерила всего семь десятилетий.

Выступают со своими газетами.

- 300 лет со дня избрания Романовых на престол.

- В 1917 году последний царь отрёкся от престола.

- Последним русским государем был Николай II.

- Им казалось несправедливым, что на вершине власти находится один человек

- Партия – это группа  единомышленников.

- Первая мировая война началась в 1914 году.

- В неё были вовлечены многие государства.

- Русская армия оказалась без снарядов, винтовок, сапог. Деревня осталась без работников. Зимой не хватало топлива.

- Люди во всех бедах винили министров, генералов и самого царя

- Перебои с продажей хлеба, рабочие вышли на улицы, на сторону народа перешли войска. Император был вынужден отречься от престола.

- 25 октября 1917  года.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа.

3 мин.

- Ребят, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какая тема у нас была?

- Какие цели мы ставили?

- Реализовали ли мы эти цели?

- Кто сегодня работал наиболее активно?

- На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

- Отлично. Сейчас запишите домашнее задание: прочитать учебник со страницы 129 по 132. Устно ответь на все вопросы на страницы 132.

- Молодцы. Спасибо за хорошую работу.

Ответы детей.

- Тема нашего урока: «Россия вступает в XX век».

- Мы можем поставить цели: узнать особенности жизни в XX веке. Узнаем о последнем российском императоре, о вступлении России в XX век.

- Все поставленные цели мы реализовали.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

Записывают домашнее задание.

Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение слушать и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Разработка урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А....

Конспект урока математики. Тема: «Письменная нумерация в пределах 1000» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000»Цели урока: познакомить с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами, основанными на знании разрядных слагаемых.Планируемые резу...

Конспект урока математики. Тема: «Образование и названия трехзначных чисел» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Образование и названия трехзначных чисел»Цели урока: познакомить с образованием и названиями трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи с пропор...

Конспект урока математики. Тема: «Письменная нумерация в пределах 1000» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000»Цели урока: познакомить с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами, основанными на знании разрядных слагаемых.Планируемые резу...

Конспект урока по теме: « «Страницы истории 1920-1930 годов»» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...

Конспект урока технологии. Тема: "Ракета носитель”. Изделие «Ракета носитель", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: “Ракета носитель”. Изделие «Ракета носитель»...