Конспект урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

ШУЛЬЖЕНКО Светлана Витальевна

Разработка урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс

 УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_4_klass.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великая война и великая Победа. 4 класс

 УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы;  уважительное отношение к истории  России, своей семьи.

Образовательные:

  1. актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
  2. расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;
  3. систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные:

-  воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

-  уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:  

1. Развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

-извлекать необходимую информацию из текста;

1. Организация класса.

  - Встали ровно. Садитесь. Начнем урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверки домашнего задания. Назовите тему предыдущего урока.

( Страницы истории 20-30 годов)

- На ваших партах лежат листочки. Вам надо ответить на вопросы.

Страницы истории 20-30 годов.

1.Как стала называться наша страна в 1922 году?

(Напиши полное и сокращенное название)    

2. Выпиши новые слова, которые появились в 20-30е годы ХХ века.

  Советская власть. Император. Коммуналки. Колхозы. Князь. Дань.

3.Соедини линиями.

- фабрикант

- метростроевец                                                         - колхозники

- учащийся курсов по борьбе

с неграмотностью                                                     - царь

- помещик

   Российская империя

   Советский Союз

- Закончили работу. Отложили листочки.

3. Изучение нового материала.

- Переходим к теме сегодняшнего урока. Прежде чем ее назвать послушайте запись и подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок.

   Звучит запись песни «Священная война». После прослушиванья- ответы детей.

- Тема нашего урока «Великая война. Великая победа» (СЛАЙД 1)

- Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?

 (Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)

-Почему отечественная война?  (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)

- Почему победу в этой войне называют великой?

  ( не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)

- Когда началась Великая Отечественная война?

- Когда закончилась? (СЛАЙД1- щелчок)

- Сколько лет длилась?

- 4 долгих, страшных года.

Уч:        Но что предшествовало этой войне?

- В 1939 году началась Вторая Мировая война. Главными ее виновниками были руководители Фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве.

   1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.

   - 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке- от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. ( СЛАЙД  2, ЗАПИСЬ)

Ребенок(СЛАЙД 3)

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

- Враг рассчитывал на молниеносную войну. Посмотрите на карту. (СЛАЙД 4)

- На какие города направляла Германия самые главные удары ?

- Это были самые крупные города Советского Союза. Через полгода от Советского Союза должны были остаться только воспоминания. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

«Блицкриг» - так назвался  план нападения на нашу страну. Давайте выясним, в чём он заключался!

Немецкие войска продвигались в северном направлении на Ленинград. 

Враг двигался на Москву.

В направлении Киева и далее на Сталинград (Волгоград). Это южное направление  - на Кавказ.

С первого дня войны на борьбу с врагом  поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет». Что он символизировал?

(СЛАЙД 5)

-  Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.  

Немецкие войска продвигались в северном направлении на Ленинград.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. - Отметьте на карте направление удара на Ленинград.

Учитель: А каким бы цветом вы отметили  удар врага?

Не считаясь с потерями, враги продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны.

 Ребенок 

Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

- Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная  связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное  - голод. (СЛАЙД 7 - 11)

-Что же помогло городу выстоять? 

Ответы детей

 (Страна не бросила город и как могла помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название- дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить) (СЛАЙД 9)

БИТВА ЗА МОСКВУ

- Итак, направление следующего удара Москва- столица. Отметьте на карте направление удара на Москву

 Почему вражеским войскам бал необходим захват Москвы?( СЛАЙД 12: МОСКВА)

У вас на столах есть карточка с заданиями, № 1

Ребенок 

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков. (СЛАЙД 13)

- На Красной площади на могиле Неизвестного солдата горит вечный огонь, символизирующий вечную память погибшим в Великой отечественной войне. (СЛАЙД 14)

                                СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (Слайд 15: Сталинград) 

Отметьте на карте направление удара фашистских войск на Киев и далее на Сталинград (Волгоград). Это южное направление  - на Кавказ.

Ребенок

В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.

Выступление  Быкова

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

Уч:- 200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины. Сейчас это город Волгоград. В нем находится историко-мемориальный музей «Сталинградская битва». (СЛАЙД 16)

- Летом 1943 года началось ключевое сражение в ВО войне.   ( сражение на Курской дуге) СЛАЙД 17

- Прочитаем об этом в учебнике. СТР.144 1 абзац

У вас на столах есть карточка с заданиями, № 2

Вы ошиблись ,Советский Союз смог произвести танков в полтора раза больше, чем Германия.

-О чем говорит этот факт? 

- Откройте учебник стр. 141 найдите и прочитайте какой девиз - призыв звучал в те годы ?

«Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.

- Послушайте, что нам расскажут об этом сражении.

Ребенок

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Я: - В память об этом великом событии на поле сражения был установлен памятник «Звонница» (СЛАЙД 18)

- Какое значение в ходе войны имело сражение на Курской дуге?

   ( Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.)

-Давайте прочитаем о продолжении освободительной войны советского народа от фашистских захватчиков.

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.(чтение СТР.144)

- В каком году наши войска вышли к границам Германии?

- Когда начался штурм Берлина?

- Что сделали советские воины, чтобы сообщить всем о своей победе? (СЛАЙД 19)

-Назовите еще раз дату Великой Победы.

- Посмотрите как советские солдаты встретили Победу. (СЛАЙД20)

- Какой была цена победы? (26 МЛН ЖИЗНЕЙ)

-   24  июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы, где к ногам народа- освободителя пали фашистские знамена. (СЛАЙД 21)

      ИТОГ УРОКА.

- Какая была та война?

- Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

- Почему?

- Я надеюсь, что вы будите всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо.

Карточки с заданиями по теме: «Великая война и великая победа»

Задание 1.

 Как ты думаешь, зачем был устроен парад на Красной площади в Москве, когда фашистские захватчики были всего в 15-ти км от города? Выбери правильный ответ:

  • Парад был устроен для проверки боевой готовности советских войск.
  • Информация о параде давала силы в борьбе с врагом.
  • Парад был устроен с целью испугать военного противника.

Задание 2. Проанализируй данные таблицы и сделай предположение, какая из воюющих стран в 1943 году произведет боевой техники в 1,5 больше.

                                          1942г              1942г.

ВИДЫ ПРОДУКЦИИ

СССР

ГЕРМАНИЯ

Чугун

5 млн.тонн

28 млн. тонн

Сталь

8 млн. тонн

34 млн. тонн

Нефть

5 млн.тонн

24 млн. тонн

Уголь

93 млн. тонн

551 млн. тонн

Задание 1.

 Как ты думаешь, зачем был устроен парад на Красной площади в Москве, когда фашистские захватчики были всего в 15-ти км от города? Выбери правильный ответ:

  • Парад был устроен для проверки боевой готовности советских войск.
  • Информация о параде давала силы в борьбе с врагом.
  • Парад был устроен с целью испугать военного противника.

Задание 2. Проанализируй данные таблицы и сделай предположение, какая из воюющих стран в 1943 году произведет боевой техники в 1,5 больше.

                                          1942г              1942г.

ВИДЫ ПРОДУКЦИИ

СССР

ГЕРМАНИЯ

Чугун

5 млн.тонн

28 млн. тонн

Сталь

8 млн. тонн

34 млн. тонн

Нефть

5 млн.тонн

24 млн. тонн

Уголь

93 млн. тонн

551 млн. тонн

                                         

                                   План захвата СССР

                                                     

                                                              Ленинград

                                                                                Москва

                                                                     

                                                                             Киев                                    Сталинград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Великая война. Великая Победа"

Конспект урока  по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война. Великая Победа"...

Конспект урока и презентация по теме " Живая природа зимой" УМК " Школа России" окружающий мир

В конспекте максимально выполнены требования к уроку по ФГОС...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

Конспект урока окружающего мира "Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование понимания особой роли России в мировой истории;·        формировани...