Главные вкладки

    Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Великая война и Великая победа" УМК Школа России
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Новикова Антонина Юрьевна

    Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе. УМК Школа России

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект кейс-урока по окружающему миру

    в 4 классе

    Тема: «Великая война и Великая победа»

    УМК «Школа России»

                                                                      Подготовила:  Новикова Антонина Юрьевна  

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  МБОУ «Пятинская СОШ»

                                                                                  Ромодановского  муниципального района

                                                                                  Республики Мордовия

                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                               

                                                                                                                                             

                                                                     

    2016

    Предмет: Окружающий мир.

    Класс: 4 класс.

    Тема урока: Великая война и Великая Победа.

    Тип урока: ознакомление с новым материалом.

    Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории;  воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы, уважительного отношения к истории  России, своей семьи.

    Задачи:

    1. актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
    2. расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;
    3. систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;
    4. воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;
    5. уважение к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке.

    Планируемые результаты:

    Предметные: получат первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г, расширят знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны, о героическом прошлом своей страны и своего народа; расширят понимание особой роли России в мировой истории;

    Метапредметные:

     личностные: осознание своей гражданской идентичности: «Я»,  как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;  эмпатии, как осознанного понимания чувства  других людей и сопереживания им;

    познавательные: поиск и выделение необходимой   информации из различных источников; извлекать необходимую информацию из текста; находить определённые понятия; использовать знаково-символические средства, овладения моделированием;

    регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;

     коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам; управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир», 4 класс, автор А.А. Плешаков, часть II, рабочая тетрадь, 4 класс, часть II, АРМ учителя, проектор, электронное приложение,

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок на урок. - Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

    (звучит медленная музыка)  На части не делится солнце лучистое,
    И вечную землю нельзя поделить,
    Но искорку счастья луча золотистого
    Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

    - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

    2. Проверка домашнего задания.

    - Так что же вы знаете о стройках 30-х годов? Как изменилась жизнь в деревне в 20-30 годы? Когда образовался Советский Союз? Что это была за страна?

    3. Актуализация знаний.

    - Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

    Его бомбили - он лежал,

    К нему летел снаряд.

    В него стреляли - он бежал

    Вперед, а не назад.

    «Чем дальше я пройду вперед, -

    Мечтал солдатик мой, -

    Тем больше хлеба в этот год

    Засеем мы весной.

    Чем больше немцев уложу, -

    Смекал он на ходу, -

    Тем раньше путь освобожу,

    Скорей домой приду.

    При немцах на моей земле

    Мне не бывать в родном селе».

    И беззаветно потому

    Солдат мой воевал,

    И было некогда ему,

    И он ночей не спал.

    - Как  можно сформулировать тему сегодняшнего урока?  (Ответы детей)

    «Великая война и великая Победа»

    - Почему эту войну называют великой? (Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек).

            Итак, сегодня мы продолжим знакомство с историей нашей Родины.              В 1939 году началась Вторая Мировая война. Главными ее виновниками были руководители Фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве.

       1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей,  Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.

             22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря на севере, до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны.

            Сегодня мы с вами узнаем о самых важных битвах Великой Отечественной войны, поговорим о женщинах, принимавших  в ней участие, об отрядах поисковиков, а также наших военачальниках, благодаря которым мы и одержали победу в этой страшной войне.

    План записывается на доске.

    4. Организация работы с кейсами.

    Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

    1 группа называется «Историки». Её участники расскажут нам о главных событиях Великой Отечественной войны.

    2 группа называется «Исследователи».  Они покажут нам роль женщины в Великой Отечественной войне.

    3 группа называется «Следопыты». Они поведают о работе отрядов «Поиск».

    4 группа называется «Победители». Они расскажут о наших великих полководцах времён Великой Отечественной войны, городах – героях и о том, что нам помогло одержать победу в этой кровопролитной войне.

           На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

    Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

    Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

    Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

    Полнота информации

    Слаженность работы группы

    Презентация выступления

    Итого

    1-я группа

               

               

           

    2-я группа

    3-я группа

    4-я группа

    5. Кейсы.

    Кейс № 1

    Источник № 1 Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир, 4 класс. Часть 2. Издательство «Просвещение», 2015, стр.142-144

        Но страна не сдалась. И в честь празднования 24 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции верховное главнокомандование решило провести военный парад на Красной площади. Этот парад по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Он имел огромное значение по поднятию морального духа армии и всей страны, показав всему миру, что Москва не сдаётся, и боевой дух армии не сломлен.

    http://www.may9.ru/ 

    Источник № 2: Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца держали оборону (она длилась с 22 июня – 30 июня 1941 года)  бойцы, которые первыми приняли на себя удар фашистской армии. Фашисты окружили крепость, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод  не работал, люди пытались взять воду из реки. Но немцы стреляли и днем, и ночью. Над воротами крепости был кровью написано: «Все умрём, но из крепости не уйдём!» Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты. В течение месяца женщины, дети, старики сооружали оборонительные сооружения.  Оборона Брестской крепости, стала очень важным сражением, в котором советские войска смогли показать свою готовность защищаться до последней капли крови, несмотря на преимущества противника  и  вошла в историю, как одна из самых кровавых осад, и, в то же самое время, как одно из самых великих сражений, показавших все мужество советской армии.

       http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d90202d-1c75-4671-9f15-cb1d83dca048/%5BIS9IR_4-34%5D_%5BPD_02-r%5D.jpg

    Источник № 3. Захват Ленинграда для командования германской армии имел огромное политическое и стратегическое значение. К 30 августа 1941 года были перерезаны все железнодорожные пути соединяющие Ленинград с территорией СССР. А к 8 сентября полностью прекращено сухопутное сообщение. Именно 8 –е сентября известно как день начала блокады Ленинграда.

         900 дней блокады Ленинграда стали жестоким испытанием для ленинградцев. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов. 900 дней и ночей люди умирали,  но не сдавались. В этот период сообщение велось только по воде Ладожского озера, а зимой по льду. На момент блокады в городе находились 2,5 млн. жителей.

         Отсутствие достаточных продовольственных запасов на складах и ранние холода 1941 г. только усугубили ситуацию. От истощения и обморожений  погибли тысячи людей. Доставка некоторого количества продовольствия стала возможна только после того, как на Ладоге установился лед. Эта ледовая трасса стала для ленинградцев настоящей Дорогой Жизни. Часть жителей, около 500 тыс. была эвакуирована по льду.

            Тем не менее, Ленинград оборонялся. Только 24 января 1944 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершен прорыв блокады Ленинграда.

          В день снятия блокады Ленинграда в городе осталось 5 раз меньше людей, всего 560 тыс. жителей. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой жестокой в истории.

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9380f29a-9419-4496-8ec3-808ab6956074/leningra_metronom.mp3 

    Источник № 4. А в это время германское командование было уверено, что скоро они войдут в Москву и  война закончится. Битва под Москвой занимает особое место в истории войны Германии против СССР. Она характеризовалась крайней напряженностью, сложностью и огромным размахом боевых действий. Сражение за столицу Советского Союза продолжалось более шести месяцев и велось на фронте протяженностью около 2 тысяч километров.  К осени 1941 года военное положение Советского Союза было сложным и опасным. Но для  защиты  столицы шли войска из разных концов страны. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Победа под Москвой  воодушевила  всех людей.

        В битве под Москвой бессмертной славой покрыли себя 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова в бою у разъезда Дубосеково.

    http://pobeda-mo.ru/panfilovec/ 

    Источник № 5. Но фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда (Волгограда).  Началась 6 месячная Сталинградская битва. (Даты Сталинградской битвы: 17 июля 1942 — 2 февраля 1943). В результате этой битвы были окружены и захвачены в плен свыше 330 тыс. гитлеровцев.

         Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия которого  выпускали военную продукцию, которая была необходима фронту, получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. 200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины. Сейчас это город Волгоград. В нем находится историко-мемориальный музей «Сталинградская битва».

        Сталинградская битва переломила ход войны.

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01e67673-2aaf-4b22-9012-1f87e63791fd/%5BIS9IR_4-35%5D_%5BTS_01%5D.html 

    Источник № 6.   А летом 1943 г. Произошла знаменитая Курская битва. 12 июля возле села Прохоровка началось самое крупное танковое сражение в истории. Лоб в лоб столкнулись 1200 бронированных машин. Сражение длилось весь день. К вечеру  все вокруг было покрыто сгоревшими и изуродованными остатками танков. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75f60c81-24c3-ddc2-faf2-c5edc2cbeda6/1012566A.htm 

    Источник № 7    Битва за  Берлин — завершающая часть Берлинской наступательной операции 1945 года, в ходе которой Красная армия завладела столицей нацистской Германии. Операция продолжалась с 25 апреля по 2 мая.

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/839820#.D0.A8.D1.82.D1.83.D1.80.D0.BC_.D0.91.D0.B5.D1.80.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B0 

    Кейс № 2

    Источник № 1

    Да разве об этом расскажешь

    В какие ты годы жила!

    Какая безмерная тяжесть

    На женские плечи легла!..

    В то утро простился с тобою

    Твой муж, или брат, или сын,

    И ты со своею судьбою

    Осталась один на один.

    Один на один со слезами,

    С несжатыми в поле хлебами

    Ты встретила эту войну.

    И все - без конца и без счета -

    Печали, труды и заботы

    Пришлись на тебя на одну.

    А тучи свисают все ниже,

    А громы грохочут все ближе,

    Все чаще недобрая весть.

    И ты перед всею страною,

    И ты перед всею войною

    Сказалась - какая ты есть.

    Ты шла, затаив свое горе,

    Суровым путем трудовым.

    Весь фронт, что от моря до моря,

    Кормила ты хлебом своим.

    В холодные зимы, в метели,

    У той у далекой черты

    Солдат согревали шинели,

    Что сшила заботливо ты.

    Бросалися в грохоте, в дыме

    Советские воины в бой,

    И рушились вражьи твердыни

    От бомб, начиненных тобой.                        М. Исаковский.

    Источник № 2 Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли. За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

    Источник № 3 Одной надеждой, одним стремлением - разгромить врага, напавшего на страну, жил в годы Великой Отечественной войны весь советский народ. Мужчины взяли в руки оружие, а те, кто оставался в тылу, на хлебном поле или у заводского станка: женщины, подростки, старики - всеми своими силами, поистине героическими трудовыми достижениями стремились помочь фронту и приблизить победу.

              Уже в первые дни войны мобилизация вызвала сокращение рабочей силы в деревне.  Первоначальной задачей на селе стала подготовка механизаторских кадров. Механизаторов-мужчин с каждым днём становилось всё меньше. Их стали заменять женщины. Начавшаяся война, прибавила к обычным, без того нелёгким, заботам сельских женщин тяжёлые, непривычные, мужские работы в тяжелейших условиях.

               В тяжёлом труде женщин-механизаторов в годы Великой Отечественной войны участвовали  и наши односельчанки – Соскова Т.А., Гундырева К. Ф., Чиконакова Н.Ф., Кузовкова А.И., Грачёва Р.А.,  Маняева А. В. И др.

    http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/03/03/issledovatelskaya-rabota-zhenshchiny-i-voyna

    Источник № 4  Женщины нашего села – участницы обороны Ленинграда.

          26 февраля 1942 года вышло постановление СНК СССР №260 «О мобилизации рабочих для предприятий  Главторфа  Наркомэлектростанций». Оно положило начало масштабной кампании, целью которой было привлечение трудовых ресурсов в виде повинности на определённый период времени для серьёзного увеличения объёмов добычи торфа. 

               Нынешнему молодому поколению  трудно себе представить, что такое торф. Ассоциируется он у многих, пожалуй, лишь с удобрением, продающимся в садовых магазинах. А вот люди старшего поколения вспомнят, конечно же, что во многих регионах страны торф был единственным источником   тепла и основным энергоносителем на многих заводах СССР. Его также называли военным «хлебом» электростанций. Торфяные залежи в пригородах Ленинграда стали одним из источников тепла в блокированном городе. Согласно постановлениям СНК СССР о мобилизации, в апреле 1942 года в Ромодановский военкомат были вызваны молодые женщины из села Пятина и деревни Лыковщина. Среди них были Мазанова М.В., Сысуева В.И., Панова А.Ф., Бородина Е. Ф., Левашова З.  С., Бородина А. С., Сорокина С. Я., Киселёва А. Д.

    http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/03/03/issledovatelskaya-rabota-zhenshchiny-i-voyna 

    Источник № 5    Подвиги  медсестёр. Сандружинница Евдокия Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых. 28 августа 1941 года  она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

    Источник № 6    Всем известно имя Гули Королёвой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 года во время боёв при Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля боя. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов.  Дважды будучи  раненой, она не оставила поле боя, в последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

    http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/30562/bio/ 

        Источник № 7   Зо́я Анато́льевна Космодемья́нская (13 сентября 1923, село Осино-Гай, Тамбовская губерния — 29 ноября 1941, Петрищево) — красноармеец  диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Зоя Космодемьянская была  — партизанка. После долгих пыток была повешена немцами.

         Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях.

    http://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/zoya-kosmodemyanskaya.php 

    Кейс № 3

    Источник № 1  1 января 2010  года в Ромодановском ПУ № 7 был создан патриотический отряд «Память».  Организатором и руководителем отряда стал преподаватель  училища Селеверстов И.А. Своей  каждодневной нелегкой работой ребята заявили, что не боятся трудностей, непогоды, непонимания и косых взглядов; ценят дружбу, доброту, взаимопомощь, взаимопонимание, честность и справедливость, надежность; помогают тем, кто желает знать, где захоронены их родные и близкие, погибшие при защите Отечества.  Наибольший результат в деле патриотического воспитания дают экспедиции Вахты Памяти  по поиску и захоронению останков солдат, павших в сражениях Великой Отечественной. Наши ребята в составе республиканского отряда выезжали в Брянскую, Калужскую, Смоленские области. В условиях экспедиции, попадая на места былых сражений,  ребята испытывают себя на прочность, ведь здесь все условия для самоутверждения, самостоятельности, новой самооценки. Они учатся дружить по - мужски, взрослеть на настоящем. Ребята видят в «Памяти» острый социальный смысл: павшие защитники Родины должны быть достойно захоронены, а их имена сохранены в народной памяти. 
       Экспедиции воспитывают и чувство ответственности: ребятам марку отряда надо держать, член отряда в ответе за весь отряд, а отряд в ответе за него. Члены отряда
    -  настоящие патриоты. Педагоги стараются поддержать их интерес, поднять их авторитет и значимость в глазах остальных школьников, отмечая труд ребят грамотами и благодарностями.

    http://pobeda.smotnik.ru/feed/item/10258-2011-04-22 

    Источник № 2

          Поисковые отряды созданы по всей стране. Эта работа   помогает сегодняшним ребятам ощутить себя частью истории, сынами Отечества, отдающими нравственный человеческий долг тем, кто погиб, защищая Родину.

    «Поисковая работа заключается не только в Вахтах Памяти, которые обычно готовятся Центром «Долг» и проходят на  территории Смоленской области в весенне-летний период. В остальное время мы занимаемся поисковой работой по месту жительства, то есть в Рославльском районе. Поиск ведём по трём направлениям: места боёв и наибольших потерь, госпитальные захоронения и фашистские концлагеря. Изучив документальные источники, воспоминания старожилов, мы составили в прошлом году карту поиска Рославльского района, где отметили все эти места. Таким образом, мы установили двадцать пять объектов, где проходили наиболее жестокие бои. На территории района гитлеровцами были созданы 11 концлагерей. В разное время на Рославльской земле размещалось множество госпиталей и медсанбатов (мы установили 25, и это далеко не полный список). На каждый объект заведена карточка, в которой указываются точные источники сведений. По мере получения новой информации отмечаем это место на карте и заносим данные в картотеку. Карта поиска очень помогает в составлении маршрутов походов и вообще в поиске». Так пишут о своей работе поисковики школы № 6 г. Рославля Смоленской области.

    http://school6rosl.jimdo.com/%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA/ 

    Источник № 3   Смысл патриотизма

    В поисковой работе не надо искать смысл патриотизма — он лежит вместе с останками солдат, которых ищут, и которых находят. Российское военно-историческое общество является одним из организаторов этой работы в стране, партнером Общероссийского поискового движения.

          Мы ищем. Мы находим. Мы рассказываем, за что погибли эти бойцы и почему все ныне живущие обязаны им и Родине вернуть их имена, увековечить их подвиг. Российским военно-историческим обществом проводятся разведывательные экспедиции в Брянской, Калужской, Ленинградской и Новгородской областях. Состоялась поисковая экспедиция в Крыму и экспедиция в Зубцовский район Тверской области. Обнаружены останки более 8 тысяч советских воинов. Проведены георадарные исследования захоронений концлагеря для военнопленных в Вязьме, где позднее, накануне Дня памяти и скорби был открыт мемориал. Поиск осуществляется в Приднестровье, Вахты Памяти состоялись в Литве и Латвии.

               В год 70-летия Великой Победы Российским военно-историческим обществом проведен 7-дневный военно-исторический лагерь «Плацдарм–2015» на «Невском пятачке» в Ленинградской области.

         На месте боев 2-й ударной армии в Мясном Бору в Новгородской области военно-исторические и поисковые отряды приняли участие в Международном поисково-мемориальном форуме «Победа навсегда!». Получил свое продолжение проект «Западный фронт» в Калужской области с установкой памятника, павшим на высоте 269,8.

    http://histrf.ru/rvio/activities/poiskjob  

    Источник № 4   Всех героев нельзя назвать, но их помнят, в их честь зажигают Вечный огонь.

    На Красной площади, на могиле Неизвестного солдата горит Вечный огонь, символизирующий вечную память о погибших в Великой отечественной войне.  А интернет проект "Великая Отечественная война 1941-1945" стал инициатором проведения гражданской акции ”ЗАЖГИ «СВЕЧУ ПАМЯТИ»”
    9 мая в 21.00 в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в память о тех, кто героически погиб в борьбе с фашизмом, в окнах домов и прямо на улицах зажгутся «Свечи памяти». Давайте и мы поддержим эту акцию.

    http://волонтёрыпобеды.рф/calendar/45 

    Кейс № 4

    Источник № 1 Творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Главные черты полководческого таланта Георгия Константиновича Жукова (1896-1974) - творчество, новаторство, умение принимать неожиданные для противника решения. Его отличали также глубокий ум и проницательность. По словам Макиавелли, «ничто так не делает полководца великим, как умение проникать в замысел противника». Эта способность Жукова сыграла особенно важную роль при обороне Ленинграда и Москвы, когда при крайне ограниченных силах только за счет хорошей разведки, предвидения возможных направлений ударов противника ему удавалось собирать практически все имеющиеся средства и отражать удары противника. Другим выдающимся военачальником стратегического плана являлся Александр Михайлович Василевский (1895-1977). Будучи во время войны начальником Генштаба на протяжении 34-х месяцев, А. М. Василевский только 12 месяцев был в Москве, в Генштабе, а 22 месяца находился на фронтах. Г. К. Жуков и A. M. Василевский обладали развитым стратегическим мышлением, глубоким пониманием обстановки. Александр Михайлович Василевский (1895-1977). Будучи во время войны начальником Генштаба на протяжении 34-х месяцев, А. М. Василевский только 12 месяцев был в Москве, в Генштабе, а 22 месяца находился на фронтах. Неоценимым качеством советских полководцев была их способность к разумному риску. Эта черта полководческого таланта отмечалась, например, у маршала Константина Константиновича Рокоссовского (1896-1968). Одна из замечательных страниц полководческой деятельности К. К. Рокоссовского -Белорусская операция, в которой он командовал войсками 1-го Белорусского фронта. Конев Иван Степанович (1897-1973), Андрей Иванович Ерёменко (1892-1970), Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967) Тимошенко Семён Константинович, Иван Христофорович Баграмян, Василий Иванович Чуйков, Иван Данилович Черняховский, Кирилл Афанасьевич Мерецков

    http://lib.ssau.ru/greatest-russian-colonels 

    Источник № 2  Города - герои — почётное звание, которого удостоены 13

    городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945.

          Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В настоящее время два из них находятся на территории Украины. Минск и Брестская крепость-герой — на территории Белоруссии, остальные — в России. Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в приказе Верховного Главнокомандующего (И. В. Сталин) 1 мая 1945 года. Официально это звание было закреплено за ними в Указе Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о почетном звании «Город-герой» от 8 мая 1965 года.

     Список  городов – героев:

    Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

    http://www.may9.ru/ 

    Источник № 3    24 июня 1945 года состоялся парад Победы. Он запечатлён на пленках, где видно, что в 9:00 было облачно, но ещё проглядывали кусочки неба. За 15 минут до начала парада пошел дождь, который затем перешел в ливень. На кадрах парада можно разглядеть зрителей с зонтами и лужи.

       Судя по тому, как были одеты люди, температура воздуха могла быть ~ 15 градусов.

       Из-за плохой погоды была отменена воздушная часть парада и демонстрация трудящихся, которые сначала посчитали это провокацией, и не захотели расходиться.

       К вечеру, когда был салют, дождь прекратился и распогодилось. Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Жуков и Рокоссовский проехали по Красной площади на белом и вороном конях. И. В. Сталин наблюдал за парадом с трибуны Мавзолея Ленина. На трибуне также присутствовали МолотовКалининВорошилов и другие члены Политбюро. От имени и по поручению Советского правительства и ВКП(б) Г. К. Жуков поздравил доблестных советских воинов «с Великой Победой над германским империализмом». Сводная колонна советских воинов  несла опущенные до земли 200 знамён немецко-фашистских войск, разгромленных на полях сражений. Эти знамена под барабанный бой были брошены к подножию Мавзолея в знак сокрушительного поражения агрессора. Затем торжественным маршем прошли части Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, военной академии, военные и суворовские училища, сводная конная бригада, артиллерийские, мотомеханизированные, воздушно-десантные и танковые части и подразделения.

         В 23 часа небо над Москвой озарилось светом прожекторов, в воздухе появились сотни аэростатов, а с земли раздались залпы фейерверка с разноцветными огнями. Кульминацией праздника стало полотнище с изображением ордена «Победы», появившееся высоко в небе в лучах прожекторов.

    http://www.may9.ru/ 

    6. Работа в группах.

    7. Физминутка.

    8. Презентация выступлений.

    Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют  нам рассказать о тех страшных событиях войны 1941-1945 годов. А  по окончанию каждого выступления вы можете задать им вопросы.

    9. Подведение итогов. Оценивание.

    Итоги подводятся после выступления каждой группы.

    10. Рефлексия.  (Слово    учителя)

    Ребята, задачи, которые были поставлены перед группами, были выполнены. Вы молодцы.

    Какая была та война?

    Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

    Почему?

    Я надеюсь, что вы всегда будете об этом помнить, с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей. Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу.  27 миллионов погибших. В России нет семьи, которую бы не затронула война.

    Мы должны помнить всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, чтобы мы все сейчас жили спокойно. Почтим всех их минутой молчания.

    11.Домашнее задание. Учебник с. 140-146

    Узнать, какой след оставила Великая Отечественная война в  жизни твоей семьи.

    По воспоминаниям (или с помощью) ваших близких составить рассказ «Первый день войны».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру . 2 класс. Тема "В гости к зиме". УМК "Школа России"

    Ход урока:1 этап: Введение в тему.Звучит музыка, на экране слайды о зиме. Учитель читает текст:«Солнце теперь ...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 68 часов

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений ...