Конспект урока по окружающему миру, 4 класс 2 часть, Плешаков А.А., программа "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Прыткова Анастасия Андреевна

Тема: «Трудные времена на русской земле»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_4a_2_urok.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 03.03.2018                                                                                                 ФИО учителя: Северинова Л.Л.

Школа: МКОУ СОШ №1                                                                                                ФИО студента: Прыткова А.А., 46 гр.

Класс: 4а                                                                                                         ФИО методиста:

Кабинет: 

      КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРАЖАЮЩЕМУ МИРУ

      Тема: «Трудные времена на русской земле»

Цели деятельности учителя: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества, учить работать с картой.

Планируемые результаты

  • Личностные: развитие учебной ситуации, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала; расширять кругозор, воспитывать любознательность, коммуникативность, самостоятельность и креативность;
  • Предметные: познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра
  • Метапредметные: учить определять цели и задачи урока, планировать свою деятельность, анализировать и оценивать свою работу, развивать навыки самостоятельной работы в группах, учить работать с источниками информации;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:   учебник А. А. Плешаков 2 кл. 2 ч, рабочая тетрадь, презентация, экран, компьютер.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Сядьте ровно и красиво, мы начинаем наш урок.

Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу и проговорим:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим!

Приветствовать учителя.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться/

  1. II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Практический:

загадка.

Словесный: беседа

.

5 мин

Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее».

Как вы думаете, что значит эта пословица?

А теперь Артём прочитаем для нас стихотворение:

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

А как вы думаете,  когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (тяжёлые)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Тяжёлые времена на Русской Земле)

Участвуют в обсуждении

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

  1. Решение частных задач

Словесный: беседа.

Практически: работа с книгой, с рабочей тетрадью

5 мин

В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.

Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Сегодня на уроке мы поговорим о трёх событиях, произошедших в трудные времена на Руси.

Участвовать в обсуждении.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

IV. Изучение нового материала

Словесный, беседа.

Работа с книгой. Практический, , задания в рабочей тетради.

Динамическая пауза

Словесный: беседа

10 мин

1 мин

10 мин

(Карта Руси). Обратите внимание на карту – Русь поделена на княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было согласия. Каждый был сам за себя. В некоторых княжествах и князя не было. В нём управляли богатые люди – бояре. Русь оказалась лакомым кусочком, не защищённым от врагов.

А кто позарился на Русь? Мы с вами узнаем в процессе исследования.

Сейчас вы объединитесь в группы историков-исследователей. Каждой группе будет дано задание: выяснить – кто были захватчики. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы, и вы будете соблюдать правила работы в группах.

1 группа

  1. Кто напал с Востока? Когда? (монголо-татары в 13 веке, в 1237г.)
  2. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)
  3. Какие города подверглись нападению? (Рязань, Владимир)
  4. Какой город на пути захватчиков оказался «злым» городом? (Козельск)
  5. Что такое Золотая Орда? (государство монголо-татар)
  6. Что выплачивали русские князья монголо-татарам? (дань)

Дети: (В 13 веке в 1237 году на Русь напал хан Батый. Подверглись нападению города Рязань, Владимир. Козельск оказался «злым» городом. Русские князья выплачивали монголо-татарам дань.)

Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

2 группа.

1.Кто напал с северо- запада? ( шведы )

2.В каком году это произошло?(в 1240г.)

3.На какой реке произошло сражение? (Неве)

4.Какой князь со своей дружиной выступил против них? (Александр)

5.Чем закончилась битва? (шведы были разбиты)

6.Какое прозвище получил Александр после этой битвы? (Невский)

Дети: ( В 1240 году с северо-запада на Русь нападают шведы. Это сражение произошло на реке Неве. Князь Александр со своей дружиной разбил шведов. После этой победы его стали называть Александр Невский.)

3 группа.

  1. Кто и в каком году напал с запада?(рыцари-крестоносцы в 1242 году)
  2. Где это произошло? (на льду Чудского озера)
  3. Какое название получила эта битва? (Ледовое побоище)
  4. Как строились в бою рыцари- крестоносцы? (клином)
  5. Чем были вооружены русские воины? (луками, топорами, мечами и крючками)
  6. Почему потерпели поражение рыцари- крестоносцы? (из-за тяжелых доспехов).

Дети: В 1242 году с запада напали на Русь рыцари- крестоносцы. Битва произошла на Чудском озере. В бою рыцари- крестоносцы строились клином. Русские воины были вооружены луками, топорами, мечами и крючками. Из-за тяжёлых доспехов рыцари, проваливались под лёд и тонули в озере

«Трудные времена на русской земле»

  1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый; б) Чингисхан; в) Тэмуджин.

  1. Какой город первым оказался на их пути?

а) Новгород; б) Рязань; в) Владимир.

  1. Какой русский город за упорное сопротивление прозвали «злым городом»?

а) Смоленск; б) Киев; в) Козельск.

  1. Как стало называться государство монголо-татар?

а) Золотая Орда; б) Монгольская Орда; в) Татарская Орда.

  1. Столицей монголо –татарского государства был город:

а) Галич; б) Сарай; в) Полоцк.

  1. Что выплачивала Русь Орде?

а) дань; б) выкуп в) налог.

  1. Кто нанёс удар по северо-западным рубежам Руси?

а) шведы; б) монголы; в) татары.

  1. Решительный отпор врагам дал новгородский князь:

а) Владимир; б) Ярослав; в) Александр.

  1. Какое прозвище получил новгородский князь за первую победу над врагами?

а) Мудрый; б) Вещий; в) Невский.

  1. Рыцари-крестоносцы были разбиты на льду:

а) Ладожского озера; б) Чудского озера; в) Онежского озера.

  1. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 года; б) 5 мая 1242 года; в) 5 апреля 1241 года;

Анализировать и выявлять нужную информацию. Участвовать в обсуждении. Участвовать в работе.

Участвовать в групповой работе

Повторять движения за учителем.

Участвовать в групповой работе

Участвовать в групповой работе

Выполнять самостоятельно тестовую работу

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

V. Рефлексия деятельности

Словесный, беседа.

3 мин

Сначала запишем домашнее задание. (1. с. 59 – 64, пересказ, 2. подготовить сообщение об Александре Невском)

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

-Что нового для себя вы открыли?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Я вами очень довольна!.

Анализировать свою деятельность.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес