Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс)
    план-конспект урока (окружающий мир) по теме

    Багаутдинова Валентина Юрьевна

    "Жизнь древних славян. Восточные славяне."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon no1.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  Жизнь древних славян. Восточные славяне.

    Цели урока: 

    - сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

    - познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

    - развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

    - прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

    Оборудование: 

    презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, карточки с заданиями для работы по группам (раздать до урока).

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Повторение изученного материала. Постановка проблемы урока 

    - Вы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории».

    - Сейчас мы выясним, какими знаниями вы обладаете и как ориентируетесь во временном пространстве!

    - Я вам  буду показывать предметы, относящиеся к тому или иному промежутку времени, а вы, пользуясь лентой времени, расположите данные картинки в определенной хронологической последовательности:

    (картинка) Первобытная история – (картинка) Мир древности – (картинка) Средние века –  (картинка) Новое время –  (картинка) Новейшее время.

    - Наверняка у многих из вас дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда наши родители были такими же, как вы сейчас? (Да, можно)

    На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться можно».

    - Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по – настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими, еще не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми? (Да, хотелось бы)

    - Можем ли мы это сделать по-настоящему ? (Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя).

    На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться нельзя».

    - Посмотрите на доску.

    - Какое вы заметили противоречие?

    - Давайте попробуем сформулировать эту проблему.

    «Существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?» (на доске весь урок)

    3. Работа по группам

    - Решить эту проблему мы попробуем на примере жизни древних славян.

    - И тема нашего урока «Жизнь древних славян. Восточные славяне».

      Слайд 2

    - Разделимся на три группы: 1 ряд-1 группа, 2 ряд-2 группа, 3 ряд – 3 группа.

    - У всех на партах лежат карточки с заданиями. Переверните их.

    - Читая все пункты по порядку,  вам в течение пяти минут нужно будет подготовиться к ответу.

    - Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится!

    - Приступаем. (Учитель в это время проверяет работу в классе, направляет).

    Карточка – 1 группа

    1. Откройте учебник на стр. 34
    2. Рассмотрите рисунок.
    3. Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:

    - Чем  занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками и рыболовами, собирали мед диких пчел (бортничество))

    - Чем занимались женщины? (Готовили пищу, ткали, пряли, готовили лекарственные снадобья из трав, т.е. вели домашнее хозяйство).

    - Дружные были древние славяне? (Да)

    - Трудная у них была жизнь? (Да)

    - Как вы думаете, почему славяне жили племенами? (Сама жизнь этого требовала)

    - Как сейчас живут современные люди? (Семьями, друг друга поддерживают, помогают).

    Карточка – 2 группа

    1. Откройте учебник на стр. 37
    2. Рассмотрите рисунок на стр. 37
    3. Прочитайте отрывок:

    Место для поселения древние славяне выбирали безопасное, пригодное для жилья,

    вблизи реки, где-нибудь на  пригорке. Опасаясь недобрых пришельцев, селились на небольших притоках.

              Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

    В домах древних славян пол был на метр углублен в землю. Крыша была из веток, а на ней толстые слои соломы.

             Окна, прорубленные в стенах в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекла тогда не было. В доме была печь из камней и глины, деревянные лавки и столы.  

             Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в саже.

    1. Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:
    1. Какое место для поселения выбирали древние славяне? Почему? (Место для поселения древние славяне выбирали безопасное, пригодное для жилья,

    вблизи реки, где-нибудь на  пригорке ).

    1. Как выглядело их жилье? (Жильем служили землянки, выкопанные в земле).
    2. Что было в доме кроме лавок и столов? (Печь).
    3. Что значит «топилась «по черному»? Объясните. (Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в саже.)
    4. Можно ли сказать, что современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах? (Да)

    Карточка – 3 группа

    1. Рассмотрите три пары одежды людей (современники, рыцарь с дамой, пара древние славяне)
    2. Вы должны выбрать одну пару одежды, которую носили древние славяне.
    3. Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:
    1. Что одевали на себя мужчины? (Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и лаптей. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви).

    -    Что одевали на себя женщины? (Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стек  ла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов).

    1. Где можно увидеть в настоящее время людей в таких костюмах? (На народных гуляньях, выступления русско-народных ансамблей).

    1. Проверка групп

    - Время истекло! Представители  1 группы расскажите нам о занятиях древних славян и о жизни их. (По вопросам карточки)

    Слайд 3

    - Как сейчас живут современные люди? (Семьями, друг друга поддерживают, помогают)

    - Откройте все учебник на стр. 35

    - Рассмотрите карту.

    - Что вы можете узнать с ее помощью о расселении славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек)

    - Найдите эти моря и реки, перечислите их! (Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря)

    - Посмотрите на условные обозначения и скажите:

    - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

    - Какое из племен занимало наибольшее пространство? (племя восточных славян)

    - Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

      слайд 4

    - 1 группа спасибо за работу! Молодцы!

    - Представители 2 группы расскажите о том, какие места славяне выбирали для поселения. (По вопросам карточки)

      Слайды 5, 6

    - Можно ли сказать, что современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах? (Да)

    - А кто-нибудь из вас был на экскурсии в музее Тульские древности?

    - Именно здесь находится экспозиция «Русская изба», где воссоздан быт того времени.

    - Кто не был там, обязательно посетите этот музей.

    - Спасибо за работу!

    - Представители 3 группы расскажите  о внешнем виде древних славян. (По вопросам карточки)

    Слайд  7

    - Где можно увидеть в настоящее время людей в таких костюмах? (На народных гуляньях, выступления русско-народных ансамблей)

    - Спасибо за работу!

    1. Верования славян (боги).  

     

    - Орнамент народного костюма, связь с природой, лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

    - Как вы считаете, почему древние славяне одушевляли явления природы? (Они не могли с научной точки зрения объяснить явления природы)

    а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. слайд  8

    - Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

    - А как бы вы объяснили это? (т.е. происходят стихийные бедствия)

    б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.

    Перун – бог грома и молнии. 

    слайд  9

     -Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.

    - Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.

    1. Славянские праздники.

    - Как вы считаете, что могли делать славяне, чтобы боги были к людям благосклонны? (славяне устраивали в их честь праздники)

    - Многие из них сохранились до наших дней.

    - Как вы думаете, какие это праздники?

    Масленица.

    слайд  10

    - Кто из вас знает, что это за праздник? Расскажите

    Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины.

    - Как вы считаете, почему пекли именно блины? (Имеют круглую форму и желтоватый оттенок – символ Солнца)

    Троица.

     Слайд 11

    - Кто слышал об этом празднике?

     За неделю перед Троицей у славян отмечался девичий праздник. Этот

    праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж.

    - Сохранились ли эти праздники до наших дней?

    - Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

    - Во время праздников славяне любили поиграть (если ребята будут спокойные)

      Вот одна из таких игр:

    Барашеньки крутороги.
    Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
    По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
    По степям бродили (ходьба на носочках),
    На дудочке играли (изображаем игру),
    Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).

    7.  Вернуться к проблеме

    - Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?)

    - Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?                                                                     (Сейчас живут современные люди семьями, друг друга поддерживают, помогают, в настоящее время можно увидеть людей в народных костюмах на народных гуляньях, современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах).

    8.  Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

    - Р.т. стр. 14 №2, №4

    9.  Подведение итогов урока.

    - Кому что показалось трудным на уроке?

    - Что на уроке было самым интересным?

    10.  Домашнее задание

      на слайде 12


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

    Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

    Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

      Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

    Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

    Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

    Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

    Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

    Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...