Конспект урока по окружающему миру, 4 класс 2 часть, Плешаков А.А., программа "Школа России" Тема: «Куликовская битва»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Прыткова Анастасия Андреевна

Тема: «Куликовская битва»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_4a_4_urok.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.03.2018                                                                                                 ФИО учителя: Северинова Л.Л.

Школа: МКОУ СОШ №1                                                                                                ФИО студента: Прыткова А.А., 46 гр.

Класс: 4а                                                                                                         ФИО методиста:

Кабинет: 

      КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРАЖАЮЩЕМУ МИРУ

      Тема: «Куликовская битва»

Цели деятельности учителя: ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского.

Планируемые результаты

  • Личностные: развитие учебной ситуации, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала; расширять кругозор, воспитывать любознательность, коммуникативность, самостоятельность и креативность;
  • Предметные: сформировать представления о ходе Куликовской битве, о её итогах и значении, формировать умение работать с картой.
  • Метапредметные: учить определять цели и задачи урока, планировать свою деятельность, анализировать и оценивать свою работу, развивать навыки самостоятельной работы в группах, учить работать с источниками информации;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:   учебник А. А. Плешаков 2 кл. 2 ч, рабочая тетрадь, презентация, экран, компьютер, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Сядьте ровно и красиво, мы начинаем наш урок.

Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу и проговорим:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим!

Приветствовать учителя.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться/

  1. II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Практический:

тест.

Словесный: беседа

.

5 мин

Ребят, сегодня мы начнём наш урок с того, что вам необходимо будет соотнести даты и события, которые вам необходимо будет соотнести.

Соотнеси даты и события

1223г.                                   Нашествие монголо-татар на Русь

1237г.                                   Битва на реке Калке

15 июля 1240г.                    Ледовое побоище

5 апреля 1242г.                    Невская битва

1380г.                                    

Как вы думаете, почему одна дата у нас осталась пустой? (нет события)

Ребята, на доске записан ребус:

                ч=к м=в

кулич + Омск + АЯ + битва

- Что зашифровано в этом ребусе?                           - (Куликовская битва).

 Теперь мы можем добавить это событие к нашей дате? (да)

Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока? (Куликовская битва)

Какие цели мы можем поставить перед собой? (когда произошла битва, причины Куликовской битвы,  планы сторон, каков итог битвы,  значение и последствия для страны).

Соотносить дату и событие.

Решать ребус.

Участвовать в обсуждении

Формулировать тему и цели урока.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

  1. Решение частных задач

Словесный: беседа.

Практически: работа с книгой, с рабочей тетрадью

5 мин

В 1380 году   в Москве княжил   внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.

Прочитайте части предложений из первого столбика  и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода  хана  Батыя  на  Русь…

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со  времён  Ивана  Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.

Участвовать в обсуждении.

Соотносить части предложения.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

IV. Изучение нового материала

Словесный, беседа.

Работа с книгой. Практический, , задания в рабочей тетради.

Динамическая пауза

Словесный: беседа

10 мин

1 мин

15 мин

Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московского князь,  не обращал   внимания на  требования  хана,  не хотел ему платить той  дани, которую платили прежде московские князья.

          Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татарам.

Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:

      а)        боязнь, страх, испуг, ужас;

     б)        гордость;

      в)        удивление, недоумение;

      г)        радость.

-Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя?

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

 - Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.         Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

Ребята, посмотрите на стр.70 учебника рисунок «Вооружение русского воина».

Вам необходимо будет рассмотреть картинку и составить небольшой рассказ по опорным словам в парах ( выбор опорных слов: доспехи, кольчуга, шлем с забралом, кольчужная сетка, панцирь, меч, копье, боевые топоры, ножи, булава).

Какими качествами должны были обладать русские воины?

- На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

-Ребята, подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?

Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.

-Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

-И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.

Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.

Войско Мамая было разгромлено, победа русских – полной. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь совершались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мериться с Русью силами в больших сражениях.

-  К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?   (Погибло много воинов).

Анализировать и выявлять нужную информацию. Участвовать в обсуждении. Участвовать в работе.

Слушать и анализировать новую информацию. Отвечать на вопросы.

Повторять движения за учителем.

Работать с текстом в учебнике.

Работать в парах.

Слушать и анализировать новую информацию. Отвечать на вопросы.

Слушать и анализировать новую информацию. Отвечать на вопросы.

Слушать и анализировать новую информацию. Отвечать на вопросы.

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

V. Рефлексия деятельности

Словесный, беседа.

3 мин

Сначала запишем домашнее задание. (прочитать  текст с последнего абзаца с. 70 до с. 72 учебника, найдите  на карте место Куликовской битвы, рассказать  по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск.)

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

-Что нового для себя вы открыли?

-Кто запомнил, когда произошла Куликовская битва?

-Каковые причины и итоги Куликовской битвы?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Я вами очень довольна!

Анализировать свою деятельность.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес