конспект урока по окружающему миру 4 класс. «Куликовская битва»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Захарова Светлана Сергеевна

 

Тема урока: «Куликовская битва»»

(Программа Школа России)

      

       Тип урока: комбинированный

Цель: Познакомить учащихся с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

 

Планируемые результаты:

ü Предметные: расширить представление о Руси 14 века, Дмитрии Донском, военном снаряжении, войске; отображать на карте место Куликовской битвы; узнавать гербы участников Куликовской битвы; характеризовать события Куликовской битвы.

 

ü Личностные:  проявлять  гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной.

ü Понятия: Куликовская битва; Челубей; Ослябю; Непрядва.

Оборудование: учебник, презентация, историческая карта, карточки с кроссвордами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_4_klass_kulikovskaya_biva.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

Тема урока: «Куликовская битва»»

(Программа Школа России)

       

       Тип урока: комбинированный

Цель: Познакомить учащихся с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

Планируемые результаты:

  • Предметные: расширить представление о Руси 14 века, Дмитрии Донском, военном снаряжении, войске; отображать на карте место Куликовской битвы; узнавать гербы участников Куликовской битвы; характеризовать события Куликовской битвы.

  • Личностные:  проявлять  гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной.
  • Понятия: Куликовская битва; Челубей; Ослябю; Непрядва.

Оборудование: учебник, презентация, историческая карта, карточки с кроссвордами.

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин.

 Добрый день, ребята! Я  с нетерпением ждала нашей встречи, так как мне очень хочется снова отправиться вместе с вами в путешествие по страничкам истории нашей родной страны. Покажите сигналом, вы готовы к путешествию?

Слушают учителя.

Проверяют организацию своего рабочего места.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Мотивационный этап.

Метод – словесный;

Приём – беседа.

1 мин.

 Сегодня мы отправимся в путешествие  вглубь веков. Путешествие длится целый урок. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)

1) слушать;2) думать;3) узнавать;4) сравнивать;5) делать выводы.

Слушают учителя

Читают с доски глаголы

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Словесный метод;

Слово учителя

Метод – словесный.

Приём-беседа.

3 мин.


Ребята, давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке? «Русь расправляет крылья». Дома еще раз читали текст из учебника? Тогда ответьте на несколько вопросов:

Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль).

– Какими стенами его обнесли? (Дубовыми).

– Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха).

(Рассказ о Кремле; о шапке Мономаха)

Отвечают на вопросы учителя.

 

Кремль;

Дубовыми;

Шапку Мономаха

Регулятивные:

Умение слушать и понимать других.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Постановка учебной задачи и её решения.

Словесный метод;

Слово учителя

Работа по слайду

Метод- практический;
Приём –работа с иллюстрацией.

Словесный метод;

Слово учителя

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Метод

Наглядно-практический

Ознакомительное чтение

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Работа с картой

20 мин.

Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа. А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны названия трех тем: “Такие разные праздники”, “Куликовская битва”, “Славные символы России”)
Что бы хотели нового узнать на этом уроке? Сегодня мы будем изучать Куликовскую битву.

Какую цель мы поставим на этом уроке:

  • расширить представление о Руси 14 века, Дмитрии Донском, военном снаряжении, войске.
  • отображать на карте место Куликовской битвы; узнавать гербы участников Куликовской битвы; характеризовать события Куликовской битвы.

Давайте прочитаем текст из учебника, откройте страницу 70.  Будем читать по частям. Начинаем читать, первую часть. Ребята, что здесь мы узнали?. Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь? Посмотрите на доске подсказки – пословицы:

  1. Лучше биться орлом, чем жить зайцем. 2. Смелость города берет. 3. Храбрец в день битвы познается

Правильно князь обладал такими качествами, как смелость, храбрость, отвага... молодцы!

Продолжим читать дальше. Ребята, что мы узнали во второй части? А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин) О каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы:

  • Ум дороже золота
  • Разум силу победит
  • У умной головы сто рук

Князь был умным, мудрым ...молодцы! Продолжим читать следующую часть.  О чем это говорит? Пословицы на доске:

  • Не по нашему хотенью, по Божью изволенью
  • Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море
  • Человек предполагает, а Бог располагает.

Ответы детей: вера в Бога...О какой черте характера это говорит? Пословицы:

  • И тихая вода крутые берега берет

Ответы детей: Скромность..молодцы! читаем следующую часть. Как это характеризует князя? Пословицы:

  • Честь чести и на слово верит
  • Береги честь с молоду

Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)

Читаем дальше. О какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя не выделял). Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.

Ребята, давай поработаем с исторической картой на странице 73. Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск. Закончили? Молодцы! А кто теперь может выйти к доске и показать, тоже самое, что только что делали. Пожалуйста, бери указку и показывай на экране. Спасибо, присаживайся.

Ребята, почему Дмитрия Донского была важна поддержка Сергия  Радонежского?

Какие поединки богатырей вам известны? В чем смысл поединка богатырей перед битвой? Найдите текст под зеленой чертой на странице 74, прочитайте его. Дак, что произошло 8 сентября 1380 года? Молодцы!

Слушают учителя

Война, битва, бой

Куликовская битва

Познакомиться еще с одним историческим событием

Читают текст учебника по частям

Читают пословицы

смелость, храбрость, отвага

Один в поле не воин

Князь был умным, мудрым

Князь верил в Бога

Скромность

Честность от слово честь достоинство

Читаю текст по цепочке

Он себя не выделял

Работаю с картой учебника

Один ученик выходит к доске.

Битва, на которую отправлялся Дмитрий Донской, была очень нелегкой, и ему была нужна поддержка Бога. Поэтому он и обратился за благословением к великому святому - Сергию Радонежскому.

Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Определять цель урока.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные :
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. 

Решение частных задач на основе анализа текста.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Выделение важной информации.

Метод практический

Прием: Разгадывание кроссворда.

13 мин.

 

Ну вот мы познакомились и с Куликовской битвой.  

Теперь проверим, насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.( Работа в парах). http://festival.1september.ru/articles/639910/img1.gif

По горизонтали:

1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем 3. Приток Дона близ места Куликовской битвы 4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве 7. Московский князь, дед Дмитрия Донского. 9. Военачальник монголо-татар 10. Русский богатырь, противник Челубея 11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря

По вертикали:

2. Основатель Троицкого монастыря 5. Поле битвы 8 сентября 1380 года 6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам 8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве

Ответы: 1. Челубей 3. Непрядва 4. Донской 7. Калита 9. Мамай 10.Пересвет 11. Ослябю 2. Сергий 5. Куликово 6. Москва 8. Дмитрий.

Кто закончил, подпишите листочки и передайте на первую парту.

Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.  На слайде фото - Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы.

Разгадывают кроссворд в парах

Работают самостоятельно

Передают свои работы на первую парту

Смотрят памятники героям куликовской битвы

Познавательные:

Анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные : самоопределение к деятельности

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный метод: беседа по вопросам.

2 мин.

Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …».

– Кто хочет поделиться своими размышлениями?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените 
себя

Ребята, с каким событием мы познакомились?

 А  вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину?

 Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.

Открываем дневники, записываем Д/з страницы 70 – 73 прочитать; стр. 74 вопросы проверь себя, составить план рассказа о этой битве.  

Ребята, урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока

С куликовской битвой

Слушают учителя

Записываю Д/З

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России

Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс

Конспект урока разработан в рамках научного фестиваля "Развитие критического мышления у младших школьников в процессе обучения". УМК "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Куликовская битва". Конспект составлен по УМК "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва" 4 класс УМК Гармония

Объединение Руси вокруг Москвы.Куликовская битва(Как объединяли и освобождали Русь) Задачи урока:сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества...