Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Путря Людмила Валентиновна

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок дополнен мини-  инсценировкой, притчей, стихотворениями . В заключении урока - интеллектуально-преобразовательная деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rossiya.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ОПК (учебник  под редакцией  А.В. Кураева)

Тема урока:  Россия – наша Родина

Цель: познакомить с понятиями: Родина, духовный мир человека, культурные традиции, определить их  значение в жизни человека и историческом развитии нашей Родины.

Задачи:

  • раскрыть связь духовного мира человека и культурных традиций;
  • узнать,  как духовный мир человека и культурные традиции тесно связаны друг с другом;
  • показать отличие духовного и материального мира на примерах из жизни и текста учебника;
  • формировать патриотическое  отношение к нашей Родине, как к дому, в котором мы живем.
  • рассмотреть понятия: Родина, Отечество, человеческие ценности;

Ключевые понятия урока:

Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции, добро, зло.

Методы и приемы  работы:

  • беседа
  • комментированное чтение
  • работа с наглядным материалом и картой
  • самостоятельная работа
  • творческие задания
  • устный рассказ
  • учебный диалог
  • фронтальная и групповая  работа

Оборудование:

учебник «Основы православной культуры» под редакцией Кураева,  М., Просвещение, 2012год;

«Толковый словарь русского языка»  С.И. Ожегова;

компьютер, проектор, презентация, подготовленная учителем;

выставка книг о России;

карта России.

Ожидаемые результаты.

Личностные:

  • проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • формирование познавательной потребности;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
  • воспитание стремления к творчеству и сотворчеству.

Предметные:

  • формирование представления у учащихся  о России как о многонациональной стране с вековыми культурными традициями;
  • формирование основ патриотизма.

Регулятивные:

  • наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
  • выделять главное;
  • умение действовать по предлагаемому заданию,  выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать результат;
  • умение высказывать свое предположение.

Познавательные:  

  • воспринимать и преобразовывать полученную информацию;
  • делать выводы в результате совместной работы; работать с понятийным аппаратом урока.

Коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной речи;
  • высказывать свою точку зрения; грамотно формулировать высказывания;
  • умение сотрудничать  с одноклассниками;
  • умение слушать и слышать  других;
  • вести учебный диалог.

Технологии обучения, используемые на уроке:  личностно-ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая, здоровьесберегающая.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Мы начинаем изучать новый предмет – «Основы православной культуры». Нашим помощником будет учебное пособие (показ). Каковы ваши прогнозы, что вы ждёте от этого нового для вас курса?

Учебник познакомит вас  с основами православной культуры, раскроет её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Ведь  окружающий нас мир многообразен, насыщен, сложен. Здесь добро сочетается со злом, мир с враждой, правда с ложью. Также уникален и сложен каждый человек, каждый из нас. Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой неповторимый внутренний мир, душа. В огромном мире и сотнях жизненных путей мы можем выбрать свой, построить  свою жизнь, совершая осознанный выбор. Помочь вам, сделать правильный выбор , призван новый учебный предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики».

         Изучая его, вы сможете получить ответы на  вопросы, важные для каждого человека. От вашего правильного выбора, ваших усилий и стараний зависит ваша жизнь и судьба всего Российского государства. Вы – будущее России, судьба нашей великой Родины – в руках каждого из вас.

Чтение стихотворения Виктора Бокова «Откуда начинается Россия». (Приложение 1)

II.Учебно-познавательная деятельность

1.  Введение в новую тему

-  Тема, которая открывает учебник -   Россия – наша Родина.

а) Беседа – обращение к знаниям детей, их жизненному опыту.

 -Если вам скажут слово «родина», что же возникает в вашей памяти? (Выслушиваются ответы детей)

-Как вы думаете, что же вам ответят на этот вопрос дети, живущие на севере?

- А дети, живущие  на Дальнем Востоке? (У берегов Черного моря, у подножия Уральских гор?)

-Почему ответы получились разные? (Потому что наша Родина огромная)

-Россия – самая большая страна мира.

б) Давайте вспомним, какие уникальные природные объекты находятся только на территории России. (Слайд)

  • Сколько «соседей» имеет наша страна? (16)
  • Сколько морей омывают берега России? (13)
  • Назовите самое глубокое, старое и чистое озеро в мире, которое находится в России? (Байкал)
  • Как называется самое холодное обитаемое место в мире, которое располагается на территории нашего государства? ( г. Оймякон)
  • Назовите самое мелководное море на Земле, которое тоже находится в России? (Азовское)
  • Сколько в России насчитывается озер? ( Более 1 млн.)
  • Какое дерево – символ России, имеет белую кору?

2. Работа по карте России

-        Посмотрите, как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге – плещется тёплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

-На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где люди говорят так…

3. Инсценировка  (отрывок  из книги С.Романовского «Марфа и Мария»)  (Приложение 2)

4.Знакомство с основными понятиями темы.

-А что для каждого из нас означает понятие «Русская земля»? Как её можно назвать по-другому?  

- Я думаю, что теперь вы сможете продолжить  понятийный ряд :  Русь, Россия,….. (Отечество, Отчизна). Запомните эти  важные понятия.

а) Работа по учебнику.  Чтение текста, с.4 – 5.

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру.   В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы.  Этот мир ещё называют миром культуры.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё то, во что он верит и к чему стремиться.

Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или тревожиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем  ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое  и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбирать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

 Послушайте притчу о двух волках.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

б) Беседа

-Текст  притчи небольшой, а как много мудрости заключено в ней.

- Как вы думаете, почему старик не дает своему внуку четкого ответа  на вопрос о том, какой волк побеждает?

- Как же не разрушить свой внутренний мир?

- О каких понятиях мы сейчас с вами говорили?

 в) Самостоятельная работа:

   История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось много  поколений. Одно поколение давало жизнь другому. Наши предки  создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам  огромные материальные и духовные богатства,  разнообразные  традиции.

 Работа  обучающихся по вариантам:

1 вариант:  найдите и зачитайте на странице 5 учебника, что такое традиции, культурные традиции.

2 вариант:  найдите определение понятия  «ценности»  в словаре Ожегова.

- Являются ли для нас традиции ценностью?

5. Физминутка. (Приложение 3)

6. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

- Итак, сегодня мы говорили о родной стране,  собрали единый образ России. Давайте еще раз повторим основные понятия.

  • Новый учебный предмет,  изучать который мы начали сегодня, называется ..
  • Наша область, «малая Родина», называется - …
  • Мы живем в замечательной стране, имя которой - …

а) Работа в группах. Творческая деятельность.

  1)  Синквейн

Россия.

Многонациональная, православная.

Созидает, заботится, воспитывает.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Отчизна.

2) Работа с пословицами

- Народ  о Родине слагает пословицы и поговорки, песни, придумывает сказки. Я предлагаю вам задание, которое называется «Собери пословицу»

- О чем говорится в пословицах? Приложение 4)

6. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.

а)- В заключении мне хочется зачитать вам отрывок из стихотворения, которое написал ваш ровесник Лев Протасов из города Екатеринбурга. Он назвал свое произведение  « Россиюшка» (Приложение 5)

-Если вам захочется прочитать это стихотворение полностью, вы можете найти его в Интернете.

б)  «Итоговый круг».

-Выскажите, пожалуйста, свои мнения, закончив предложения, которые написаны с обратной стороны каждой из букв в слове РОССИЯ:

         Р – традиция – это….

        О – культурные ценности – это…

        С – духовный мир – это…

        С – добро – это…

        И – Отечество – это…

        Я – Россия – это…

- Я благодарю всех за активную работу.

7. Домашнее задание

Постарайтесь сделать фотографию или нарисовать рисунок, в которых бы выражалось  ваше отношение  к России, нашей родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....

Курс ОРКСЭ урок 1 Россия - наша родина

Презентация и конспект урока....

модуль "Основы светской этики" урок 1 "Россия - наша Родина"

Урок1 "Россия - наша Родина". Формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ»....

Урок по ОРКСЭ "Наша Родина"

Первый урок по основам мировых религиозных культур. Урок вводный, одинаковый по всем модулям ОРКСЭ....

План-конспект занятия по теме: "Наша Родина"

Открытое занятие на тему: «Наша Родина»    Цель:    Развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны.Программное содержание:   Познакомить дете...

конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина

конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина...