Главные вкладки

    модуль "Основы светской этики" урок 1 "Россия - наша Родина"
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Лилия Минсагировна Зайдулина

    Урок1 "Россия - наша Родина". Формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока552.5 КБ
    Office presentation icon презентация2.37 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»,

    урок на тему:

    «Россия – наша Родина»

    (Модуль «Основы светской этики»)

    Педагогическая  цель:  формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».

    Задачи:

    1. обобщить и актуализировать знания о Родине;
    2. воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
    3. прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
    4. формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
    5. формировать понятийный аппарат.

    Планируемые результаты образования:

    Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; принимают ценность семейной жизни; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.

    Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

    Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Коммуникативные: передают партнёрам необходимую информацию как ориентир для построения действия.

    Формы и методы обучения: фронтальная и эвристическая беседы, индивидуальная, презентация самостоятельных творческих работ, коллективная; методы: словесный, наглядный, практический.

    Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях и символах России,  презентация (фотографии, фильм, музыкальная запись гимна и  т. д.). http://www.fototerra.ru/Russia/Zheleznogorsk-Ilimskij/Fdw-932.html - фотографии города Железногорска-Илимского, http://persona.rin.ru/view/f/0/31842/jangel-mihail-kuzmich  - биография М.К. Янгеля, http://simvolika.rsl.ru/ - символы Российской Федерации.

    СЦЕНАРИЙ УРОКА

    1. Организационный момент: (фронтальная беседа)

    - Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Всем, всем добрый день

    И работать нам не лень.

    - Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас? (Да)

    - Садитесь, пожалуйста.

    1. Сообщение темы и цели урока. (фронтальная беседа)

    Учитель:  - О чём мы сегодня будем говорить на занятии вы должны отгадать сами, расшифровав ключевое слово.

    СЛАЙД   

     а – 6; о – 2; д – 3; н – 5; р – 1; и – 4.

    РОДИНА

    Учитель: 

    - Какая тема урока?

    - Итак, мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину. Начнём мы с прекрасных слов, посвящённых Родине.

    Ученица:  Великую землю,

                     Любимую землю,

                     Где мы родились и живём,

                     Мы Родиной светлой,

                     Мы Родиной нашей,

                     Мы Родиной милой зовём.

    Учитель: 

    - Что такое Родина?

    - Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?  (ответы детей)

    1. Работа по теме урока. (Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся)
    1. Учитель:  - Послушайте внимательно стихотворение, которое называется:

    Мой добрый дом.    СЛАЙД

    Уютно в доме и тепло,                                   Весь день к соседям в гости ходим,

    В нём много радости и шума,                       Давно мы с ними дружбу водим,

    Он не умеет быть угрюмым –                       Улыбки, шутки дарим им –

    Мне с нашим домом повезло.                        Гордимся домом мы своим!

    По воскресеньям на площадках                    Но понедельник наступает,

    Туда-сюда жильцы снуют,                             И шумный дом наш замирает.

    Одни – выходят на зарядку,                           У всех забот полным-полно,

    Другие – песенки поют.                                  Но не грустит дом всё равно.

    Играют папы вместе с нами,                          В нём наши бабушки и деды

    А мамы пироги пекут                                      Для внуков стряпают обеды,

    И угощают нас тортами –                                Квартиры моют, чистят что-то,

    Все  в доме воскресенья ждут.                        В нём каждый день кипит работа.

    Учитель: 

    - Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

    - Дружит ли ваша семья со своими соседями?

    - Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

    - Итак, с чего начинается Родина?

    1. Учитель: - Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. (СЛАЙД) Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая  родина у каждого своя!

    - А мы с вами, что можем назвать малой Родиной? (наш город -  Железногорск)

    -  В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Может быть, вы знаете кого-нибудь из них?

    (СЛАЙД  Фото М.К. Янгеля)

    Ученик:  ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич (1911-1971), российский конструктор ракетно-космической техники, Под руководством Янгеля разработаны ракеты различного назначения.

    - В школе №5, где мы учимся, трудится в школьном музее Александр Кузнецов, который написал книги, посвящённые нашей малой Родине. Послушайте отрывок из его стихотворения «Спасские колокола». СЛАЙД

    Ученик:

    Покорили давно россияне

    Непокорную землю Сибирь.

    На Илиме срубили селяне

    Деревянный острог - богатырь.

    И, встречая Илимские зори,

    Пламенел над рекою острог.

    В нём начало сибирских историй,

    Новой жизни далёкий пролог.

    - А сейчас я вам предлагаю послушать песню и посмотреть фильм о нашем городе.

    СЛАЙД (Песня  о Железногорске и Фильм на слайдах)

    Учитель: 

    - Вы любите свою малую Родину?

    - Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

    - Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

    (Работа в группах)  - Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

    1. Учитель:  - Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

    - Как называется наша большая Родина?   СЛАЙД   (РОССИЯ)

    - Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?  

    Об этом нам поведают рассказ ребята.

    1 Ученик:  - В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

    2 Ученик:  - Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

    3 Ученик:  СЛАЙД

    За ясные зори, умытые россами,                      

    За русое поле с колосьями рослыми,              

    За реки разливные в пламени синем                

    Тебя по-славянски назвали Россия.                 

    Россия…   Россия…                                          

    Раздолье… Равнины…

    Берёзы босые, седые осины.

    Всё дорого с детства,

    Всё памятно с детства.

    И всё же не можем никак наглядеться.

    Учитель: - Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

    Дети: - Все мы – россияне!  

    Учитель:  - Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы? (Ответы детей). 

    Ученик:  Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

    Задание: (работа в парах) - Раскрасьте флаг Российской Федерации.

    (Работы ребят крепятся на доске)

    СЛАЙД:  - Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России.

    Ученик: СЛАЙД - Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

    Учитель:

    - Что такое гимн?

    - Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.

    СЛАЙД (Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя)

    Учитель:

    - Как вы думаете, какое растение, по- вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины?   СЛАЙД

    Ученик:  Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

    Русь моя, люблю твои берёзы!

    С первых лет я с ними жил и рос,

    Потому и набегают слёзы

    На глаза, отвыкшие от слёз.        

                                                                               Николай Рубцов

    - Может кто-нибудь из вас знает стихотворения посвящённые русской берёзке? Прочтите.

    IV. Закрепление изученного материала. (Игровой момент)

    1. Упражнение «Подумаем о Родине».

    Учитель: 

    - Как нужно заботиться о родине?

    - Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет?  Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.

    - человек вернулся из леса с букетом ландышей;

    - сажает возле дома деревья;

    - моет машину в реке;

    - отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

    - выбросил мусор в канаву возле дома;

    - после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

    - возле дома посадил цветы;

    - подошёл к дереву и сломал ветку.

    1.  Мнение «Для любимой Родины».

    Учитель: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

    - Прочитайте одну из них.    СЛАЙД:  «Родина краше солнца, дороже золота».

    Учитель: - Как вы понимаете её?

    - С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и тд.)

    VI. ИТОГ

    1. - Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:
    1. Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.
    1. Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.
    2. Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.
    1. - Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.

    VII. Домашнее задание.

    1. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
    2. Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

    Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

    разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

    Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

    Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"

    Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...

    Модуль "Основы светской этики". Проект урока "Россия - наша Родина" в соответствии с ФГОС.

    МодульОсновы светской этикиУМКА. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»Тема урокаРоссия - наша РодинаТип урокаУрок ознакомления с новым материаломЦель, задачиЦель: формировать целост...

    Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

    Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

    Презентация по теме "Наша Родина - Россия" к уроку по светской этике в 4 классе

    Тема  "Наша Родина - Россия" - первая тема, которая рассматривается при изучении курса ОРКСЭ. Очень важно показать ребятам величие нашей страны. Ребята 4-го класса знакомятся с основным богатство...