модуль "Основы светской этики" урок 1 "Россия - наша Родина"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Лилия Минсагировна Зайдулина

Урок1 "Россия - наша Родина". Формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока552.5 КБ
Office presentation icon презентация2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»,

урок на тему:

«Россия – наша Родина»

(Модуль «Основы светской этики»)

Педагогическая  цель:  формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».

Задачи:

  1. обобщить и актуализировать знания о Родине;
  2. воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
  3. прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
  4. формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
  5. формировать понятийный аппарат.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; принимают ценность семейной жизни; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: передают партнёрам необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Формы и методы обучения: фронтальная и эвристическая беседы, индивидуальная, презентация самостоятельных творческих работ, коллективная; методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях и символах России,  презентация (фотографии, фильм, музыкальная запись гимна и  т. д.). http://www.fototerra.ru/Russia/Zheleznogorsk-Ilimskij/Fdw-932.html - фотографии города Железногорска-Илимского, http://persona.rin.ru/view/f/0/31842/jangel-mihail-kuzmich  - биография М.К. Янгеля, http://simvolika.rsl.ru/ - символы Российской Федерации.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

  1. Организационный момент: (фронтальная беседа)

- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас? (Да)

- Садитесь, пожалуйста.

  1. Сообщение темы и цели урока. (фронтальная беседа)

Учитель:  - О чём мы сегодня будем говорить на занятии вы должны отгадать сами, расшифровав ключевое слово.

СЛАЙД   

 а – 6; о – 2; д – 3; н – 5; р – 1; и – 4.

РОДИНА

Учитель: 

- Какая тема урока?

- Итак, мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину. Начнём мы с прекрасных слов, посвящённых Родине.

Ученица:  Великую землю,

                 Любимую землю,

                 Где мы родились и живём,

                 Мы Родиной светлой,

                 Мы Родиной нашей,

                 Мы Родиной милой зовём.

Учитель: 

- Что такое Родина?

- Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?  (ответы детей)

  1. Работа по теме урока. (Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся)
  1. Учитель:  - Послушайте внимательно стихотворение, которое называется:

Мой добрый дом.    СЛАЙД

Уютно в доме и тепло,                                   Весь день к соседям в гости ходим,

В нём много радости и шума,                       Давно мы с ними дружбу водим,

Он не умеет быть угрюмым –                       Улыбки, шутки дарим им –

Мне с нашим домом повезло.                        Гордимся домом мы своим!

По воскресеньям на площадках                    Но понедельник наступает,

Туда-сюда жильцы снуют,                             И шумный дом наш замирает.

Одни – выходят на зарядку,                           У всех забот полным-полно,

Другие – песенки поют.                                  Но не грустит дом всё равно.

Играют папы вместе с нами,                          В нём наши бабушки и деды

А мамы пироги пекут                                      Для внуков стряпают обеды,

И угощают нас тортами –                                Квартиры моют, чистят что-то,

Все  в доме воскресенья ждут.                        В нём каждый день кипит работа.

Учитель: 

- Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

- Дружит ли ваша семья со своими соседями?

- Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

- Итак, с чего начинается Родина?

  1. Учитель: - Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. (СЛАЙД) Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая  родина у каждого своя!

- А мы с вами, что можем назвать малой Родиной? (наш город -  Железногорск)

-  В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Может быть, вы знаете кого-нибудь из них?

(СЛАЙД  Фото М.К. Янгеля)

Ученик:  ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич (1911-1971), российский конструктор ракетно-космической техники, Под руководством Янгеля разработаны ракеты различного назначения.

- В школе №5, где мы учимся, трудится в школьном музее Александр Кузнецов, который написал книги, посвящённые нашей малой Родине. Послушайте отрывок из его стихотворения «Спасские колокола». СЛАЙД

Ученик:

Покорили давно россияне

Непокорную землю Сибирь.

На Илиме срубили селяне

Деревянный острог - богатырь.

И, встречая Илимские зори,

Пламенел над рекою острог.

В нём начало сибирских историй,

Новой жизни далёкий пролог.

- А сейчас я вам предлагаю послушать песню и посмотреть фильм о нашем городе.

СЛАЙД (Песня  о Железногорске и Фильм на слайдах)

Учитель: 

- Вы любите свою малую Родину?

- Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

- Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

(Работа в группах)  - Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

  1. Учитель:  - Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

- Как называется наша большая Родина?   СЛАЙД   (РОССИЯ)

- Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?  

Об этом нам поведают рассказ ребята.

1 Ученик:  - В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

2 Ученик:  - Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

3 Ученик:  СЛАЙД

За ясные зори, умытые россами,                      

За русое поле с колосьями рослыми,              

За реки разливные в пламени синем                

Тебя по-славянски назвали Россия.                 

Россия…   Россия…                                          

Раздолье… Равнины…

Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель: - Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Дети: - Все мы – россияне!  

Учитель:  - Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы? (Ответы детей). 

Ученик:  Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Задание: (работа в парах) - Раскрасьте флаг Российской Федерации.

(Работы ребят крепятся на доске)

СЛАЙД:  - Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России.

Ученик: СЛАЙД - Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

Учитель:

- Что такое гимн?

- Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.

СЛАЙД (Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя)

Учитель:

- Как вы думаете, какое растение, по- вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины?   СЛАЙД

Ученик:  Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.        

                                                                           Николай Рубцов

- Может кто-нибудь из вас знает стихотворения посвящённые русской берёзке? Прочтите.

IV. Закрепление изученного материала. (Игровой момент)

  1. Упражнение «Подумаем о Родине».

Учитель: 

- Как нужно заботиться о родине?

- Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет?  Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.

- человек вернулся из леса с букетом ландышей;

- сажает возле дома деревья;

- моет машину в реке;

- отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

- выбросил мусор в канаву возле дома;

- после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

- возле дома посадил цветы;

- подошёл к дереву и сломал ветку.

  1.  Мнение «Для любимой Родины».

Учитель: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

- Прочитайте одну из них.    СЛАЙД:  «Родина краше солнца, дороже золота».

Учитель: - Как вы понимаете её?

- С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и тд.)

VI. ИТОГ

  1. - Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:
  1. Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.
  1. Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.
  2. Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.
  1. - Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.

VII. Домашнее задание.

  1. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
  2. Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: