Главные вкладки

    Модуль "Основы светской этики". Проект урока "Россия - наша Родина" в соответствии с ФГОС.
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Маняк Татьяна Алексеевна

    Модуль

    Основы светской этики

    УМК

    А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»

    Тема урока

    Россия - наша Родина

    Тип урока

    Урок ознакомления с новым материалом

    Цель, задачи

    Цель: формировать целостный образ России как многонациональное  государство.

    Задачи:

    Ø познакомить с понятиями духовный и материальный мир

    Ø развивать критическое  мышление

    Ø направить на доброжелательное отношение к окружающим людям

    Необходимое оборудование

    Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

    Дидактическое обеспечение

    Учебник, рабочая тетрадь.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon manyak_t._a._orkse_itogovaya_rabota.doc115 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

    Сведения об авторе

    Фамилия, имя, отчество (полностью)

    Маняк Татьяна Алексеевна

    Район

    Город Дзержинск Нижегородской области

    Место работы

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Должность

    Учитель начальных классов

    Общая информация

    Модуль

    Основы светской этики

    УМК

    А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»

    Тема урока

    Россия - наша Родина

    Тип урока

    Урок ознакомления с новым материалом

    Цель, задачи

    Цель: формировать целостный образ России как многонациональное  государство.

    Задачи:

    • познакомить с понятиями духовный и материальный мир
    • развивать критическое  мышление
    • направить на доброжелательное отношение к окружающим людям

    Необходимое оборудование

    Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

    Дидактическое обеспечение

    Учебник, рабочая тетрадь.

    Планируемые результаты  урока

    • личностные
    • смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)
    • самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности)
    • нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)
    • предметные
    • межкультурный диалог, сближающий людей разных национальностей, желание демонстрировать через свои поступки лучшие черты культуры, которую они представляют. Это своего рода культурный патриотизм.  
    • критическое отношение к недостаткам своей культуры.
    • моральные понятия, которыми оперирует наше сознание, — это добродетель и порок, верность и предательство, благодарность

    и неблагодарность, сердечность и чёрствость, тактичность

    и бестактность, терпимость и нетерпимость...

    • метапредметные
      (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
    1. Регулятивные УУД
    • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
    • овладение навыком работы по предложенному учителем плану;
    • умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;
    • корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
    1.  Познавательные УУД
    • нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
    • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);
    • переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование);
    • использование словарей, справочников;
    • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;
    • установление причинно-следственных связей.
    1. Коммуникативные УУД 
    • обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей;
    • умение слушать и вступать в диалог;
    • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).         

    Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

    фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, ролевая игра, творческая работа

    Литература и Интернет-ресурсы

    Основная

    • А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

    Дополнительная

    • С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. А. Рунова «Методические рекомендации по подготовке итоговой работы в форме проекта урока по курсу ОРКСЭ», НИРО, 2012.

    Интернет-ресурсы

    http://nsportal.ru, http://obrchepetsk.ru, http://www.openclass.ru, http://www.tretyakovgallery.ru/, http://ru.wikipedia.org/, http://zakon-sch.narod.ru

    ЭОРы

    Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»


    План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

    Этап урока

    Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

    Деятельность обучающихся с указанием форм организации

    Формируемые УУД

    (с указанием конкретных действий)

    1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

    -Звучит песня Ю. Антонова «Родные места» 

    -О чём пел автор-исполнитель Ю. Антонов?

    -Беседа и обсуждение с детьми темы урока.

     -Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

    Что для нас является Родиной?

    -Презентация (слайд № 2)



    -Звучат ответы детей:

    (О любви к Родной земле).

    Формулируется и записывается тема урока «Россия - наша Родина»

    Ученики высказываются, как они понимают тему урока.

    Работа с  таблицей:

    знаю        

    хочу  знать

    узнал

    Первоначально  заполняют  графу  « знаю »                    

    Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

    Регулятивные УУД:

    определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

    2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

    -А какое определение о Родине можно найти в словарях? (работа со словарём)

    Беседа с учащимися.

    -Как называется страна в которой мы живём?

    -Кто является главой нашего государства?

    - Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?

    Презентация (слайд № 3)

    -  Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. ----Покажите.

    РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

    2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

    -Этимология. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити.

    -Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

    Работа с  таблицей:

    знаю        

    хочу  знать

    узнал

      Заполняют  графу  «хочу знать»                    

    Регулятивные УУД:

    корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    использование словарей, справочников.

    3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

    - О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.


    Нет ничего на свете краше,

    Родимая сторона — мать,    

    Всякому мила

    Чужбина — калина,

    На чужбине родная землица

    Береги землю родимую,  


    -Что такое Родина для каждого из нас?                                                                                                                                                                                                                                

    Дети работают в паре, составляют эти пословицы, соединив части линиями.

    ...во сне снится.

    ...Родина — малина.

    ...как мать любимую.

    ...своя сторона.

    ...чем родина наша.

    ...а чужая — мачеха. 


    Ответов на этот вопрос может быть много:
    — Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
    — Земля, которую наши предки защищали от врагов.
    — Родина – это наш край, город, поселок.
    — Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.

    — Это место, где стоит наш дом, наша школа.

    Коммуникативные УУД:

    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.         




    Познавательные УУД:

    умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

    - Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

    Презентация (слайд № 4-5-6)

    Работа с учебником (стр. 4-5)

    Обсуждение по вопросам.

    -Мы живём в обществе, среди людей.  Являемся  частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.


    Чтение текста из учебника.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

    Познавательные УУД:

    нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);

    5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

    Материальный мир.

    Вещи, предметы, явления природы, человек

    Презентация (слайд № 7-8)

    Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.

    Презентация (слайд № 9)

    Слово и образ…Какой образ возникает в вашем воображении при звучании эти слова?

     (Дети записывают слова – ассоциации)


     Познавательные УУД:

    переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование);

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

    Выборочное чтение.

    (стр. 5) 2 и 3 абзац

    Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».

    - Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?

    - Прочитайте 3 последних  абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям)

    Презентация (слайд № 10)

    Находят ответ в учебнике и пересказывают. Слово «традиция» дети записывают в словарик.

    Работа с  таблицей:

    знаю        

    хочу  знать

    узнал

      Заполняют  графу  «узнал»                    

    Личностные УУД:

    самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).

    Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

    Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

    установление причинно-следственных связей.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    Выполнение игрового задания  и ответы на вопросы учебного пособия.

    - Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.

    А) Игровая ситуация:

    представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?

    Презентация (слайд № 11)

    - Дети разделитесь на 2 группы: в каждом «племени» - «вождь»

    (Возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку)

    Коммуникативные УУД:

    обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей.

    8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    Диалог:

    -Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

    Презентация (слайд № 12)

    Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

    Ответ:

    (Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

    Каждый желающий делится полученными знаниями, что такое Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?

    Стихотворение С.Орлова «Родное» запоминаем!

    Я узнал, что у меня есть огромная страна.

    И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

    Речка, небо голубое - это всё моё родное!

    Это Родина моя, всех люблю на свете я!

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).

    Регулятивные УУД:

    корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

    Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

    А есть ли в вашей семье традиции? Какие?

    - Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?

    - Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей. Напишите мини-сочинение «Наши семейные традиции»

    Вывод.

    Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Дети в  листочках ставят  разноцветные значки: красный - расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (не понял)

    Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.        

    Познавательные УУД:

    умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

    Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» ...

    Учебный проект «Россия – наша Родина» (окружающий мир)

    Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации.  Данный проект «Россия - наша Родина» адресован для учащихся 1-4 классов. В ходе подготовки и проведения проекта ре...

    Конспект урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики". Тема "Россия- наша Родина "

    Конспект урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики". Тема "Россия-  наша  Родина "...