Главные вкладки

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Грудачева Ольга Викторовна

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon etika_azbuka_dobra_3_b_pechat.doc101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение

    к основной образовательной программе

    начального общего образования (для 1-4 кл)

    Российская Федерация

    Тюменская область

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    Нижневартовский район

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    Согласовано                                                       УТВЕРЖДАЮ:

    на методическом совете                                   Директор МБОУ  

    Протокол  № 1                                                  «Излучинская ОСШУИОП №1»

    от 30 августа  2014 г                                             __________ Н.А. Зеленская

    Методист______ Т.Ф.Пушкарева                    Приказ №269 от 01.09.2014

    Рассмотрено на МО

    учителей  начальных классов

    Протокол №1 от 29 августа 2014 г.

    Руководитель МО_____________И.А.Муленкова

    Рабочая программа

    по внеурочной деятельности

    «Этика: азбука добра»

    на 2014 – 2015 учебный год

    Класс: 3 б

    Руководитель кружка:  Грудачева Ольга Викторовна

    Излучинск

    2014

    1.  Пояснительная записка.

         Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

    Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и  самовоспитания.

         Задачи:

    • развитие творческих способностей;
    • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
    • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
    • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
    • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
    • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения

    2.    Общая характеристика программы кружковой работы

        Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, что несёт моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем,  что идеи добра  и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.         Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

    3.  Ценностные ориентиры содержания программы кружковой работы

           Нравственного образования в школе начинается с начальных классов и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, что несёт моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем,  что идеи добра  и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

    4.   Место кружковой работы  в учебном плане:

           В соответствии с федеральным базисным  планом по внеурочной деятельности кружковая работа по программе   «Этика – азбука добра» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.  

    3 класс -  34 часа в год (1 час  в неделю, 34 учебные недели).

    5.    Результаты кружковой работы.

    Обучающийся будет знать:

    • основные правила поведения в конкретной жизненной ситуации;  
    • правила общения;
    • культуру внешнего вида;
    • что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный  проект;
    • что такое учебное сотрудничество;
    • способы преодоления трудностей.

    Обучающийся будет уметь:

    • оценивать своё поведение, свои действия;
    • самостоятельно формулировать правила коллективной игры;
    • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
    • оценивать внешний вид человека;
    • использовать доброжелательный тон в общении.

    6.    Содержание программы  кружковой работы:

    3 класс:

          Дорожный  и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):

    Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

    Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

    Школьные перемены, как время активного отдыха, игры.

    Поведение в столовой, правила поведения за столом.

    Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.

    Универсальные учебные действия:

    • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
    • оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.

         Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):

    Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

    Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа  близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи).

    Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

    Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).  

    Практическое знакомство с правилами  коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.

    Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

    Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

    Универсальные учебные действия:

    • использовать в речи слова вежливости;
    • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;
    • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);
    • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
    • записывать сюжетную картину;
    • оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;
    • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

         О трудолюбии

    Значение труда в жизни людей.

    Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

    Прилежание и старательность в учении и труде.

    Трудолюбие как главная ценность человека.

    Элементы культуры труда.

    Стимулирование оценки учащимися  собственного отношения к труда.

    Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

    Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

    Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.

    Универсальные учебные действия:

    • проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;
    • оценивать свои действия во время урока, дежурств.

         Культура внешнего вида

    Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.

    Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.

    Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.

    Универсальные учебные действия:

    • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
    • оценивать внешний вид человека.

         Внешкольный этикет

    Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

    Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

    Правила вежливости в общении с  окружающими людьми (здороваться первым,  доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.)

    Правила поведения в общественных местах (в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.

    Универсальные учебные действия:

    • использовать доброжелательный тон в общении;
    • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

    7.    Календарно-тематическое планирование  факультативного курса

    «Этика: азбука добра»

    3 класс (1 час в неделю/34 часа в год)

    Дата

    Кол-во часов

    Тема урока

    По плану

    По факту

    Школьный этикет

    1/3

    1.09

    8.09

    15.09

    3

    Взаимопомощь в учебе

    4/5

    22.09

    29.09

    2

    Взаимопомощь в труде

    6/7

    6.10

    13.10

    2

    Школьное имущество надо беречь

    Правила общения

    8/9

    20.10

    27.10

    2

    Время надо беречь

    10/11

    10.11

    17.11

    2

    Слово лечит, слово ранит

    12/13

    24.11

    1.12

    2

    Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

    О  трудолюбии

    14/16

    8.12

    15.12

    22.12

    3

    Труд кормит, а лень портит

    17/18

    29.12

    12.01

    2

    Как организовать свой труд

    19/20

    19.01

    26.01

    2

    Как организовать свой досуг

    Культура внешнего вида

    21/22

    2.02

    9.02

    2

    Уход за своими вещами

    23/24

    16.02

    23.02

    2

    Одежда будничная и праздничная

    Внешкольный этикет

    25/26

    2.03

    9.03

    2

    Разговор по телефону

    27/29

    16.03

    30.03

    6.04

    3

    Поведение в гостях

    30/31

    13.04

    20.04

    2

    Я пишу письмо

    32/34

    27.04

    4.05

    11.05

    3

    Поведение на природе

    ИТОГО:

    34часа


    8.  Используемая  литература

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012.
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.:Просвещение, 2012.
    3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2012.
    4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2011.
    5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2012.
    6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2011.
    7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2012, №1.
    8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2012, №2.
    9. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2011. -   №9.
    10. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2011. - №2.
    11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2012. - №7.
    12. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред.И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2013.
    13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 2010.
    14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010.
    15. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2013. - №6.
    16. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2012,
    17. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
    18. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2011.-№1. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 2011.
    19. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

    Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"

    Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...

    Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).

    Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....

    Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1 класс

    Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой, В.И.Петро...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика. Азбука добра» 2 класс...