ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС
рабочая программа (3 класс) на тему

Грудачева Ольга Викторовна

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_azbuka_dobra_3_b_pechat.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования (для 1-4 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                       УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                   Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                  «Излучинская ОСШУИОП №1»

от 30 августа  2014 г                                             __________ Н.А. Зеленская

Методист______ Т.Ф.Пушкарева                    Приказ №269 от 01.09.2014

Рассмотрено на МО

учителей  начальных классов

Протокол №1 от 29 августа 2014 г.

Руководитель МО_____________И.А.Муленкова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»

на 2014 – 2015 учебный год

Класс: 3 б

Руководитель кружка:  Грудачева Ольга Викторовна

Излучинск

2014

  1.  Пояснительная записка.

     Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и  самовоспитания.

     Задачи:

  • развитие творческих способностей;
  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения

2.    Общая характеристика программы кружковой работы

    Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, что несёт моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем,  что идеи добра  и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.         Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

3.  Ценностные ориентиры содержания программы кружковой работы

       Нравственного образования в школе начинается с начальных классов и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, что несёт моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем,  что идеи добра  и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

4.   Место кружковой работы  в учебном плане:

       В соответствии с федеральным базисным  планом по внеурочной деятельности кружковая работа по программе   «Этика – азбука добра» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.  

3 класс -  34 часа в год (1 час  в неделю, 34 учебные недели).

5.    Результаты кружковой работы.

Обучающийся будет знать:

  • основные правила поведения в конкретной жизненной ситуации;  
  • правила общения;
  • культуру внешнего вида;
  • что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный  проект;
  • что такое учебное сотрудничество;
  • способы преодоления трудностей.

Обучающийся будет уметь:

  • оценивать своё поведение, свои действия;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры;
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • оценивать внешний вид человека;
  • использовать доброжелательный тон в общении.

6.    Содержание программы  кружковой работы:

3 класс:

      Дорожный  и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):

Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены, как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.

     Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):

Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа  близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи).

Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).  

Практическое знакомство с правилами  коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.

Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;
  • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • записывать сюжетную картину;
  • оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

     О трудолюбии

Значение труда в жизни людей.

Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде.

Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда.

Стимулирование оценки учащимися  собственного отношения к труда.

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  • проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время урока, дежурств.

     Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека.

     Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с  окружающими людьми (здороваться первым,  доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.)

Правила поведения в общественных местах (в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • использовать доброжелательный тон в общении;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

7.    Календарно-тематическое планирование  факультативного курса

«Этика: азбука добра»

3 класс (1 час в неделю/34 часа в год)

Дата

Кол-во часов

Тема урока

По плану

По факту

Школьный этикет

1/3

1.09

8.09

15.09

3

Взаимопомощь в учебе

4/5

22.09

29.09

2

Взаимопомощь в труде

6/7

6.10

13.10

2

Школьное имущество надо беречь

Правила общения

8/9

20.10

27.10

2

Время надо беречь

10/11

10.11

17.11

2

Слово лечит, слово ранит

12/13

24.11

1.12

2

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

О  трудолюбии

14/16

8.12

15.12

22.12

3

Труд кормит, а лень портит

17/18

29.12

12.01

2

Как организовать свой труд

19/20

19.01

26.01

2

Как организовать свой досуг

Культура внешнего вида

21/22

2.02

9.02

2

Уход за своими вещами

23/24

16.02

23.02

2

Одежда будничная и праздничная

Внешкольный этикет

25/26

2.03

9.03

2

Разговор по телефону

27/29

16.03

30.03

6.04

3

Поведение в гостях

30/31

13.04

20.04

2

Я пишу письмо

32/34

27.04

4.05

11.05

3

Поведение на природе

ИТОГО:

34часа


8.  Используемая  литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.:Просвещение, 2012.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2011.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2012.
  6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2011.
  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2012, №1.
  8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2012, №2.
  9. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2011. -   №9.
  10. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2011. - №2.
  11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2012. - №7.
  12. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред.И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2013.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 2010.
  14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010.
  15. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2013. - №6.
  16. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2012,
  17. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  18. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2011.-№1. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 2011.
  19. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...

Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).

Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....

Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1 класс

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой, В.И.Петро...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика. Азбука добра» 2 класс...