Пропедевтический курс химии для младших школьников
учебно-методический материал по окружающему миру

КаринаИванова

Одна из наиболее острых проблем сегодняшнего образования–низкий интерес к естествознанию, и особенно к химии, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химического производства. Очевидно, что обучение химии должно быть ориентировано на организацию продуктивной, практической, творческой деятельности. Классический подход в организации учебного процесса основывается на том, что это возможно лишь тогда, когда учащиеся владеют прочным запасом базовых знаний–основными химическими понятиями, законами, фактами, которые рассматриваются на первом году изучения химии в средней школе. Содержание учебного предмета на начальном этапе обучения химии, как правило, содержит большой объем теоретического материала, сложного для понимания учащихся. Результат–химия самый нелюбимый и сложный предмет в школе. Возникает противоречие между необходимостью химических знаний для современного человека и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни. Другой подход предлагает эффективно интегрировать химические знания в содержание образования начальной школы. Ученики начальной школы проявляют больший интерес к предмету.Дети получают много естественнонаучной информации из окружающей среды (домашняя среда, масс-медиа и т.д.). Это означает, что в принципе ученики начальных классов могут быть уже ознакомлены с элементами химических знаний (например, классификацией веществ, разными химическими соединениями и т.д.).

В связи с переходом на обязательное девятилетнее образование происходят изменения в структуре и содержании школьного предмета химии. Учеными, химиками, методистами, педагогами разработаны программы по химии и методическое обеспечение к ним для разных профилей школьного обучения и разных типов средних образовательных учреждений. Эти программы призваны обеспечить вариативное, уровневое обучение химии учащихся старших классов.

В настоящее время назрела необходимость разработки научно обоснованных программ обучения учащихся младших классов основам химической науки. Внедрение пропедевтических курсов химии на более ранних ступенях обучения позволит в какой-то мере устранить данное противоречие, успешно решать задачи воспитывающего и развивающего обучения младших школьников на химическом материале. Реализация пропедевтического обучения химии возможна на федеральном, региональном и школьном уровнях благодаря особой структуре базисного учебного плана.

В ряде стран мира уже имеется положительный опыт обучения дошкольников и младших школьников основам химии, но в нашей стране такие исследования немногочисленны (О.В. Аквилева, Г.Е. Ковалева, НА. Рыков и др.).

Этим и определяется выбор темы исследования, его актуальность, современность и перспективность.

Объект исследования:пропедевтика химических знаний в начальной школе.

Предмет исследования:содержание пропедевтического курса химии для младших школьников.

Цель исследования:изучение вопросов пропедевтики химии в начальной школе и разработка содержания пропедевтического курса химии для младших школьников.

Задачи исследования:

  1. изучить проблему пропедевтики химических знаний в начальной школе;
  2. выделить ключевые представления и понятия, формируемые на занятиях пропедевтического курса;
  3. разработать тематическое планирование пропедевтического курса химии для начальной школы;
  4. разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации пропедевтического курса химии «Юные химики»

Методы исследования:

-теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;

-сравнение;

-индукция и дедукция.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении проблемы пропедевтики химических знаний в начальной школе, в разборе психологических особенностей учащихся младших классов и их учете в процессе обучения пропедевтическому курсу химии, в сравнении системы химических знаний в курсе естествознания современных УМК по «Окружающему миру» и анализе практического опыта учителей начальных классов по раннему изучению основ химии.

Практическая значимость работы заключается в создании программы пропедевтического курса химии для учащихся начальной школы; в разработке методического обеспечения к нему и рекомендаций для учителей по реализации созданной модели обучения основам химии в начальных классах.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propedevticheskiy_kurs_himii.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Теоретические основы пропедевтики химических знаний

в начальной школе

1.1 Проблема пропедевтики химических знаний в начальной школе

Химия – очень сложный предмет. Не зря он появляется в школьном расписании только в 8 классе общеобразовательной школы. Пропедевтика же позволяет постепенно ввести обучающихся в мир удивительной науки, создать познавательную мотивацию к изучению химии уже с 6-7 класса и эффективно интегрировать химические знания в содержание образования начальной школы.

Что может быть интереснее для ребенка, чем мир, который его окружает? Учитель, опираясь на жизненный опыт учеников, их ассоциации, образное мышление, неповторимую выразительность, воображение может и должен создать условия, формирующие умение учеников, выстраивать собственные гипотезы о явлениях природы, окружающих их предметах и веществах. Проблемно-деятельностный подход, наглядность, эмоционально-познавательный эффект, возникающий при использовании демонстрационных, лабораторных химических опытов, стимулирует формирование у ребят позиции наблюдателя, исследователя, способствует развитию естественнонаучного мировосприятия средствами химического опыта [23;156].

Перед учителями стоит задача-использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность урока, концентрирующих его дидактические и коммуникативные аспекты [15;134]. Подготовка, проведение химических опытов, обсуждение результатов в группе позволяют ученикам овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе, познакомить со способами изучения природы, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире. Именно об этом идет речь в Федеральных государственных образовательных стандартах, когда обсуждаются предполагаемые результаты изучения курса «Окружающий мир».

Современное содержание школьного курса химии реализуется в три этапа:

1 этап – пропедевтический:

-1–4 классы, курс «Окружающий мир»;

-5–6 классы, в одном из таких курсов, как «Естествознание», «Физика. Химия 5–6», «Введение в химию»;

-5–7 классы, в курсах биологии, географии и физики.

2 этап – основной:

-8–9 классы, в систематическом курсе химии;

3 этап – профильный:

-10–11 классы, в систематических курсах химии, различных по объему и глубине изложения теоретического и прикладного материала, спецкурсах, факультативных курсах.

Для того, чтобы добиться действительно эффективного обучения с точки зрения пропедевтики химического образования, необходимо создать благоприятные условия, повышающие уровень усвоения знаний младшими школьниками. К таким условиям, должны относиться методы, приемы и формы организации учебного процесса, усиливающие пропедевтическую роль курсов окружающего мира начальной школы, природоведения и естествознания в начальной и основной школе [20;37].

Очевидно, что обучение химии должно быть ориентировано наорганизацию продуктивной, практической, творческой деятельности.Классический подход в организации учебного процесса основывается натом, что это возможно лишь тогда, когда учащиеся владеют прочнымзапасом базовых знанийосновными химическими понятиями, законами,фактами, которые рассматриваются на первом году изучения химии в средней школе.

Содержание учебного предмета на начальном этапе обучения химии, как правило, содержит большой объем теоретическогоматериала, сложного для понимания учащимися. Результат- химия самыйнелюбимый и сложный предмет в школе. Другой подход предлагаетэффективно интегрировать химические знания в содержание образованияначальной школы [19;22].

Почему необходимо усилить компонент химии в начальной школе? Интерес к химии у учениковначальных классов более ярко выражен по сравнению с учениками восьмых классов. Дети получают много естественнонаучной информации изокружающей среды (домашняя среда, массмедиа и т.д.). Это означает, что впринципе ученики начальных классов могут быть уже ознакомлены с элементами химических знаний, например, классификация веществ, разные химические соединения и т.д.

Более того, внедрение пропедевтических курсов химии на раннихступенях обучения позволяет более успешно решать задачи формированиянаучного мировоззрения современных школьников


1.2 Система химических знаний в курсе естествознания современных УМК по «Окружающему миру» и анализ практического опыта учителей начальных классов по раннему изучению основ химии

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира [5;109].

В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Важнейшими задачами химического образования в начальной школе являются:

–сформировать понимание учащимися того, что существует большое многообразие различных веществ и соединений;

–помочь учащимся понять, что химические вещества могут быть не только полезными, но и очень опасными;

–сформировать понимание учащихся о том, что все, что нас окружает, состоит из разных химических соединений;

–научить учеников внимательно и осторожно обращаться с разными веществами;

–стимулировать понимание необходимости сохранения своего личного здоровья, а также здоровья других людей;

–научить учеников классифицировать различные вещества по основным параметрам: состояние, цвет, запах, форма и т.д;

–сформировать такие понятия как: сырье, загрязнение, отходы, химическое загрязнение, органические и неорганические вещества, фильтрация, диффузия, растворитель, индикатор, горение, испарение;

–сформировать начальные исследовательские умения;

–сформировать позитивное отношение к химии;

–развивать умения обрабатывать информацию, ее представлять;

–развивать умения пользоваться простейшими приборами и инструментами (пробирка, мерный стакан, фильтр и т.д.)  [12;78].

В качестве отдельного компонента пропедевтики химического образования в начальной школе рассматривается проведение педагогических мастерских, авторских пропедевтических курсов, активное использование учебного эксперимента (в зависимости от цели занятия можно выделить эксперимент демонстрационный, эксперимент как практическая работа, научный эксперимент для подтверждения или опровержения теоретических гипотез), кружковая работа [16;138].

Подготовка детей к восприятию систематического курса химии в начальной школе рассматривается через обогащение химическими понятиями интегрированного пропедевтического курса химии, формирование простейших экспериментальных химических умений в процессе усвоения химического содержания, использование специфических методов химического познания, применение химических знаний для объяснения наблюдаемых в естественных или лабораторных условиях природных явлений.

Пропедевтический химический курс целесообразно формировать вокруг природных объектов, выбор которых обусловлен следующими критериями:

-распространенность в природе, окружающей ребенка действительности;

- жизненная значимость объекта;

-доступность для наблюдения в естественных условиях и для исследования в химической лаборатории;

- безопасность в обращении;

- участие объекта в разнообразных сферах деятельности.

Всем этим требованиям отвечают такие объекты природы, как вода и воздух. Они и явились системообразующими факторами разделов курса.

Комплексное рассмотрение данных природных объектов предполагает последовательное изучение воды (воздуха) как физического тела (состав, агрегатные состояния, их взаимопереходы, физические свойства, физические явления), как вещества или смеси веществ, как водной и воздушной оболочек Земли (гидросфера, атмосфера), как участника жизненных процессов растений, животных, человека, как условия жизни организмов, как среды обитания организмов [13;139].

В ходе анализа различных УМК по курсу «Окружающему миру» в начальных классах было выявлено, что в учебниках УМК «Школа России», автором которого является А.А. Плешаков, с первоначальными понятиями химии и экологии связан раздел «Эта удивительная природа».  В учебниках УМК «Гармония», автором которого является О.Т. Поглазова- раздел «Путешествие в мир веществ». Ниже в таблице приведены темы разделов, которые формируют первоначальные химические понятия.

Таблица 1

Разделы, формирующие первоначальные химические понятия

УМК «Школа России»

 (А.А. Плешаков).

Раздел «Эта удивительная природа».

УМК «Гармония»

(О.Т. Поглазова).

Раздел «Путешествие в мир веществ».

Тела, вещества, частицы.

Тела и вещества.

Разнообразие веществ.

Удивительные открытия.

Воздух и его охрана.

Воздух и его свойства.

Вода.

Движение воздуха.

Превращения и круговорот воды.

Замечательное вещество-вода.

Берегите воду!

Прекращения воды.

Как разрушаются камни?

Плодородный слой земли.

В последние годы сфера образования в нашей стране подверглась ряду изменений. Стало возможным созданием средних учебных заведений различного типа (лицей, гимназия, колледж и др.) и профиля получаемого образования (математического, гуманитарного, естественнонаучного, экономического и др.). Программы общеобразовательных предметов перестали быть едиными для всех школ страны, появилось много альтернативных авторских программ, учебников, учебных пособий. В некоторых школах в учебный план были введены новые предметы (экология, экономика, риторика, краеведение, религиоведение и др.) [21;98].

В школьном химическом образовании к этому времени назрел кризис. Химия, как учебный предмет, перестала пользоваться популярностью у учеников. С одной стороны, это связано со сложностью, абстрактностью, не всегда выраженной связью с жизнью изучаемого материала. С другой стороны, причиной этому послужила назревшая в обществе хемофобия. Ухудшение экологической ситуации общественное мнение приписало всему, что связано с химией и химическим производством. Поэтому, как отмечалось во многих научно-методических статьях, чтобы поправить сложившуюся ситуацию в школьном химическом образовании, необходимо правильно ориентировать учеников, давать полную и правдивую информацию об окружающем мире показывать, что без знания по химии невозможно принимать правильные решения в быту и на производстве, создавать безотходные технологии, находить правильный выход из экологического кризиса.

В настоящее время опубликовано несколько пропедевтических естественнонаучных курсов для учащихся начальной школы. Методистами из Архангельска разработана система пропедевтических интегративных курсов цикла «Естествознание в младших классах». Цикл представлен следующими спецкурсами: 2 класс- «Вода»; 3 класс- «Воздух».

Системообразующим фактором этого цикла являются объекты природы: вода, воздух, земля. Целью преподавания спецкурсов авторы ставят общее развитие детей и их раннюю предметную ориентацию. Для формирования у школьников целостного представления о воде, воздухе и земле каждый спецкурс построен по принципу "восхождения по спирали". Вокруг каждого из изучаемых объектов концентрируются и синтезируются физико-химические, географические, биолого-экологические сведения, доступные для восприятия младшим школьникам. Содержание каждой программы спецкурсов включает не только интегративный теоретический материал, но и разнообразные демонстрации, практические работы, лабораторные опыты и экскурсии в институт экологии Севера, в колхоз, на ТЭЦ, в краеведческий музей, в природу и др. [28;210]        

Педагогами из Москвы для учеников начальной школы разработан ряд занятий, объединённых общей целью "Проблемы энергии и окружающей среды". Для обсуждения с учениками предлагаются следующие проблемы:

1. Многообразие жизни океана.

2. Источники энергии для обеспечения жизни.

3. Рыбам необходимо много кислорода.

4. Проблемы нефтяных катастроф.

5. Проблемы очистки воды.

6. Проблемы сжигания топлива.

7. Кислотные осадки.

8. Парниковый эффект.

В последние годы сфера образования в нашей стране подверглась ряду изменений. Стало возможным созданием средних учебных заведений различного типа (лицей, гимназия, колледж и др.) и профиля получаемого образования (математического, гуманитарного, естественнонаучного, экономического и др.). Программы общеобразовательных предметов перестали быть едиными для всех школ страны, появилось много альтернативных авторских программ, учебников, учебных пособий. В некоторых школах в учебный план были введены новые предметы (экология, экономика, риторика, краеведение, религиоведение и др.) [27;89].

В школьном химическом образовании к этому времени назрел кризис. Химия, как учебный предмет, перестала пользоваться популярностью у учеников. С одной стороны, это связано со сложностью, абстрактностью, не всегда выраженной связью с жизнью изучаемого материала.

С другой стороны, причиной этому послужила назревшая в обществе хемофобия. Ухудшение экологической ситуации общественное мнение приписало всему, что связано с химией и химическим производством. Поэтому, как отмечалось во многих научно-методических статьях, чтобы поправить сложившуюся ситуацию в школьном химическом образовании, необходимо правильно ориентировать учеников, давать полную и правдивую информацию об окружающем мире показывать, что без знания по химии невозможно принимать правильные решения в быту и на производстве, создавать безотходные технологии, находить правильный выход из экологического кризиса.

Содержание каждой программы спецкурсов включает не только интегративный теоретический материал, но и разнообразные демонстрации, практические работы, лабораторные опыты и экскурсии в институт экологии Севера, в колхоз, на ТЭЦ, в краеведческий музей, в природу и др. [14;178]


1.3 Психологические особенности учащихся младших классов и их учёт в процессе обучения пропедевтическому курсу химии

Представление об окружающей действительности приходят к детям самыми разнообразными путями. Чем бы ребенок не занимался, в его занятиях обязательно есть и познавательная сторона: он непременно что-либо узнает о тех предметах, с которыми действует [25;178].

Познавательные интересы возникают у детей очень рано. Они удовлетворяются самыми различными способами, и ребенок приходит в школу с весьма широким кругом сведений. Все эти сведения приобретаются по ходу встреч с теми или иными явлениями окружающего мира [22;89]. Знания эти отрывочны, не систематизированы, так как ребенок встречается с этими явлениями не в логике науки, а в логике своей жизни. Познавательная активность при этом высока.

Дети 6-10 летнего возраста воспринимают окружающий мир, природу как единое целое [6;96]. Поэтому деление этого целого на части, изучение последних в рамках отдельных дифференцированных курсов влечет за собой снижение интереса, познавательной активности обучаемых, затрудняет формирование у учащихся представлений о целостности окружающего мира. Следовательно, интеграция знаний должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Психологические основы процесса интеграции исследованы Ю.А. Самариным, который показал, что любое знание есть ассоциация. Система знаний есть система ассоциаций. Интеграция знаний в начальной школе должна иметь количественный характер, т.е. "немного обо всем". Это значит, что дети получают все новые и новые представления о природных объектах, систематически расширяя и дополняя круг уже имеющихся знаний, двигаясь в познании по спирали. Для младшего школьного возраста характерно существование локальных ассоциаций и возможно формирование частно-системных ассоциаций [1;238].

Применительно к системе обучения понятие интеграции может принимать два значения:

- во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

- во-вторых, это нахождения общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

В нашей модели интеграция выступает и как цель и как средство обучения учащихся. Как цель обучения, интеграция естественнонаучных знаний из разных предметных областей о таких природных объектах как вода и воздух, позволяет раскрыть в процессе изучения целостность, единство, сложность и многообразие окружающей природы.

Интеграция как средство получения новых представлений призвана соединить получаемые знания в системы, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между элементами системы, направлена на развитие эрудиции и интеллекта учащихся.

Определенный интерес в этой области представляет исследование Ю.В.Сенько, который выяснял оптимальные варианты соотношения житейских и научных методов познавательной деятельности в обучении. Нам кажется целесообразным создание особого пропедевтического курса, в содержании которого сочетались бы теоретические и эмпирические знания [9;146].

Школьникам очень важно показать, что при изучении нового вопроса, или подходе к нему, они, оказывается, уже обладают определенным запасов знаний, сведений по рассматриваемой теме. Опора на бытовой опыт учащихся в этом случае выступает как подготовка их к активному восприятию и осмысливанию изучаемого учебного материала. При этом происходит не просто приложение старых, уже имеющихся знаний к новым, а использование их для открытия и познания нового. В нашем случае - переход от знания внешней стороны действительности (лед в тепле тает, вода на холоде замерзает) к ее сути.

Развивающий характер химического эксперимента, целенаправленность естественнонаучного образования сохраняют у школьников постоянный интерес к изучению окружающего мира. Развитие познавательной активности с учетом индивидуальных особенностей помогает решить проблему интеллектуальной готовности учеников к развитию, важным показателем которой является достижение определенного

уровня самостоятельности.

Практико-ориентированная деятельность позволяет ученику реализовать возможность опираться на собственный опыт: опыт обучения, опыт решения разных задач, опыт проведения химического, биологического, физического эксперимента. При этом создаются условия для развития самообразования, самоанализа, ответственности, в том числе за самостоятельно принятые решения.


Выводы по первой главе

В настоящее время естественным наукам уделяется недостаточно внимания. На передовые позиции выдвигаются гуманитарные науки. В средних профессиональных ивысших учебных заведениях на химические отделения и факультеты приходят недостаточнозаинтересованные студенты, часто с низкими баллами по результатам единогогосударственного экзамена. Как выявить учащихся, способных к естественным наукам,привлечь сегодняшних школьников ксерьѐзному изучению химии?

Пропедевтику изучения химии обеспечивает курс Окружающего мира начальной школы (3-4 классы), курс природоведения, введение в естественные науки, введение вестественно-научные предметы. Для того, чтобы добиться действительно эффективного обучения с точки зренияпропедевтики химического образования, необходимо создать благоприятные условия,повышающие уровень усвоения знаний младшими школьниками. К таким условиям, должныотноситься методы, приемы и формы организации учебного процесса, усиливающие пропедевтическую роль курсов окружающего мира, природоведения и естествознания в  начальной школе.

Подготовка детей к восприятию систематического курса химии в начальной школе рассматривается через:

- обогащение химическими понятиями интегрированного пропедевтического курса химии;

-формирование простейших экспериментальных химических умений в процессе усвоения химического содержания;

-использование специфических методов химического познания;

-применение химических знаний для объяснения наблюдаемых в естественных или лабораторных условиях природных явлений.

Здесь важно знание возрастных особенностей детей и использование приемлемых методов обучения («метод от слабого к сильному и обратно», «метод нескольких попыток», «метод добровольности», «метод упорядочения по степеням сложности» и т.д.)

Успешному решению данной задачи помогают различные по форме и содержанию уроки: урок – сказка, урок – путешествие, урок – загадка, урок – игра, урок – исследование, урок – открытие нового знания, урок – викторина, урок – концерт, практическая работа в парах или группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса «Граждановедение» для младших школьников

Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся  3 - 4 классов и разработана на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающих...

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 3 КЛАСС

КУРС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...

Факультативный курс "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса

 Календарно-тематическое планирование факультативного курса  "Речевое развитие младших школьников" для 2 класса...

Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"

Программа может быть использована  в начальной школе с  1 по 4 класс.Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова....

Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"

Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....

Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения)

Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизнен...

Курс комплексного развития младшего школьника

Рабочаят программа внеурочной деятельности "Курс комплексного развития младшего школьника" 1-4 классы....