Урок окружающего мира в 4 классе на тему:" ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Рыжова Татьяна Владимировна

Урок разработан  с учётом изучения водных ресурсов Ивановской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала учитель начальных классов

МКОУ «Средняя школа №2» города Юрьевец, Ивановской области  

Рыжова Татьяна Владимировна.

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе на тему:" ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ."

Цели  
учителя.

Предоставить  для учащихся условия для ознакомления  с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах;  развитию интереса к предмету «Окружающий мир», любви и бережного отношения к природе.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые

результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; пользоваться учебником.

Личностные: будет развиваться ответственное отношение к учению;  готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/516854/

Оборудование

Экран, компьютер; схема реки; карта Ивановской области.

Понятия.

Водоемы, исток, приток, устье, родник, озеро.

ХОД урока.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Читаю стихотворение.

Вам новое предстоит узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода…

Чтоб тему урока узнать.

Кроссворд вам надо разгадать.

Кроссворд:

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку.

Отгадывают кроссворд

Фронтальная.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Устные ответы,

организация рабочего места

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)

2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

5. Самое теплое море России. (Черное море.)

6. Форма поверхности. (Холм.)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).

Ключевое слово: ВОДОЕМЫ

II. Изучение нового материала

Беседа по теме урока.

Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)

Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.)

Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.

Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)

Разделите водоемы на две группы по их происхождению: водоемы естественные.

Это какие водоемы? (созданные природой)  и искусственные. А это какие водоемы? (созданные человеком).

Отвечают
на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации.

Устные ответы.

.

1

2

3

4

5

6

7

Знакомство с происхождением реки.

 Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

Что дает начало любой реке? (Родник.)

Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.

Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?

Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы? (Половодье)

За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.)

.

Высказывают свои предположения, слушают.

Отвечают
на вопросы учителя.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют ответы.

Работа с картой России

Работа с картой края
(Ивановской области)

Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.

Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др.

Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро– это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек. (Вода не течёт, а стоит на одном месте).

Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.

Какие озера вы знаете? Покажите их на карте.

Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых.

Вода в Ивановской области Ивановская область богата водными ресурсами. В области насчитывается около 2000 рек и ручьев, около 150 озер, 98 водохранилищ и прудов, около 4% площади области занято болотами.

Реки области. Всего 2000 рек: 50 - длиной 25 км, 120 - длиной 10-25 км, и свыше 1500 длиной менее 10 км. Самые крупные Волга, Клязьма, Уводь, Теза, Нерль, Лух, Унжа, Мера. Реки используются главным образом для водоснабжения, пригодными для судоходства являются реки Волга, Клязьма и Теза.

Отвечают
на вопросы учителя, показывают
на карте.

Адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело.

Беседа.

1

2

3

4

5

6

7

III. Практическая деятельность

Работа в группах

Работа с картой края
(Ивановской области)

В каждом конверте вы найдёте набор букв и контурную карту Ивановской области. Вам предстоит: - составить из букв название реки;

- прочитать её описание;

- отметить эту реку на карте;

- рассказать о ней 

Ру́бское — озеро в Тейковском районе Ивановской области России, в 2,5 км от трассы Владимир — Иваново. Крупнейшее в области, считается жемчужиной Ивановской области. Имеет ледниковое происхождение. Площадь озера — 297 га. На берегу расположено много баз отдыха, оздоровительных лагерей.

В районе озера встречается 650 видов растений, 6 видов рыб.

Уникальность озера предрасположена его происхождением и географическим расположением. Но главное чудо озера - это его красота и притягательность.

Святое – озеро ледникового происхождения. на левобережье нижнего течения реки Лух в Южском районе. Второе по величине озеро после Рубского в Ивановской области.

Выполняют поставленные задачи

Отмечают озёра на контурной карте.

Проявляют познавательный интерес
к изучению предмета и природе родного края.

IV.

Физкультминуткам

Проводят дежурные

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

Работа
по учебнику.

Составление памятки.

Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с. 154).

А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 155–156).

Как взрослые и дети должны охранять водоем?
(Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема».

После прослушивания ответов составляется общая памятка.

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой транспорт в водоеме.

Какое значение в природе имеют водоемы?

Отвечают
на вопросы.

Составляют памятку.

Фронтальная, индивидуальная.

Парная.

Познавательные:

осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, планирование, прогнозирование; осознанно строят речевое высказывание.

Устные ответы,

выполненные

задания

1

2

3

4

5

6

7

Обобщение.

Читает стихотворение:

Течет река… Течет река…

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Словами – ах! – не передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!

В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека?

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна
не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

Внимательно слушают.

Отвечают
на вопрос.

Высказывают свои предположения.

Фронтальная.

Регулятивные:

осуществляют саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи; принимают
и сохраняют цели
и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; умеют слушать собеседника.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание,

1

2

3

4

5

6

7

 осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Что нового узнали?

Какое значение в природе имеют водоемы?

Где пригодятся эти знания?

Кто из ребят больше всех нам помог?

Кому помог ты?

Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Читают вывод в учебнике.

Отвечают
на вопросы учителя.

Индивидуальная,

фронтальная

Познавательные: осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

V. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

УМК "Перспектива". Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Красивые камни в нашем доме.

Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии....

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Животноводство в нашем крае"

Тема урока: « Животноводство в нашем крае»Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отрас...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Водные богатства». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о водоёмах нашей планеты (естественными и искусственными), об образовании водоёма, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- о частях реки;-...