Урок окружающего мира в 4 классе на тему:" ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок разработан с учётом изучения водных ресурсов Ивановской области.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала учитель начальных классов
МКОУ «Средняя школа №2» города Юрьевец, Ивановской области
Рыжова Татьяна Владимировна.
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе на тему:" ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ."
Цели | Предоставить для учащихся условия для ознакомления с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах; развитию интереса к предмету «Окружающий мир», любви и бережного отношения к природе. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; пользоваться учебником. Личностные: будет развиваться ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные | http://festival.1september.ru/articles/516854/ |
Оборудование | Экран, компьютер; схема реки; карта Ивановской области. |
Понятия. | Водоемы, исток, приток, устье, родник, озеро. |
ХОД урока.
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Читаю стихотворение. Вам новое предстоит узнать И друзьям потом об этом рассказать. Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода… Чтоб тему урока узнать. Кроссворд вам надо разгадать. Кроссворд: | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место Отгадывают кроссворд | Фронтальная. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека | Устные ответы, организация рабочего места |
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.) 5. Самое теплое море России. (Черное море.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны). Ключевое слово: ВОДОЕМЫ | ||||||
II. Изучение нового материала | Беседа по теме урока. | – Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.) – Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) – Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.) – Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей. – Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.) – Разделите водоемы на две группы по их происхождению: водоемы естественные. Это какие водоемы? (созданные природой) и искусственные. А это какие водоемы? (созданные человеком). | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск | Устные ответы. |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Знакомство с происхождением реки. | Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? – Что дает начало любой реке? (Родник.) – Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров. – Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему? – Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках? – Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы? (Половодье) – За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.) | . Высказывают свои предположения, слушают. Отвечают | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют ответы. |
Работа с картой России Работа с картой края | – Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте. – Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др. – Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро– это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек. (Вода не течёт, а стоит на одном месте). – Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара. – Какие озера вы знаете? Покажите их на карте. – Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых. Вода в Ивановской области Ивановская область богата водными ресурсами. В области насчитывается около 2000 рек и ручьев, около 150 озер, 98 водохранилищ и прудов, около 4% площади области занято болотами. Реки области. Всего 2000 рек: 50 - длиной 25 км, 120 - длиной 10-25 км, и свыше 1500 длиной менее 10 км. Самые крупные Волга, Клязьма, Уводь, Теза, Нерль, Лух, Унжа, Мера. Реки используются главным образом для водоснабжения, пригодными для судоходства являются реки Волга, Клязьма и Теза. | Отвечают | Адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело. | Беседа. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Практическая деятельность | Работа в группах Работа с картой края | В каждом конверте вы найдёте набор букв и контурную карту Ивановской области. Вам предстоит: - составить из букв название реки; - прочитать её описание; - отметить эту реку на карте; - рассказать о ней Ру́бское — озеро в Тейковском районе Ивановской области России, в 2,5 км от трассы Владимир — Иваново. Крупнейшее в области, считается жемчужиной Ивановской области. Имеет ледниковое происхождение. Площадь озера — 297 га. На берегу расположено много баз отдыха, оздоровительных лагерей. В районе озера встречается 650 видов растений, 6 видов рыб. Уникальность озера предрасположена его происхождением и географическим расположением. Но главное чудо озера - это его красота и притягательность. Святое – озеро ледникового происхождения. на левобережье нижнего течения реки Лух в Южском районе. Второе по величине озеро после Рубского в Ивановской области. | Выполняют поставленные задачи Отмечают озёра на контурной карте. | Проявляют познавательный интерес | ||
IV. Физкультминуткам | Проводят дежурные | К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.) | ||||
Работа Составление памятки. | – Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с. 154). – А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 155–156). – Как взрослые и дети должны охранять водоем? – Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема». После прослушивания ответов составляется общая памятка. Памятка 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой транспорт в водоеме. – Какое значение в природе имеют водоемы? | Отвечают Составляют памятку. | Фронтальная, индивидуальная. Парная. | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск | Устные ответы, выполненные задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Обобщение. | Читает стихотворение: Течет река… Течет река… Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Словами – ах! – не передать! Приятней плыть в живой волне. Все дети счастливы вполне! –В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека? –Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна | Внимательно слушают. Отвечают Высказывают свои предположения. | Фронтальная. | Регулятивные: осуществляют саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||||||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового узнали? – Какое значение в природе имеют водоемы? – Где пригодятся эти знания? – Кто из ребят больше всех нам помог? – Кому помог ты? – Как ты оцениваешь свою работу на уроке? | Читают вывод в учебнике. Отвечают | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: осуществляют рефлексию способов Регулятивные: оценивают собственную деятельность | |
V. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3 | Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"
Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

УМК "Перспектива". Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Красивые камни в нашем доме.
Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии....
Разработка урока по окружающему миру по ФГОС на тему:"Животноводство в нашем крае"4 класс
Программный материал о животных нашего края....

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Животноводство в нашем крае"
Тема урока: « Животноводство в нашем крае»Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отрас...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России».
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Водные богатства». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о водоёмах нашей планеты (естественными и искусственными), об образовании водоёма, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- о частях реки;-...
