"Береги природу, человек!", 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Береги природу, человек!", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregi_prirodu_chelovek1v.pptx2.56 МБ
Microsoft Office document icon beregi_prirodu_chelovek1v.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 1 «В» класс

Слайд 6

Наша жизнь невозможна без природы. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна к человеку.

Слайд 7

7 Не разжигай костер! Пожар приводит к гибели всего живого!

Слайд 8

Не оставляйте после себя мусор, заберите с собой.

Слайд 9

9 Будь другом для животных! Не разоряй норы, гнезда и муравейники!

Слайд 10

Почему книгу назвали именно «Красной книгой», а не жёлтой или синей?

Слайд 11

Проверь себя Красный цвет- это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных. Красный цвет- это сигнал опасности. медведица монарх рыба крылатка движение запрещено въезд запрещён

Слайд 12

растения лотос колокольчик кубышка волчье лыко

Слайд 13

женьшень

Слайд 14

венерин башмачок

Слайд 15

Физминутка

Слайд 16

Правила поведения в природе: Чтобы в лесу, на поляне и на пляже было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Они могут остаться без дома. Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветы.

Слайд 17

Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.

Слайд 18

Что здесь лишнее?

Слайд 20

20 Рыбе -вода, птице — воздух, А человеку нужна Родина. Охранять природу — значит, Охранять Родину!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру для учеников 1 «В» класса

Урок: окружающий мир.

Образовательная система: «Планета знаний».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Береги природу, человек!».

Цель: формирование представлений о характере взаимодействий человека и природы.

Задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-актуализировать знания детей  о правильном поведении в природе;

-дать представление об охране природы, содержании Красной книги;

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать любовь и бережное отношение к природе;

-развитие умения работать с информацией;

-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.

-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать;

-формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитывать бережное отношение к природе.

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

Планируемы результаты

Предметные:

  • учить определять принадлежность животного к своей группе.
  • познакомить с исчезающими животными.
  • раскрыть связь между бережным отношением и защитой природы.

Непредметные:

  • развивать речь, активный словарный запас, внимание, наблюдательность, операции логического мышления: анализ, синтез, классификацию, сравнение, внимание.

Личностные:

  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • формировать самооценку, навыки коллективной работы.

        Оборудование для учителя: презентация, компьютер, проектор, экран, доска.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Формируемые УУД

I этап

Организационный момент.

Цель – активизация учащихся

Формулируют правила поведения на уроке.

Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок.

Здравствуйте, меня зовут ….., и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Послушайте внимательно стихотворение.

Личностные УУД

- готовность и способность к саморазвитию, приобретению новых знаний и умений;

 Коммуникативные УУД

- умение слушать учителя;

II этап

Актуализация знаний учащихся.

Цель – вспомнить многообразие животного мира.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы.

 Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли -

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули - и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Посмотрите на иллюстрации на экране. Поднимите руки те, кто считает, что ребята делали что-то неправильно.

- А что именно? (мусорили на берегу реки).

- Хорошо они поступили? Намусорили и ушли. (плохо, так нельзя). Как вы считаете?

-А почему так нельзя? Как тогда они  должны были поступить?(забрать мусор с собой)

-Конечно! Молодцы!

Личностное УУД

- интерес к способу решения и общему способу действия.

Коммуникативные УУД

- учет разных мнений и умение обосновывать собственное.

Регулятивное УУД

- умение формулировать тему урока.

III этап

Постановка темы урока.

Постановка темы.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Сегодня тема нашего урока: Береги природу, человек!

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

"Природа – это важно или нет?”

Регулятивные УУД

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

- умение формулировать тему урока.

VI этап

Изучение нового материала

-Она даёт пищу, воду, различное сырьё для промышленности и другие необходимые богатства. Природа является источником строительного материала.

-Что такое природа? (То, что нас окружает и не создано руками человека).

-Ребята, какие помощники есть у нас на каждом уроке? (Учебники).

-Откройте учебник на стр. 94. 

-Расскажите по рисунку, что дает природа человеку.

-Какова роль природы в жизни человека?

-Правильно, она даёт пищу, воду, различное сырьё для промышленности и другие необходимые богатства. Природа является источником строительного материала. Природа вдохновляет художников, музыкантов, писателей и поэтов. А еще на природе люди отдыхают.)

-Какой же мы можем сделать вывод? Слайд. (Наша жизнь невозможна без природы. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна к человеку.)

-Не только природа служит человеку, но и человек помогает природе.

Познавательные УУД

- формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объекта с целью выделения признака.

Коммуникативные УУД

- умение слушать собеседника;

- учет различных мнений.

V этап. Изучение нового материала.

-Она нас информирует- какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.

-Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.

Смотрят видеофрагмент.

Человек, не загрязняй природу.

-Спасите меня, не загрязняйте воду!

-Откройте учебник на стр. 96.

-Рассмотрите рисунки. Какие дети поступают правильно?

-Сравните два верхних рисунка.( на правом поступают правильно)

-Почему? (потушил костер)

-Почему на левом не верно? (не потушили костер и ушли)

-Сравните рисунки ниже. На каком дети ведут себя хорошо? (на правом. Собирают мусор)

-Сравните нижние рисунки. Здесь на каком? (на правом, они наблюдают за муравейником. А на левом разоряют муравейник, льют в него воду.)

-Итак, какие дети хорошо себя ведут? (На правых картинках.)

-Скажите правила как нужно вести себя в природе глядя на иллюстрации (уходя не забывайте потушить костер. Не оставляйте после себя мусор, заберите с собой. Не разоряйте муравейники.) Запомните эти правила, и не делайте ошибок.

-Хорошо, что есть люди, которые заботятся о природе, которые ее берегут. Есть такие люди, которые хотят сохранить природу, и для этого они создают заповедники.

-Что это такое?

-Найдите в справочнике на стр. 141 слово заповедник. Проверьте себя. (Место, где охраняются редкие растения и животные)

-Одних заповедников оказалось недостаточно, некоторые животные и растения навсегда исчезли с нашей планеты. И тогда человек создал Красную книгу.

-А кто знает, что это за книга?

-Найдите в справочнике, на стр.141 что такое «Красная книга».

-Кто прочитает вслух? (красная книга-книга-предупреждение. В нее занесены сведения о редких и исчезающих растениях и животных. Эти растения и животные подлежат охране.)

-Почему книгу назвали именно красной, а не синий или желтой? (Красный цвет- это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.

Красный цвет- это сигнал опасности.)

-Знаете ли вы, какие животные и растения занесены в Красную книгу? Посмотрите на развороте  в конце учебника, кого видите?

-Прочитайте названия растений и животных по цепочке.(Купальница, колокольчик, медуница, кубышка,  ятрышник, первоцвет, кувшинка. Морж, орел, бабочка-Аппалон, жук-олень, Фламинго, зубр.

-А сейчас мы посмотрим видео и узнаем больше животных, занесенных в красную книгу. (Видео)

-Каких животных вы запомнили?

-В красную книгу занесены не только эти животные, но и многие другие и еще такие растения как: Волчье лыко, Колокольчик, Кубышка, Лотос, Женьшень, Венерин башмачок.

-Итак, ответьте на вопрос: как люди берегут природу?

-Что они для этого делают? (Создают заповедники, заносят животных и растения в Красную книгу).

-Все это делают учёные, которые изучают природу. А мы с вами, обычные люди, должны ли мы беречь природу? Поднимите руку, кто считает что «да». Опустите.

-Почему вы так думаете?

-Молодцы. Расскажите об этом друзьям, близким, родственникам и тогда мы сохраним природу вместе!

-Встали.

Физминутка.

Представьте, что вы находитесь на берегу чистого озера. Дует легкий ветерок.(Движения руками вправо, влево) Плещутся волны маленькие и большие.(Имитация движения волн. Маленьких – поочередно левой, правой. Больших – обеими руками, сцепленных в замок). По волнам плывут рыбки и ныряют одна за другой.(Поднятие и опускание рук, чередуя одну за другой). Шлепают по листьям водных растений неугомонные лягушки.(Приседания). Вот выглянуло солнышко.(Поднятие рук вверх). Весело заиграло своими лучами.(Легкое покачивание рук). На прощание вдохнем приятный свежий воздух озера и вернемся за свои парты.

-Сели.

- На странице 97 посмотрите на верхнюю иллюстрацию.

-Почему рыбка просится в аквариум? (завод загрязняет реку, и рыбка не может жить в грязной воде)

-А если бы рыбка из грязной речки могла говорить, что бы она сказала?

-А кто сделал этот завод, который загрязняет реку? (человек)

-Рассмотрите нижнюю иллюстрацию. Как вы думаете, почему зайцы пляшут вокруг пенька? (люди вырубили лес).

-Что общего между этими иллюстрациями? (на них мы видим, что человек вредит природе).

-Представьте, что каждый живой организм, если бы умел говорить, то смог бы выразить всю свою боль и страдание, которые услышал бы человек.

-Какой вывод мы можем сделать?  (нельзя загрязнять природу. Нужно быть природе другом. Нужно бережно относиться к природе. С детства заботиться о ней).

-Чтобы мы с вами не наносили вред окружающей среде, нужно знать простые правила поведения, и тогда мы сохраним природу в порядке.

-Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Все живое береги 

Ты на этом свете.

Ты природу полюби,

Каждую травинку,

С птицами давай дружи,

Береги былинку.

Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке,

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянке.

Не неси домой ежа,

Бабочку не трогай.

Школьник, помни ты всегда –

Их не так уж много.

Все живое на Земле хочет жить, и помочь этому

Можем только мы.

VI. Первичное закрепление.

-Возьмите лист с заданием у вас на парте.

-Закрасьте кружок красным карандашом на той иллюстрации, где дети делают правильно.

-Поднимите руку, кто не понял, как выполнить задание.

-Что нужно сделать?

-Выполните самостоятельно.

-Проверка. Какие иллюстрации закрасили красным кружком?

-Как поступают остальные дети? (Оставили мусор и ушли. Разоряют гнездо птиц. Оборвали листья с дерева.)

-Каких правил поведения в природе они не знают? (Учитель вывешивает знаки правил на экран).

  1. Чтобы в лесу, на поляне и на пляже было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой.
  2. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Они могут остаться без дома.
  3. Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветы.

-Какое еще правило поведения в природе нужно добавить?

Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.

Коммуникативные УУД

- умение слушать других и выполнять соответствующие упражнения.

VII этап. Вторичное закрепление.

Игра «Что лишнее?»

Решают проблемные вопросы.

-Внимание на слайд. Сейчас поиграем в игру «Убери лишнее»

-Посмотрите на иллюстрации.

-Посмотрите какая красивая, чистая, манящая, прекрасная природа, кристальная вода.

-Обратите внимание на эту иллюстрацию. Она вам нравится? (нет)

- А почему? (Очень грустно и печально смотреть на эту иллюстрацию.  На других живая, красивая природа, а на этой угрюмая, мрачная.)

-Мне хочется убрать эту иллюстрацию. Так намного лучше. Нам нужна чистая природа, вода и воздух.

-Так какая иллюстрация по вашему мнению лишняя? Молодцы!

-А сейчас интересное задание. Я вам буду предлагать ситуации, а вам нужно определить, как нужно поступить и объяснить почему.

 1. Вы пошли на пикник. Что делать с мусором?

2. На прогулке вы увидели выпавшего из гнезда птенца. Что делать?

3. В лесу вы увидели дымящийся костер, что делать?

 4. Что сказать маленькой девочке, которая ломает ветки дерева?

 5. Что сказать мальчику, который разоряет муравейник?

 6. Зимой птички склевали все ягоды рябины во дворе. Что делать? 7. На лугу растут красивые цветы. Можно собрать букет или нет?

8. По тропинке прыгает лягушка. Что будете делать?

Молодцы!

VIII этап. Итог урока.

-Наш урок подошел к концу.

- Скажите, для чего нужна Красная книга?   

-Каких животных из красной книги вы запомнили?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Какой вывод из урока сделали для себя?

-Вернемся к началу нашего урока и ответим на главный вопрос: Природа это важно или нет?

(Открытый слайд). Когда в природе царит порядок, все звери, птицы и растения довольны и счастливы, а на небе ярко светит солнышко!

IX этап.

Рефлексия

подвести итог проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя.

Понравился ли вам наш урок? Если да, покажите мне ладошки, если было неинтересно –покажите кулачки.

-Молодцы, вы активно работали на уроке.

Давайте стараться жить так, чтоб земля вокруг нас оставалась прекрасной: журчали чистые ручьи, пели птицы, расцветали цветы, летали бабочки. И чтоб нам не было стыдно перед ними за себя и свои поступки!

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Береги природу, человек. Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Планета знаний».

Урок окружающего мира. 1 класс УМК «Планета знаний». Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяна Борисовна....

Внеклассное мероприятие "Береги природу, человек!".

Данный материал представляет собой разработку внеклассного мероприяти по экологии и  охране окружающей среды с  презентацией к мероприятию....

Урок окружающего мира "Береги природу, человек"

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуацииТип урока: усвоение новых знанийЗадачи: сформировать знания о значении природы в...

Урок окружающего мира по теме «Береги природу, человек!» 1 класс.

: обобщить знания детей о живой и неживой природе; формировать представления о характере взаимодействия человека и природы; развивать умение детей работать в группах; воспитывать любовь к природе, бер...

Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».

Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....

Береги природу, человек.

Урок-путешествие.Цель:  обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Береги природу, человек»; формировать ответственное отношение к природе;  закрепить навыки выполнения проект...