Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика?" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гребенщикова Татьяна Анатольевна

Урок раскрывает роль экономики в нашей жизни, её составные   части, формирование  понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhna_ekonomika.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Старощербаковская СОШ

Урок окружающего мира

 3 класс

(УМК «Школа России)

Учитель начальных классов:

Гребенщикова Татьяна Анатольевна

2021 г.

Цель: раскрыть роль экономики в нашей жизни, её составные   части, формирование  понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика»

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; анализировать, обобщать и делать выводы

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей, справочников.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Основные понятия: экономика, потребность, услуга, товар

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, тексты для чтения, карточка с таблицей для индивидуальной работы, карточки для групповой работы                            

  1. Организационный момент                               Слайд 2

Тихо мальчики за парты сели,

На меня все посмотрели.

Тихо девочки за парты сели,

На меня все посмотрели.

Всем, всем  добрый день!

Всем учиться нам не лень!

  1. Самоопределение к деятельности

- Начнем наш урок со стихотворения, которое я вам прочитаю, и мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов.

      Экономику - науку –

Не придумаешь от скуки.

Чтобы лучше понимать,

Как хозяйством управлять,

Нам нужны ее ученья

Для дальнейшего уменья.

А потребности у нас

Всё растут из класса в класс.

И товарооборот

Всё растет из года в год.

Но ресурсы иногда

Ограниченны бывают

И возможности не все

Перед нами открывают.

Мы настроились серьезно

С экономикой дружить,

Чтобы в будущем достойно

Нашей Родине служить.

Ярослав Ромашев

- О какой науке идёт речь в этом стихотворении?

- Какие ещё новые слова вы услышали?

(карточки со словами: экономика, хозяйство, потребности, товарооборот, ресурсы)

  1. Определение темы и цели урока

- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- На какой важный вопрос будем сегодня искать ответ? (Для чего нужна экономика?)

- Проверим свои предположения, прочитайте тему урока (учебник, с. 38)   Слайд 3

- Извлеките информацию из учебника, какие задачи мы поставим перед собой?

(Узнаем, что такое потребности человека, товары и услуги. Научимся раскрывать роль экономики в нашей жизни)

 (карточки со словами: потребности, товары, услуги)

- Какие умения будем формировать?

(табличка  с умениями)

Умения:

  • Сравнивать
  • Исследовать
  • Рассуждать
  • Обобщать
  • Делать выводы
  • Группировать
  • Анализировать
  • Работать в группе, паре

  1. Работа по теме урока      

  1. Актуализация знаний

А) Экономика           Работа в группах   (Поиск в словаре значения слова)

Слайд 4

 - Вспомните, что такое экономика? (хозяйственная деятельность людей)

Слайд 4

- Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос».  «Экос» означает «дом», а «номос» - «закон».  А планета Земля – это и есть наш дом. Получается, что экономика – это правила и законы ведения хозяйства.

-  Куда можно обратиться за помощью, чтобы найти более точный ответ? (Интернет, Словарь)              (Словарь 3 шт.)

- Прочитайте, как об этом написано в словаре?

(В словаре Ожегова написано: Экономика – это оpгaнизaция, cтpyктypa и cocтoяниe xoзяйcтвeннoй жизни или кaкoй-нибyдь oтpacли xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти)

Слайд 4

(Иначе можно сказать, что экономика – наука о рациональном, т.е. правильном и разумном  ведении хозяйства)

     Б)  Отрасли экономики  Работа в паре    ( Карточка № 1)

- Это сложная наука. В ней много отраслей xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти. Вспомним их!  - Разбейтесь на пары. Рассмотрите рисунки, данные в карточке № 1, и соотнесите их с названиями отраслей с помощью стрелок.

(сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- Назовите эти отрасли, первая- …вторая…

- Кто согласен, встаньте

- А отрасли экономики связаны между собой?

- Как вы думаете, какие отрасли экономики работают, чтобы мы могли утром выпить стакан молока (сельское хозяйство – разведение животноводства, транспорт, чтобы молоко отвезти на молочный завод, промышленность – переработка молока, упаковка в различную тару, торговля, где мы покупаем молоко)

      В)   Краеведческий материал      

- Участвует ли наша местность, т.е. деревни и сёла, в которых мы живём,  в экономической жизни страны?

-  Подумайте! Какие из отраслей экономики есть в нашей местности?  (сельское хозяйство, торговля, транспорт, промышленности нет)

Слайд 5

- Наша деревня знаменита тем, что в ней находится кооператив «Сады Барабы», который хорошо известен в нашей области и за её пределами.

Слайд 6

А так же Барабинский плодово-ягодный госсортоучасток. Председатель кооператива «Сады Барабы» - Неволина Н.Г., заведующая ГСУ – Воробьёва Н.М.

Слайд 7

А в с. Новоульяновское сохранились животноводческие фермы, где разводят новую породу крупного рогатого скота – герефорд.  

 

- Без чего не может работать экономика? (без денег)

      Г)  Финансовая грамотность

Слайд 8

Блиц опрос

 -Может ли человек купить всё, что ему захочется?

-Что нельзя купить ни за какие деньги? (здоровье, любовь, дружбу и т.д.)

- Как называют человека, продающего товар? А человека, покупающего товар?

- Куда обычно идут покупать товар? Чем отличается супермаркет от обычного магазина? (В супермаркете очень большой ассортимент разнообразных товаров, которые находятся в свободном доступе, а не за прилавком)

- В нашей деревне супермаркет или обычный магазин?

- Как найти в супермаркете товар, на который снижены цены? (по цветным ценникам)

(В определённые дни в магазинах проводятся акции, когда продают товар по сниженным ценам)

Совет:  Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых  нуждаетесь. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

- А чтобы этого не произошло, что надо сделать? (составить список того, что надо купить и придерживаться его)

-  Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

  1. Открытие новых знаний

- Вернёмся к словам потребности, товары, услуги

- Какую задачу вы поставили перед собой?

(Узнать, что такое потребности человека, товары и услуги)

- Сегодня мы начнем подготовку к проекту «Чему учит экономика»

- Каждая группа получает План заданий по изучению понятий: потребности, товары, услуги. Работать будете с учебником и раздаточным материалом. В итоге получатся опорные таблички для дальнейшего изучения темы.   

 Правила работы в группах

- Не забываем соблюдать правила работы в группах. Выбираем ответственного и распределяем обязанности

I группа      Потребности   (Приложение 1)

Слайды 9, 10

(В словаре написано: Пoтpeбнocть – это нaдoбнocть, нyждa в чём-нибyдь, тpeбyющaя yдoвлeтвopeния)

Защита (аплодисменты)

- А у вас какие потребности? Что вам нужно?

II группа        Товары   (Приложение 2)

Слайд 11

(В словаре написано: Товар – это пpoдyкт тpyдa, изгoтoвлeнный для oбмeнa, пpoдaжи)

Защита (аплодисменты)

- Что производят люди для достижения главной задачи экономики?

III группа      Услуги     (Приложение 3)

Слайд 11

(В словаре написано: Услуга – это дeйcтвиe, пpинocящee пoльзy, пoмoщь дpyгoмy)

Защита (аплодисменты)

- Что предоставляют люди для достижения главной задачи экономики?

- Справились с поставленной задачей?

- Пусть встанет та группа, которая оценивает свою работу на отлично

( я согласна с вашей самооценкой)

- Пусть встанет та группа, которая оценивает свою работу на хорошо

3.   Закрепление изученного материала

     А)   Дидактическая игра «Товар – услуга»   (товар - хлопок, услуга - топнуть ногой)                                

- Я читаю предложение, а вы должны определить, что это: товар или услуга?

(похлопали, топнули)

 * Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску (Услуга)

 * Вы зашли в аптеку и купили лекарство (Товар)

 * Вы смотрите концерт (Услуга)

 * Вы едите в автобусе (Услуга)

 * Вы купили книгу (Товар)

 * Вам доставили почту (Услуга)

                

   Б) Тест «Проверь себя»             Презентация         Слайд 12

  • Что такое потребности людей?

Т     Всё, что требуется людям для жизни

М    Умение видеть красивое вокруг себя

  • Главная задача экономики?

Л     Производство товаров и оказание услуг

Р     Удовлетворение разнообразных потребностей людей

  • Что такое товары?

А    Это предметы, которые человек производит

У     Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности

  • Что такое услуги?

Д    Проведение экскурсии, лечение больных, обучение детей

Т    Добыча полезных ископаемых

                                  ТРУД

- Для чего нужен труд?

(Это потребность человека, так как без труда не будет хлеба, одежды, обуви и всех остальных потребностей, которые мы рассмотрели сегодня на уроке)

   Г) Творческое задание       (рисунки: ножницы, стиральная машина, машина, пылесос, кастрюля, букет цветов)

- Используя полученные знания, придумайте задания одноклассникам по теме урока, пользуясь данными рисунками и словами: профессии, услуги, потребности

(например: С какой профессией связаны ножницы (парикмахер)? Какую услугу можно оказать, используя кастрюлю (приготовление пищи)? Какая потребность удовлетворяется с помощью кастрюли? (потребность в еде)

- С какой профессией………………..?

- Какую услугу можно оказать с помощью …..?

- Какая потребность удовлетворяется……………?

      V. Итог

- Смогли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока?

(Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей)

 - Где сможем применить знания, полученные на уроке?

(везде,  в повседневной жизни, сходить в магазин, совершить покупку, получить какую-либо услугу)

Слайд 13

- В интернете на детском портале «Солнышко»  для вас есть раздел «Экономика для детей», где вы можете узнать, что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить. Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую прочитать экономические сказки.

Сайт:  Детский портал «Солнышко»-http:www.solnyshko.ee  

(визитки сайта)

  1. Домашнее задание     (устно озвучу, а в презентации покажу, записывать не будем в дневник, запишут потом)

Слайд 13

- Повторить изученный материал по учебнику

-  Выполнить задания в рабочей тетради:

1) вместе со взрослыми составить список товаров, которые ваша семья приобрела в течение недели, и услуг, которыми вы воспользовались

  1. Рефлексия  

На доске картинки: чемодан, телефон,  мясорубка, корзина.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем

Мясорубка – информацию переработаю

Телефон -  поделюсь информацией

Корзина – всё выброшу

- Выберите предмет, как вы поступите с информацией, полученной на уроке?

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

  1.  Оценивание

(оценка – словесная, а отметка – цифровое значение)

- Ребята, у нас сегодня был необычный урок. И для вас и для меня. Вы меня удивили и порадовали. Все были большими умницами. Всем пять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"

Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).Тема: «Путешествуем с археологами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Путешествие по материкам». УМК "Школа России"

Тема урока: «Путешествие по материкам». Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «физическая карта мира»; сравнение глобуса и карты; знакомство с океанами и матери...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Город на Неве». УМК "Школа России"

Тема:Город на НевеЦели деятельности учителя:формирование представления о Санкт-Петербурге; ознакомление с достопримечательностями города на Неве; формирование представления об истории памятника в Санк...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс Тема: "Экономика и экология" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с двумя сторонами экономики - полезной и опасной (положительной и отрицательной);Планируемые результаты: ·...