Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики
Задачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»

- познакомить с понятиями «экономика», «потребности», «товары», «услуги»

- показать роль экономики в жизни людей.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы: - фронтальная;
-
коллективная;

- парная.

Методы  - словесные;
                  -  наглядные;

     -  практические;

      - объяснительно-иллюстративный;

       -проблемного изложения;

                -   исследовательский 

Оборудование:  презентация к уроку, тест, медиапроектор, компьютер, конспект урока.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chto_takoe_ekonomika.zip33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3»А»

Учитель: Шалоха С.Г.

Тема: Для чего нужна экономика          

Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики
Задачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»

- познакомить с понятиями «экономика», «потребности», «товары», «услуги»

- показать роль экономики в жизни людей.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы: - фронтальная;
- коллективная;

- парная.

Методы  - словесные;
              -  наглядные;

     -  практические;

      - объяснительно-иллюстративный;

       -проблемного изложения;

            -   исследовательский  

Оборудование:  презентация к уроку, тест, медиапроектор, компьютер, конспект урока.
Планируемые результаты:

предметные:

•  понимать роль труда в создании товаров и услуг

метапредметные.

        •   работать с понятиями: анализировать и формулировать определения

личностные:

        •   про являть целостный, социально ориентированный взгляд на мир

Оборудование для учителя: учебник: "Окружающий мир" Плешаков, 3 класс, 2 часть, УМК

«Школа России», стр. 38-41          .

Оборудование для учащихся: учебник: "Окружающий мир" Плешаков, 3 класс; 2 часть, УМК «Школа России», рабочая тетрадь, стр.25

Ход урока

Проверка домашнего задания.

  1. Органпзационный момент. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. (2 мин) 

Анализ контрольной работы

        

Великая радость - работа.         (Слайд № 1).

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без липшего счета-

Все счастье земли - за трудом    (В. Брюсов)

Учитель: О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?
Дети: о труде.

Учитель: для чего нужен труд?

Дети: Без труда не будет хлеба, одежды, обуви ...

Учитель: Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое
другое, чего нет и не может быть в природе?

- Всё это даёт нам экономика; Значит, о чём мы сегодня с вами будем говорить науроке?
(Об экономике)

- Давайте попробуем предположить, что вы узнаете на уроке? ( (Слайд № 2)

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации на
изучение нового материала
(1 мин. ) (Слайд № 3) 

- Прочитаем определение этого слова в толковом словаре.

В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» дом и «номос»» - правило, закон. Буквально – «правил ведения хозяйства» -  хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

От умелого ведения хозяйства (будь то маленькая семья или целое государство) зависит очень многое: и то, как мы питаемся и одеваемся, и то, чему мы учимся, и то, как мы
ведем себя в обществе; и то, сколько нам приходится работать и сколько отдыхать.

3 .Совместное открытие знаний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания нового материала.                                                                                                                          

-   из предыдущего раздела мы узнали о том, что нужно растениям для жизни и развития. А
что необходимо человеку? (воздух, пища, одежда, жильё, транспорт, книги .•. ,
Образование, медицинское обслуживание, любовь близких, друзья, которые помогут нам в
трудную минуту.

  - Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.

1. Игра «Да» - «Нет», (1 мин.) Давайте проведём игру.

Ответьте на следующие вопросы «Да» или «Нет». Если «Да» показываете эелёный
сигнальчик, если или "»Нет» показывайте красный сигнальчик.

Подумай, какие потребности есть у тебя. Можешь ли ты перечислить их все?______(да, нет)

Относится ли к потребностям наше желание учиться? _______(да, нет)

 

Относится ли к потребностям наше желание быть здоровым ?   _______(да, нет)

Относится ли к потребностям наше желание иметь хороших друзей? ______(да, нет)

- Правильно, у разных людей разные потребности, и каждый их удовлетворяет по -
разному.

- Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей? Многое даёт нам
природа.

- А откуда берутся хлеб и сахар, одежда, обувь, автомобили? Это даёт нам экономика.

2. Групповая работа. (20 мин.),

- Ребята, работать вы будем по группам. Выберите руководителя группы! Он будет
защищать вашу проделанную вместе работу, в конце урока руководитель группы даст
оценку работы.

- А теперь обсудим, с помощью каких отраслей мы удовлетворяем свои потребности. В

процессе работы мы должны заполнить таблицу: Что является источником в
удовлетворении наших потребностей; природа или экономика? Поставьте крестик в
нужную графу. (обозначаем источник удовлетворения наших потребностей)
(Слайд 4) 

Потребность

челевека

Источник-природа

Источник -

экономика

Вода

Воздух

Свет

Тепло

Пища

(Задания на карточках) (Слайды 5 - 10) 

1. Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торrовлн?

2. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует
экономика?

- Электроэнергетика - это отрасль, которая производит электрическую энергию.
Электроэнергию производят на электростанциях нескольких видов: АЭС, ГЭС, ТЭС. В
России 10 атомных электростанций. Россия занимает первое место по производству
электроэнергии (США, Канада, Китай, Япония). В Конаково (Тверская область) есть
Конаковокая ГРЭС.

3. Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы?
Или это продукт экономики? Докажите.

Воду мы покупаем у МУП «Высоковский Водоканал» который качает ее насосами из

артезианских скважин. и по трубам доставляет в наши квартиры. Сотрудники лаборатории

. Горводоканала контролируют качество воды

4. Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы? А может
это тоже продукт экономики? Докажи.

Непосредственно от природы человек получает такие продукты питания, как собранные в
лесу грибы, ягоды; выловленная в чистом водоёме рыба; выращенные на огороде или в
саду овощи, фрукты и ягоды; мясо, яйца и молоко от выращенных человеком животных.
Экономика даёт человеку такие продукты питания, которые он покупает в магазине: хлеб,
молоко, сыр, творог, мясо, рыба, выращенные на тепличных комбинатах овощи, грибы,

        фрукты и т.д.         .

- Завершите и проверьте работу.

Учитель: Сделаем вывод: что дает нам природа?

 Дети: воду, воздух, свет, тепло, пищу, но не в готовом виде.
 Учитель: Что дает нам экономика?

 Дети: Удовлетворяет наши потребности, обрабатывает то, что дает природа.

4. Физмииутка. А теперь отдохнём, Сделаем друг другу «Дружеский массаж»

5. Продолжение работы над темой. Роль труда в. удовлетворении потребностей людей.
1. Работа с учебником, (2 мин.)
 Главная задача экономики - удовлетворение
разнообразных потребностей людей. Основой любой деятельности является - труд. Для
этого люди производят товары и услуги.

Раскройте учебник на стр.40 и прочитайте определение, что такое ТОВАР и УСЛУГ А.

2. Закрепление понятия. Игра «Товар - услуга» (Слайд 11)

- Ответ показываете сигнальчиком: если товар - красный цвет, если услуга - зелёный.

"Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску (услуга)
* Вы зашли в аптеку и купили лекарство (Товар)

* Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо (Услуга)
* Вы едете в автобусе (Услуга)

* Вы зашли в магазин и купили продукты питания (Товар)
* Вам доставили почту (Услуга)

3.Работа в рабочей тетради. (1 мин.) (Слайд 12)

- Как вы ду:маете, может ли быть так, что в удовлетворении потребности нужен и товар и
услуга? Составьте пары.

- Подумайте и ответьте, какими качествами должен. обладать хороший работник'!
Зачеркни ненужное:

Добросовестный, ленивый, трудолюбивый, дисциплинированность, неряшливый,
ответственный, бережливый, жадный, экономный (умение правильно рассчитать
средства), щедрый, запасливый.

VI. Практическая деятельностъ. Использование регионального компонента.

1.Групповая работа (5 мин.)         .

-Нашему городу 77 лет. Численность населения города на сегодня составляет около
12000 человек. А какие отрасли и сферы услуг развиты в нашем городе для
удовлетворения потребностей населения. Будем работать по группам.

Задание: Назвать промышленные предприятия города Высоковск (промышленность,
производящая товары) и местную сферу услуг (предприятия оказывающие услугу)
(Слайд
13)

Эти предприятия производят товар

Предприятия сферы услуг

Эти предприятия производят товар

Предприятия сферы услуг

Задание 1 группе.

Запиши названия предприятий в таблицу:

Школы (услуги образования);

ОАО «Высоковское ДРСУ» (бытовые услуги - благоустройство улиц города (уборка
улиц, очищение улиц от снега, посадка цветов)

ОАО «Елочка» 

Задание 2 группе:

Запиши названия предприятий в таблицу:

ООО «Высоковский Коммунальщик» (обслуживание школ, детских садов - услуга
плотников, сантехников, электриков)

Высоковская поликлиника

АО «Клинский хлебозавод» №2

Задание 3 группе:

Запиши названия предприятий в таблицу:

ООО «Дом быта» (бытовые услуги - ремонт телефонов, компьютеров, парикмахерская
«Локон»).

Фирмы по изготовлению пластиковых окон, входных дверей;
ВДШИ
 (Высоковская детская школа искусств)

Задание 4 группе:

Запиши названия предприятий в таблицу:

ДСЮШ (Спортивная школа, плавательный бассейн.);

ООО «ЖКХ» (управление жилищным хозяйством) (жипищно-коммунальные услуги,
сбор, очистка и распределение воды)

Хлебопекарня «Домовая кухня»

- Ребята, что вы заметили?

- В городе больше предприятий по оказанию услуг.

6. Домашнее задание: (Слайд 14)

Прочитай, стр.36 - 40, ответь на вопросы, стр. 41. По выбору:

  1. Составь семейный бюджет
  2. Напиши рассказ «Какая самая главная потребность в вашей семье»
  3. Нарисуй рисунок и напиши «Как понимают в вашей семье слово «экономика».

7. Итог урока. Рефлексия (Слайд 15) 
-Было интересно узнать, что ...

        - Меня удивило                 .

        - Было трудно         .

- Теперь я знаю, что ...

- Для чего нужна экономика? Чтобы удовлетворять наши потребности.

- Зачем вам нужны знания по экономике? Чтобы знать, какими потребностями она

может меня обеспечить.

8. .Оценивание работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?"

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?" в 3 классе....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Из чего что сделано"

Цели урока: познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные пред­ставления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в пр...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Для чего нужна экономика?» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....

Конспект урока окр.мира по теме: "Для чего нужна экономика"

Предмет: окружающий мирКласс: 3 аТема урока: Для чего нужна экономика?Цели урока: раскрыть роль экономики в нашей жизни.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Из чего состоит всё" (УМК "Перспектива")

Цель: формирование представлений о понятий «тело», веществоПланируемые результаты:-предметные: - знать агрегатные состояния вещества-уметь узнавать вещества по описанию-уметь приводить при...

Окружающий мир 3 класс. Тема: "Для чего нужна экономика?"

Конспект урока на котором учащиеся создают 2 мини-проекта. Разбираются в составляющих частях экономики, делают выводы....