Конспект урока по окружающему миру на тему: "Из чего состоит всё" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель: формирование представлений о понятий «тело», вещество

Планируемые результаты:

-предметные: - знать агрегатные состояния вещества
-уметь узнавать вещества по описанию
-уметь приводить примеры веществ
уметь устно описывать знакомые вещества

-личностные:
- иметь интерес к познанию окружающего мира;
уметь работать в группах;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_2_v.docx162.2 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 9.11.18

Школа: 104

 ФИО учителя :Чебыкина Татьяна Ивановна.
ФИО  методиста: Горячёва Светлана Леонидовна

Класс: 3м

ФИО студента: Могильникова Анастасия Александровна

Кабинет:  314 (3 урок)

 Конспект урока окружающего мира

Тема: «Из чего состоит все».

Цель: формирование представлений о понятий «тело», вещество

Планируемые результаты:
-предметные: - знать агрегатные состояния вещества
-уметь
узнавать вещества по описанию
-уметь приводить примеры
веществ
уметь устно описывать знакомые вещества

-личностные:
- иметь интерес к познанию окружающего мира;
уметь работать в группах;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование:, учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая УМК «Перспектива» 3 класс, 1 часть; рабочая тетрадь ( печатная) ; стакан с водой, спички, палочки, сахар, презентация

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 минута

Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение и вы готовы к работе.  Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому для меня очень дорого ваше внимание и активность. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока.

- приветствие учителя

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

5 минут

- Назови предметы общим словом – понятием:

1)Стол, табуретка, шкаф, комод  

2)Стакан, банка, графин, тарелка

3)Ложки, чайник, нож, кастрюля

- Что объединяет эти три группы предметов? 


- Из чего человек делает вещи?

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов?

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний.

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса.

На этот вопрос нам предстоит ответить.


-это мебель
- ёмкости для жидкости
- это посуда
- Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела
- Из разных материалов
- Это природные материалы
 
- Все предметы из чего-то сделаны)

Тема: «Из чего состоят все предметы?»
Цель: узнать из чего состоят предметы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

К: правильно формулировать цель урока

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: отгадывание загадок

2минуты

Работа с определением
- Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?
- В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение : «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно –то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас».
- узнаем отличительные черты каждого из них;
- Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?

- Что относится к живой природе, а что к неживой?

-Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради и выполните задание 1 на стр 36.

Как вы поняли задание? Что вы выбрали? Почему? А теперь самостоятельно выполните номер 2. Расскажите, что вы написали.

- Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

- Назовите тела, которые относятся ко второй группе.

Работа в группах

-Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова – отгадки.

1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (
Вода)

2. Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (
Зеркало)

3. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...(
Солнце)

4. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. (
Ложка)

5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (
Заяц)

 - Какие тела называем природными, а какие искусственными?

- представляем что-то живое







- к природе : водопад, леса, камни. К человеку: дома, машины, телефон
-живая: животные растения, насекомые. Неживая: дождь, солнце, облака


https://pp.userapi.com/c831108/v831108408/1c7746/Mtz_AsC3jPI.jpg

Природные

искусственные

П: произвольное построение речевого высказывания

П: построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормам






Р: выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить

«Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Работа с текстом: беглый просмотр

Практический: упражнение

15 минут

Работа с учебником

Прочитайте  параграф на странице 52-53 и расскажите , что такое вещество?

Может ли тело состоять из нескольких веществ? Приведите пример.

Дополнение материала

-Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ  кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела.

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт.

Опыт с водой и сахаром

- У меня есть кусочек сахара и стакан с водой.

Мне нужен один помощник. Опустим сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим?

- Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц.

- Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами.

– Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы.

Вода, камень, железо, дым, пар, сок.

– По какому признаку разделили?

– Какой можно сделать вывод?

– Назовите еще вещества, относящиеся к этим группам.

– В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах.

Опыт с палочками

 Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод.

Проведение опыта с водой.

– Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды?

– Какой можно сделать вывод?

Опыт со спичкой.

– Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым?

- анализируют текс
вещество- это то из чего состоят все природные объекты и созданные человеком предметы.

- анализ опыта

- Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара.

Камень и железо – твердые, вода и сок  – жидкие, дым и пар – газообразные.
- твёрдые, жидкие, газообразные
- Вывод: вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях.

-Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.

-Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем)

-Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.

Л: Смыслеобразование

П: логическое

обобщение

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

Динамическая пауза

1 минута

Видеофрагмент физминутки

Повторяют движения

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

упражнение.

2 минуты

Работа в тетрадях.

- Давайте закрепим наши знания и выполним задание на странице 36 номер 3 в рабочей тетради.

https://pp.userapi.com/c844418/v844418408/127588/AX9ioyp7wTc.jpg

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

П: логическое

обобщение

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: упражнение

5 минут

- А сейчас давайте выполним задания номер 5 в рабочей тетради и проверим







 Твердые тела (синим карандашом): гвоздь, подкова, проволока, канистра для бензина,  сосулька, льдина, конфета, солонка.  Вещества (зеленым карандашом): соль, железо, алюминий, медь, пластмасса, бензин, вода, сахар.

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

П: общеучебные

Структурирование

Знаний

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

3 минуты

-Ребята, скажите, что такое тело?

- А что такое вещёство?
- Какие вещества вы знаете?
- Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей?
- Что нового узнали сегодня на уроке?

- все предметы которые нас окружают
- это то из чего состоят тела
- твёрдые, жидкие, газообразные

- да

-  узнали новые опыты, про тела и вещества.

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

Р: Контроль

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3минуты

Закончи предложение:
«На уроке мне ...»
Было трудно ...
Было интересно ...
Было не понятно ...
Было легко …
Спасибо за урок до свидания!

Оценивают свою работу на уроке

 

Раскрашивают цветочки

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Вещество

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Соль

 

                 

 

Природный газ

 

 

 

Сахар

 

 

 

Вода

 

 

 

Уксус

 

 

 

Древесина

 

 

 

Углекислый газ

 

 

 

Кислород


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому для меня очень дорого ваше внимание и активность.

Слайд 3

1)Стол, табуретка, шкаф, комод 2)Стакан, банка, графин, тарелка 3)Ложки, чайник, нож, кастрюля

Слайд 4

Тема: « Из чего состоят все предметы ?» Цель: узнать из чего состоят предметы

Слайд 5

В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение : «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах».

Слайд 6

«Телами называют все предметы, окружающие нас ».

Слайд 7

Природные Искусственные Вода Зеркало Солнце Ложка Заяц

Слайд 8

Вода, камень, железо, дым, пар, сок.

Слайд 9

Камень и железо – твердые, вода и сок – жидкие, дым и пар – газообразные.

Слайд 10

Вывод: вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях

Слайд 11

Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.

Слайд 12

Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем)

Слайд 13

Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.

Слайд 14

Твердые тела: камень, карандаш, кровать, часы, стекло. Жидкости: вода, молоко, подсолнечное масло, сок, керосин. Газы: кислород, водород, углекислый газ.

Слайд 15

Твердые тела: гвоздь, подкова, проволока, канистра для бензина, сосулька, льдина, конфета, солонка . Вещества: соль, железо, алюминий, медь, пластмасса, бензин, вода, сахар .

Слайд 16

Вещество Твёрдое Жидкое Газообразное Соль + Природный газ + Сахар + Вода + Уксус + Древесина + Углекислый газ + Кислород +

Слайд 17

Закончи предложение: «На уроке мне ...» Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?"

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?" в 3 классе....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Из чего что сделано"

Цели урока: познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные пред­ставления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в пр...

Урок по окружающему миру 3 класс "Из чего состоит всё"

Технологическая карта урока по окружающему миру «Из чего состоит всё»....

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Для чего нужна экономика?» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Для чего люди выращивают культурные растения?" (УМК "Перспективная начальная школа")

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Для чего люди выращивают культурные растения?"Программа ПНШ...

Конспект урока окружающего мира на тему "Из чего состоит все"

Конспект урока окружающего мира на тему "Из чего состоит все" для 3 класса. УМК "Перспектива"....