Урок по окружающему миру 3 класс "Из чего состоит всё"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ващенко Анна Эдуардовна

Технологическая карта урока по окружающему миру «Из чего состоит всё».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по окружающему миру797 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру «Из чего состоит всё».

Учитель: Ващенко Анна Эдуардовна

Класс: 3-а

Тип урока: построение системы знаний

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.

Организацион

ный момент

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок

- Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому для меня очень дорого ваше внимание и активность. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока. Спасибо, садитесь.

Личностные:

-формирование положительной учебной мотивации, эмоциональной отзывчивости;

-умение организовать рабочее место

2.Введение в тему, постановка учебной проблемы

Организует формулировку темы детьми, постановку цели урока

Назови предметы общим словом – понятием:

1)Стол, табуретка, шкаф, комод  (это мебель)

2)Стакан, банка, графин, тарелка (ёмкости для жидкости)

3)Ложки, чайник, нож, кастрюля (это посуда)

- Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела)

- Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов)

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? (Это природные материалы)

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний. (Все предметы из чего-то сделаны)

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. (Из чего состоят все предметы?)

- На этот вопрос нам предстоит ответить.

- Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?

- В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение : «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно –то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас».

Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать. Знакомиться с понятием «Тело»

Высказывания учащихся

Высказывания учащихся.

Высказывания учащихся

Высказывания учащихся

Запись в кластер:

ТЕЛА

\

Регулятивные:

-организация аналитической работы;

Познавательные:

-понимают познавательную задачу;

-умение строить монологические высказывания;

-участие в учебном диалоге.

Личностные

-проявляют способность к оценке своих знаний, умений, действий;

-осознание своих возможностей и трудностей в учении, стремятся к их преодолению

Познавательные:

-установление причинно-следственных связей;

-структурирование знаний

Коммуникативные:

-формулирование собственных мыслей;

-высказывают свою собственную точку зрения

3.

Работа по теме урока

- Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?

- Что относится к живой природе, а что к неживой?

-Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

-Рассмотрите схему.

- Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

- Назовите тела, которые относятся ко второй группе.

-Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова – отгадки.

1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (
Вода)

2. Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (
Зеркало)

3. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...(
Солнце)

4. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. (
Ложка)

5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (
Заяц)

 - Какие тела называем природными, а какие искусственными?

Высказывания учащихся

Запись в кластер:

Живая и неживая природа

Вода                          Зеркало

Солнце              Ложка

Заяц

-повторение и объяснение, что такое природа;

-умение классифицировать слова;

Познавательные:

-установление причинно-следственных связей;

-использование приобретённых знаний;

-формулирование выводов на основе полученной информации

Коммуникативные:

-использование речевых средств в соответствии с учебной задачей;

-проведение взаимопроверки учебного задания

Регулятивные:

-планирование выполнения учебного задания

-выполнять учебные действия в соответствии с целью;

-контроль и коррекция выполненного задания

-оценивание результата действий

4.

Основной этап.

-Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ  кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела.

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт.

- У каждого из вас есть кусочек сахара и стакан с водой. Опустите сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим?

- Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара.

- Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц.

- Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами.

– Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы.

Вода, камень, железо, дым, пар, сок.

– По какому признаку разделили? (Камень и железо – твердые, вода и сок  – жидкие, дым и пар – газообразные.)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях.

– Назовите еще вещества, относящиеся к этим группам.

– В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод.

Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.

– Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды?

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем)

– Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым?

 Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.

– Давайте попробуем нарисовать молекулы, которые находятся в твердом веществе, жидкости и газе. Молекулу обозначим кружочком.

– Рассмотрите рисунки (на с. 50-51). Назовите предметы, которые состоят из твердых веществ, жидких, газообразных.

Высказывания учащихся

Запись в кластер:

ВЕЩЕСТВА

ЧАСТИЦЫ

Опыт

Запись в кластер:

ВЕЩЕСТВА

Твердые           жидкие           газообразные

Запись в кластер:

- в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма и объем постоянная.

- в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем.

- Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.

Познавательные:

-установление причинно-следственных связей;

-использование приобретённых знаний;

-формулирование выводов на основе полученной информации

Коммуникативные:

-использование речевых средств в соответствии с учебной задачей;

-проведение взаимопроверки учебного задания

Регулятивные:

-планирование выполнения учебного задания

-выполнять учебные действия в соответствии с целью;

-контроль и коррекция выполненного задания

-оценивание результата действий

5. Физкультминутка

– Давайте сыграем в игру «Холодно – жарко». Я буду называть слово, а вы покажите мне, что происходит.

– Как вы думаете, если от холода вы сжимаетесь, а от жары распрямляетесь, то, что происходит с телами? веществами?

«Холодно». (Дети съеживаются.)

«Жарко». (Они садятся, развалившись на стульях.)

Движения повторяются несколько раз.

Личностные:

-снятие утомляемости;

-поддержание эмоционального настроя

Познавательные:

-использование приобретённых знаний

6. Практическая работа

- Откройте р.т. на с. 38-39.

-Предложите план проведения опыта.

- Выполним действия по инструкции. Зафиксируем результата опыта. Сделайте вывод.

Регулятивные:

-планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей

-умение контролировать учебные действия

-замечать и исправлять допущенные ошибки

-формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение

Личностные:-умение оценивать результат собственной деятельности

-уметь адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении

Коммуникативные:

-комментировать собственные действия при выполнении учебного задания

Познавательные:

-определять, какие вещества вода растворяет

-выполнять опыт по инструкции

-фиксировать результаты в тетрадь

6.

Подведение итога урока. Рефлексия.

-Что нового и интересного вы узнали на уроке?

-Какое открытие для себя сделали?

-Что еще хотели бы узнать?

Регулятивные:

-рефлексия, саморегуляция

Личностные:

-проявление учебно-познавательного интереса;

-эмоциональная отзывчивость

Коммуникативные:

-организация учебного сотрудничества

7.

Самооценка собственной деятельности

-Какие умения мы сегодня использовали на уроке?

-Давайте оценим, как вы работали на уроке. Выясним, что получилось.

Своей работой на уроке я:

доволен, потому что …;

не совсем доволен, потому что…;

не доволен, потому что…

- Всем спасибо за активность и  внимание на уроке!

Высказывания учащихся.

Оценка в индивидуальной диагностической карте

Диагностическая карта

Личностные:

-выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

8. Домашнее задание

- Записываем домашнее задание: Уч. с. 50 -53, р.т. с. 36 -39

Регулятивные:

-планирование выполнения учебного задания

-выполнять учебные действия в соответствии с целью;

-контроль и коррекция выполненного задания