Урок окружающего мира "Из чего состоит всё" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

                                                                                                Тема: «Из чего состоит всё»

Цель деятельности учителя: ознакомление с понятием «тела»; формирование знаний о жидком, твёрдом и газообразном состоянием 
тел их характерными чертами.
Планируемые  результаты:
Предметные: 
- знать наиболее характерных представителей твёрдых тел, жидкостей и газов;
- уметь различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы,
- уметь приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.
Личностные:
- развивать устную речь; развивать умение формулировать свои мысли;
- владение умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.

Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Перспектива, 3 класс 1 часть (стр. 50-53), рабочая тетрадь «Окружающий мир» (стр. 36-39),  
учебная презентация, раздаточный материал; палочки, сахар, соль, вода, глина, стаканчики для воды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Из чего состоит всё»

Цель деятельности учителя: ознакомление с понятием «тела»; формирование знаний о жидком, твёрдом и газообразном состоянием тел их характерными чертами.

Планируемые  результаты:

Предметные:

- знать наиболее характерных представителей твёрдых тел, жидкостей и газов;

- уметь различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы,

- уметь приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

Личностные: 

- развивать устную речь; развивать умение формулировать свои мысли;

- владение умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Перспектива, 3 класс 1 часть (стр. 50-53), рабочая тетрадь «Окружающий мир» (стр. 36-39),  учебная презентация, раздаточный материал; палочки, сахар, соль, вода, глина, стаканчики для воды.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

2 мин

Фронтальная форма работы:

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

- Сегодня нам предстоит выполнить много интересных заданий, так что проверьте, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

- На нашем уроке будет система оценивания в баллах:

2 балла – задание выполнено правильно, без ошибок.

1 балл – допущена 1-2 ошибки.

0 баллов – 3 и более ошибок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

самоопределение (Л)

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, языковой анализ,  практический: постановка вопросов, подбор и анализ примеров

Постановка проблемного вопроса

5 мин

Фронтальная форма работы:

Работа с понятиями (картинки на слайде)

Назови предметы общим словом – понятием:

1) Стол, табуретка, шкаф, комод  

2) Стакан, банка, графин, тарелка 

3) Ложки, чайник, нож, кастрюля

- Что объединяет эти три группы предметов? 

- Из чего человек делает вещи? 

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов?

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний. 

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. 

На этот вопрос нам предстоит ответить.

Когда вы читаете или слышите слово «тело», что вы представляете?

Работа с определением

- В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно – то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас».

- Это мебель.

- Ёмкости для жидкости.

- Это посуда.

- Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела.

- Из разных материалов.

- Это природные материалы.

- Все предметы из чего-то сделаны.

- Из чего состоят все предметы?

- Тело человека, животного.

использование знаково-символических средств (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

учет разных мнений (К)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: постановка цели и задач; составление плана урока

3 мин

Фронтальная форма работы:

- Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать?

- Чтобы достичь поставленной цели, мы должны составить план урока. Какими будут наши действия?

План урока:

  1. познакомимся понятие «тела»; познакомимся с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.
  2. узнаем отличительные черты каждого из них;
  3. научимся приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.

-  Узнаем, из чего состоят тела.

Ответы детей.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

IV. Открытие нового знания

Словесный: опрос

Наглядный: работа со схемой

Практический: работа в рабочих тетрадях

Практический: работа с текстом учебника

Практический: работа в рабочих тетрадях

Словесный: чтение параграфа учебника

Практический: опыт

15 мин

Фронтальная форма работы:

Работа со слайдом

Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?

- Что относится к живой природе, а что к неживой?

- Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

- Рассмотрите схему, на которой представлены природные объекты и искусственные тела. Какие из них природные объекты, а какие искусственные тела?

Парная форма работы:

Работа в тетрадях.

- Откройте рабочие тетради и выполните задание 1 на стр. 36 в парах.

- Как выполняли задание? Что вы выбрали? Почему?

- Оцените себя по критериям на слайде.

Индивидуальная форма работы:

- А теперь самостоятельно выполните номер 2.

- Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

- Назовите тела, которые относятся ко второй группе.

- Оцените себя по критериям на слайде.

Работа по вариантам и в парах:

- Откройте учебник на странице 50. Читаем самостоятельно по вариантам: 1 вариант – 1 и 2 абзацы, 2 вариант – 3 и 4 абзацы. После того, как ознакомитесь с материалом учебника, расскажите своему соседу, что вы узнали.

- Молодцы! Итак, мы с вами узнали, какие бывают тела. В зависимости от чего, тела определяют, как жидкие твёрдые и газы.

- Правильно, то есть существует 3 состояния тела: жидкое, твёрдое и газообразное.

- Какими признаками обладают твёрдые тела?

- Какими признаками обладают жидкие тела?

- Какими признаками обладают газообразные тела?

Индивидуальная форма работы:

- Теперь, используя иллюстрации из учебника и полученные знания, выполните задание № 3 на стр. 36 в Рт.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Что вписали в колонку «твёрдые тела»? «Жидкости»? «Газы»?

- Оцените свою работу по критериям на слайде.

ФИЗМИНУТКА

Фронтальная форма работы:

Работа с учебником

- Возвращаемся к работе с учебником. Откройте учебник на стр. 52. Читаем по абзацу (5 человек).

- Что такое вещество? Приведите примеры веществ.

Дополнение материала

- Есть тела, которые образованы одним веществом (показ  кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества.

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

Групповая форма работы:

- Сейчас мы с вами поработаем в группах и проведем небольшой опыт «Вода-растворитель». Прочитайте цель опыта в рабочей тетради на странице 38.

- Давайте вместе разработаем план действий. С чего начнем наш опыт? Какой шаг будет следующим? Что будет завершающим шагом нашего опыта?

- Молодцы! Будете работать в группах по 4-5 человек по заданиям № 2, 3, 4, 5 на стр. 38-39 в рабочей тетради (разобрать задания).

- Заканчиваем работу. Попрошу выйти по одному представителю от группы.

Выступление групп.

- По оценке своих успехов, выставите баллы за работу по критериям на слайде.

 

- К природе относятся природные материалы, живые существа; всё то, что человек делает своими руками, результаты деятельности человека.

- Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться. Человек, животные, растения — это объекты живой природы. К объектам неживой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце. Живые существа не могут существовать без объектов неживой природы.

Работают по схеме.

- Мы рассматривали иллюстрации и выбирали одну лишнюю. В первом ряду лишней картинкой оказалась кружка, т.к. это предмет, созданный человеком. Во втором ряду лишняя картинка с изображением птицы, т.к. она относится к природным объектам.

Самостоятельно работают в рабочих тетрадях.

- Природные объекты: шарф, стул, футболка, гитара.

- Объекты живой природы: лиса, вода, солнце.

Оценивают работу по критериям.

Читают по вариантам.

- В зависимости от их состояния.

- Твёрдые тела способны сохранять форму и объём.

- Жидкие тела текучи, не способны сохранять своей формы; принимают форму того сосуда, в который их наливают, но при этом сохраняется их объём.

- Газообразные тела – летучи, не сохраняют своей формы, занимают весь предоставленный им объём.

- Твёрдые тела: часы, камень, дерево, птица, книга, луна, цветок, тарелка, человек.

- Жидкости: вода (водопад, море), молоко.

- Газы: кислород, гелий, природный газ.

Оценивают работу по критериям.

Читают по абзацу.

- Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и созданные человеком предметы. Примерами веществ могут служить соль, сахар, вода, природный газ.

- Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.

- Подготовим оборудование и выполним действия по инструкции. Пронаблюдаем за изменениями. Сделаем выводы на основе результатов опыта.

Работают в группах над опытом.

1) Высыпать и размешать сахар в первый лабораторный стакан, наполненный водой.
2) Высыпать и размешать соль во второй лабораторный стакан, наполненный водой.
3) Высыпать и размешать измельчённый мел (мел измельчите в ступке) в третий лабораторный стакан, наполненный водой.
4) Высыпать и размешать глину в четвертый лабораторный стакан, наполненный водой.

Название вещества:

Вода растворяет

Вода не растворяет

Сахар

+

Соль

+

Мел

+

Глина

+

Вывод: Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок и глину.

П:осуществляют логические действия:синтез,

обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации;

Р: планируют и контролируют учебные действия.

Л: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

V. Первичное закрепление

Практич: задание на распределение по группам; определение по признаку.

Наглядный: предъявление термина в презентации.

10 мин

Парная форма работы:

- Вы отлично справились с заданием в группах, а теперь поработаем в парах. У вас на партах лежат листочки с заданиями. Прочитайте, что нужно сделать в первом задании? Кому непонятно, что нужно делать?

1 задание:

Картинки: шарик, соль, сахар, полотенце, природный газ, бутылка, ваза, вода.

- Прочитайте второе задание.

2 задание:

1 группа: мел, стол, дверь (твёрдые тела)

2 группа: молоко, чай, мёд (жидкие тела)

3 группа: гелий, природный газ, углекислый газ (газообразные тела)

- Приступайте к выполнению заданий.

- Заканчиваем работу, будем проверять, как вы справились с заданиями. Какая пара хочет рассказать, что у вас получилось в первом задании?

- Молодцы! Теперь разберемся со вторым заданием.

- Расскажите, по какому признаку предметы собраны в группу. Объясните, почему вы так решили.

- Оцените свою работу по критериям на слайде.

- Распределите картинки по группам: вещество или тело.

- Определите, по какому признаку предметы собраны в одну группу.

- Тела: шарик, полотенце, бутылка, ваза. Все эти предметы – результат человеческой деятельности – искусственные тела.

Вещества: соль, сахар, вода. Вещества, потому что добываются человеком из природных объектов и используются для приготовления блюд, различных материалов.

- Мел, стол, дверь – твёрдые тела, потому что имеют форму, их можно свободно перемешать, т.к. они сохранят форму и объём.

- Молоко, чай, мёд – жидкие тела, потому что они текучи и, если их поместить в какую-либо емкость, то они примут её форму и при этом их объем останется прежним.

- Гели, природный газ, углекислый газ – газообразные тела, т.к. они летучи, не сохраняют своей формы и занимают весь предоставленный им объем.

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Умение работать в паре(К)

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа, взаимопроверка

5 мин

- А сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 37 и выполните задание № 4.

-Узнайте по описанию вещества и впишите их названия в клеточки.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

- Обменяйтесь тетрадкой с соседом и оцените работу по критериям на слайде.

- вода.

- соль.

- сахар.

- природный газ.

- пластмасса.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Взаимооценка (Р)

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

3 мин

- Давайте вспомним всё, что изучили на уроке. Как звучала тема нашего урока?

- Будем дополнять предложения и узнаем, хорошо ли вы усвоили материал урока.

  1. Все, что нас окружает, называется телами.
  2. Тела бывают естественные и искусственные.
  3. Твердые тела способны сохранять форму
  4. Жидкие тела текучи
  5. Газообразные тела занимают весь предоставленный им объем
  6. Тела состоят из веществ.
  7. Вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные.
  8. Примеры веществ: соль, вода, сахар, природный газ

- Из чего состоит всё.

- Твердые тела

- телами.

- тела, естественные, искусственные.

- сохранять форму.

- жидкие.

- предоставленный им объем.

- веществ.

- вещества, твердые, жидкие, газообразные.

- соль, вода, сахар, природный газ.

 

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений

2 мин

Номер 4 и 5

Посмотрим на эталон и посчитаем количество правильных ответов.

У кого 4-6 правильных ответов, те хорошо поработали на уроке и на отлично усвоили тему.

У кого 3 и меньше, тем нужно получше разобраться в этой теме дома.

- Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы!

рефлексия способов и условий действия (П)

самооценка на основе критерия успешности (Л)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Урок Здоровья «Из чего состоит наша пища»

В представленной работе предложен один из вариантов решения важной проблемы формирования у детей 6-9 лет основ правильного питания. p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; text-a...

Урок окружающего мира в 3-м классе "Из чего состоит всё"

Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому очень важны внимание и активность. Моей задачей на уроке "Из чего состоит всё" было  создание педагогическки...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...