Урок Здоровья «Из чего состоит наша пища»
методическая разработка по зож

В представленной работе предложен один из вариантов решения важной проблемы формирования у детей 6-9 лет основ правильного питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_chego_sostoit_nasha_pishcha.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 города Дубовки

Волгоградской области

Урок Здоровья

 «Из чего состоит

наша пища»

Сведения об авторах

Фамилия, имя, отчество

Литвинова Татьяна Сергеевна – учитель информатики

Мелихова Ирина Владимировна – учитель начальных классов

Аннотация работы

Программа

«Окружающий мир» 2 класс под редакцией

Н.Ф. Виноградовой (система учебников «Начальная школа. ХХI век»

Темы программы, используемые авторами

«Из чего состоит наша пища»

Возраст учащихся, для которых предназначена конкурсная работа

7-8 лет

Название организационной формы конкурсной работы

Урок Здоровья

Где была реализована конкурсная работа

Урок проводился во 2 классе в 1 четверти

Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать

Занятие   предназначено для активизации учебно-познавательного процесса, осуществляемого в рамках программы «Окружающий мир» (может использоваться при изучении программы «Разговор о правильном питании»).

Цели и задачи

развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья

В чем заключается новизна и оригинальность конкурсной работы

Работа предполагает использование интерактивных форм обучения на уроке с применением электронного учебника как на занятии под руководством учителя, так и во внеурочное время.  

Введение

Сохранение здоровья детей и подростков является одной из приоритетных задач реформирования системы образования, так как именно здоровье подрастающего поколения определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является показателем социально-экономического развития страны.

В представленной работе предложен один из вариантов решения важной проблемы формирования у детей 6-9 лет основ правильного питания.

Для реализации данной методики используются элементы современных педагогических технологий, которые обеспечивают активное взаимодействие участников образовательного процесса: элементы проектной технологии, диалоговой технологии, проблемной и информационной технологий.

В связи с этим нами был разработан электронный учебник «Энциклопедия правильного питания», материал которого можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Электронный учебник является элементом образовательной среды, он должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.

Основные принципы работы с использованием электронного учебника «Энциклопедия правильного питания»

Природосообразность, культуросообразность, научность, систематичность, многоуровневость, наглядность, активность, воспитание в процессе обучения, связь теории с практикой, учет индивидуальных возрастных особенностей, доступность.

Учебник предназначен для детей 7-8 лет.

Цель: формирование гармонично развитой личности здорового ребенка на основе здравотворческой деятельности с использованием электронного учебника.

Задачи: 

  • учить школьников понимать, что такое здоровье, знать, как поддержать, укрепить и сохранить его (от правильного питания зависит здоровье человека; соблюдение правил здорового питания позволяет избежать тяжелых заболеваний);
  • учить называть основные группы продуктов, которые необходимо употреблять в пищу, характеризовать основные правила здорового питания; обеспечить правила гигиены питания;
  • формировать культурно-гигиенические навыки, ценностные этические представления в области культуры питания;
  • формировать навыки безопасного, разумного поведения.

Электронный учебник используется при проведении следующих занятий:

Материал учебника представлен в виде пяти взаимосвязанных между собой уроков.

«Здоровье – это здорово!»

 «Пирамида здоровья»

«Ты то, что ты ешь»

«Не всё полезно, что в рот полезло»

«Фаст - фуды»

«Кулинарное путешествие».

 «Брейн ринг» Обобщение

В течение занятия электронный учебник используется на нескольких этапах:

  • при ведении в тему
  • при знакомстве с теоретическим  материалом
  • при закреплении материала
  • при проверке знаний

Продолжительность использования электронного учебника на одном уроке не более 10 минут.

Материал электронного учебника может быть использован ребёнком дома с помощью родителей.

Эффективность использования электронного учебника заключается в следующем:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  • выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок

Использование электронного учебника  полезно  на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он

  • позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач,
  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Использование предложенной методики вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания. Дети стали соблюдать режим питания, контролировать соблюдение правил гигиены, отдавать преимущество при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья. В подтверждение этому есть обработанные результаты диагностики учащихся и родителей.

Мы  уверены, что использование данной методики поможет достижению основной цели – эффективному формированию культуры здоровья подрастающего поколения.

Ведь во все времена самое ценное было в нашей жизни – это наши дети и их здоровье. А здоровые дети – это здоровая нация - процветающая Россия.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителей : Мелихова Ирина Владимировна, Литвинова Татьяна Сергеевна

Предмет: Окружающий мир  (авт. Н.Ф. Виноградова, система учебников «Начальная школа. ХХI век»)

Класс: 2

Учебник: «Окружающий мир» 2 класс, Н.Ф. Виноградова

Тема урока: «Из чего состоит наша пища»,  выполнение  работы «Составление  пирамиды питания»

Место урока и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Почему нужно правильно питаться»

Тип урока: комбинированный (технология деятельностного метода)

Оборудование: нетбуки, электронный учебник «Энциклопедия здорового питания», мультимедийное сопровождение,       рабочая тетрадь, ручка,  карточки  пищевой ценности продуктов питания.  

        Планируемые результаты : 

  • Предметные – освоение новых знаний о физиологии питании,  выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального  питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.
  • Метапредметные (УУД): регулятивные – умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат,  коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные - выполнение работы по выявлению наиболее ценных в пищевом отношении пищевых продуктов.    
  • Личностные – Установление учащимися  связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию. Применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.

№  этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» )

 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок(«могу»)  

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).

Здравствуйте,ребята!
Как вы понимаете выражение «Продукты разные нужны, продукты разные важны»

- Что же есть такое в еде, что без этого жить просто невозможно?

- Сегодня мы выясним, из чего состоит наша пища. Начинаем урок:

-Как вы думаете , как звучит (формулируется) тема нашего урока ?

- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний!

Предполагаемые ответы:

- Питание.

- Здоровое  питание.

- Значение пищи в жизни человека

- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. - планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. –умение контролировать свои действия.

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию            ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.

Работа с электронным учебником в разделе «Выполни это интересно»

  Кто как считает,  важна ли пища для нашего организма?

  • Что вы знаете о пище
  • Из каких пищевых веществ состоят наши продукты питания?
  • А что вы знаете о белках, жирах, углеводах и витаминах, входящих в состав пищи?

Выясняем то, что нам известно, что вызывает затруднение. Определяемся с тем, что важно знать, о пище, её составе, если мы говорим о здоровой пище, полноценном питании, т.е предполагаем какие знания пригодятся при характеристике полезных свойств продуктов питания.

Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения.

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

- П.Синтез, обобщение, классификация

-Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений.

Выявление места и причины затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, 1.Организовать восстановление выполненных заданий. 2.Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

3.Организовать соотнесение своих действий с используемым алгоритмом.

4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения -  тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи.

В каком месте испытали затруднение? Почему?

- Я не знаю что такое белки, жиры, углеводы?.

- Какие продукты отличается высоким или наоборот низким содержанием этих веществ?

-Какие продукты является все- таки более полезными?

-П. анализ, синтез, классификация, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний.

-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1.Учащиеся ставят цель проекта

2.Учащиеся уточняют, согласовывают тему урока.

3. Учащиеся определяют средства.

4.Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Какую цель поставите на уроке?

Как будем открывать новое знание?

Вспомним правила работы в группах; с различными источниками информации.

- В продукте преобладает одно какое- либо вещество: жиры, белки или углеводы.

Электронный учебник

Учащиеся знакомятся с новым материалом в разделе «Прочти это полезно!»

- Все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы.

Научиться классифицировать пищевые продукты по составу, наличию в них полезных веществ.

 Итогом нашего урока будет выполнение  работы «Пирамида питания».

-Л. Самоопределение, смыслообразование.

-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

-Р. Планирование, прогнозирование.

-К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

1.Организоватьреализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового способа действия речи.

3. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

4.Организовать уточнение общего характера нового знания.

 « Белки».

Представитель каждой  из групп называет наиболее полезные продукты по содержанию белков.

 « Жиры».

Представитель каждой  из групп называет наиболее полезные продукты по низкому содержанию жиров.

 « Углеводы».

 «Продукты с низким и высоким содержанием углеводов?» 

Учащиеся работают по группам, после каждого выполненного действия делают вывод о том, почему важно получать пищу насыщенную белками, клетчаткой, витаминами. И как меньше употреблять пищу насыщенную жирами, сахарами.

-Л . смыслообразование

-П. анализ, синтез, обобщение. Классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-Р. Познавательная инициатива.

-К. учёт разных , координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения.

Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых задания.

 1. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально.

- Что нового вы узнали о продуктах питания?

- Можно ли для пищи применять такие понятия,  как полезная и вредная?

-Давайте  самостоятельно сформулируем правила здорового питания?

Проверяем правильность выполненного задания –

Проговариваем принципы рационального питания, самые важные моменты новых знаний  о еде и пище.

Выполняют работу, проговаривают каждый шаг во внешней речи.

Работа в парах

-П. Анализ, синтез, обобщение, классификация.

-Л. Осознание ответственности за общее дело.

-К. учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра.

Самостоятельная работа , работа с предложенными источниками информации.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.              1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. По результату выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать содержание питательных веществ в ней.

Представление схемы здорового питания на примере "Пирамиды здорового питания", посредством материала электронного учебника.

Учащиеся выполняют, предложенную

 работу «Пирамида питания».

-П. Анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

-Р. Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.                1. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 Анализируем меню, с учётом предложенных критериев.

-Что произойдёт, с учеником, если он будет питаться по предложенной схеме, сидящему по 6- 8 часов у компьютера и телевизора?

- Поможет ли данное меню ученику – спортсмену, продолжать и дальше активный образ жизни? А взрослому человеку?

Ответы детей.

-Л. Нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

-П. Анализ, синтез, обобщение, умение видеть причинно – следственную связь в фактах и событиях.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Подведём итог урока. Какие новые знания вы сегодня открыли? Пригодятся ли вам полученные на сегодняш-нем уроке знания ?

Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях?

Оцените свою работу на уроке.

Дома постарайтесь составить меню на неделю,  учитывая принципы полноценного и разнообразного питания.

 

Спасибо большое за сотрудничество на уроке, до свидания!

Предполагаемые ответы учащихся:

-Мы познакомились с  понятиями: здоровое питание, полезные продукты;

- Полученные знания помогут нам

ориентироваться в многообразии  наиболее распространенных продуктов питания.

- Будем стараться питаться правильно,  выбирать наиболее полезные продукты питания.

-П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирование здорового образа жизни в области питания.

-К. планирование учебного сотрудничества.

Список используемой литературы  и ресурсов сети Интернет

  • Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
  • Все про загадки – www.Prozagadki.ru,  Стихи, пословицы, загадки, приметы о хлебе. www.Playroom.ru
  • Воробьева Т.М., Гаврилова Т..А. Большая кулинарная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2006.
  • Секреты русского застолья. М.: издательство «Белый город», 2006.
  • Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. Минск, 1994.
  • Тинькова Г. По рецептам прабабушек/ издательство «Московская правда», 1990.
  • Чаховский И.А. Культура питания. Энциклопедический справочник. Минск: «Беларуская энциклопедия», 1992.
  • Газета «Рецепты здоровья. Помоги себе сам». Советы народных целителей/ 2006.
  • УМК «Разговор о правильном питании»/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Здоровая пища»

Урок " Здоровая пища"...

Разработка урока " Здоровая пища"

Разработка урока " Здоровая пища"...

Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"

На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий буде...

Урок здоровья \'Полезная пища\'.

Урок здоровья  "Полезная пища"...

Урок по теме «Способы добычи пищи на суше» в 3 классе по предмету окружающий мир, программа «Окружающий мир» авторов Е.Г.Андреевской, О.Н. Монтезери

Урок спосоствует формированию представления о многообразии способов питания у живых организмов, знакомит со способами добычи пищи в природе, формирует позитивное отношение к природе, расширяет предста...

Конспект урока по окружающему миру "Наша пища"

Цель урока:  формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека....

Урок-викторина "Хлеб и каша-пища наша"

Урок-викторина "Хлеб и каша-пища наша" для 3-4 классов...