Окружающий мир 3 класс. Тема: "Для чего нужна экономика?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока на котором учащиеся создают 2 мини-проекта. Разбираются в составляющих частях экономики, делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок и самоанализ.25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет - окружающий мир

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Раздел: Чему учит экономика?

Тема: Для чего нужна экономика?

Место урока в изучении темы: урок № 1

Цели:

Образовательная: создать условия для научного познания сущности слова экономика, учить анализировать, обобщать  и делать выводы.

Развивающая: развивать кругозор детей, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.,

Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни; объяснять, что такое потребности человека, товар, услуги.

Формирование УУД:

Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативые - слушать и понимать речь других, строить монологическую речь.

Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, проблемного обучения, проектной деятельности.

Методы обучения:словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, анализ, синтез, проблемный.

Оборудование: слова: «потребности», «товар», «экономика», «услуга»; листы бумаги А4, фломастеры, картинки с буквами «Э», «У», «Т», «П»; видео фрагмент мультфильма «Уроки тётушки Совы» «Что такое экономика?» компьютерная презентация по теме урока «Для чего нужна экономика?»,

Ход урока

I.Мотивация

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера. (слайд 2)

- Я всем желаю Вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало Вас в течение всего урока.

II.Актуализация знаний

- Из предыдущего раздела мы узнали о том, что нужно растениям для жизни и развития.

- Что нужно человеку для жизни и развития? (воздух, пища, одежда, жильё, транспорт, книги…)

-Образование, медицинское обслуживание, любовь близких, друзья, которые помогут нам в трудную минуту

Работа в группе

1 группа: Что бы тебе хотелось получить на день рождения?

2. группа: Что ты больше всего любишь есть на завтрак?

3 группа: Какую одежду ты любишь носить?

Прочитайте ситуацию, выберите нужные картинки и наклейте на лист. Если сделаете, вывешиваете на доску.

Как одним словом назвать все наш желания? ПОТРЕБНОСТИ  (переворачиваю слово)

III.Самоопределение к деятельности

-Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о науке, которая изучает данную проблему.

-Расшифруйте слово на доске. ИКОНОКЭАМ

На доску прикрепляем слово «ЭКОНОМИКА»

-Сегодня мы войдём в новый раздел учебника – «Чему учит экономика?»

Откройте книгу на с 37

И сразу какой возникает вопрос?  «для чего нужна экономика?»

Вот это и будет темой нашего урока (открываю тему на доске)

IV.Изучение нового материала

_Итак, что такое экономика. Экос по-гречески значит «Дом, хозяйство», номос – «закон». (слайд 3)

Просмотр фрагмента «Уроки тётушки Совы»

- О каких отраслях экономики говорила тетушка Сова? Перечислить (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, добыча природных ресурсов, торговля)

КАКОВА  Главная задача экономики? - удовлетворение разнообразных потребностей людей. Для этого люди производят разные товары и услуги    (слайд 4)

_ Слово ТОВАР прикрепляем  на доску.

Товар – это вещественный продукт, результат экономической деятельности, предназначенный для последующей продажи. К товарам относятся: мебель, посуда, одежда, продукты питания, машины, дома и многое другое.(слайд 5)

-Но не все товары, можно ощущать, потрогать. Например, ремонт стиральной машины. Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется УСЛУГАМИ (слово прикрепляем на доску). Например, ремонт автомобиля, стрижка в парикмахерской..)(слайд 6)

-В чём отличие товаров от услуги? (ответы учеников)

Игра «Товар – Услуга.(слайд 7)

- Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зелёный.

 *Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску (услуга)

 * Вы зашли в аптеку и купили лекарство (Товар)

 * Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо (Услуга)

 * Вы едите в автобусе (Услуга)

 * Вы зашли в магазин и купили продукты питания (Товар)

 * Вам доставили почту (Услуга)

V.Физкультминутка

Поработали ребятки,

А сейчас все на зарядку:

Как живёшь? (Вот так!)

Как идёшь? Как летишь?

Как бежишь? Ночью спишь?

Как шалишь? Как грозишь.?

lV. Включение в систему знаний

  1.  А теперь посмотрим небольшую сценку и сделаем вывод

(сценка «Нет хлеба)

Мама – Сходи сынок за хлебом

Сын –(приходит из магазина) – Мама, в магазине нет хлеба

Мама (мама звонит по телефону) – Алло, магазин? Почему у вас нет хлеба?

Продавец – Нам не привели хлеб с хлебозавода. (звонит по телефону) – Алло, хлебозавод, почему не везёте хлеб?

Хлебозавод – У нас сломалась машина. (Звонит по телефону) – Алло, автомастерская, почему не ремонтируете машину?

Автомастерская – У нас нет нужных запчастей. (звонит по телефону) – Алло, склад, почему не выдаете нужные запчасти?

Склад  -  Нам не привезли с завода. (звонит) – Алло, завод, почему не поставляете нужные запчасти?

Завод – У нас нет стали (звонит) – Алло, металлургический цех, почему не поставляете сталь?

Металлургический цех – У нас нет нужного сырья…

- Вывод: все отрасли экономики связаны между собой) сбой в одной отрасли влечет за собой нарушение в работе других, связанных с ней отраслей.

2. Поработаем в группах (карточки)

Выходят по одному от группы и рассказывают (назначить)

ВЫВОД:  (БЕЗ ЭКОНОМИКИ НЕВОЗМОЖНА НОРМАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВА)

VIl. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в тетради

№ 6 (с.25)

-Как вы думаете, может ли быть так, что в удовлетворении потребности нужен и товар и услуга? Рассмотрите рисунки на с.23 и отметьте товары красным карандашом, а услуги зеленым. Составь пары.

VIIl. Работа в группах.

-Ребята, а как вы думаете, кто нам предоставляет товары и услуги (люди с определенной профессией.)

-Сейчас разобьёмся на группы. Выберите руководителя Вашей группы. Он будет защищать вашу проделанную вместе работу. В вашем проекте (на листах) допишите каким образом может осуществиться ситуация. С  помощью услуги или с помощью товара, укажите профессию.

-Карточка № 1: У мамы день рождения. Вы хотите утроить ей праздник. Какие товары нужны? Услугами каких профессий вы воспользуетесь?

-Карточка № 2: Вам нужно построить дом. Какие товары нужны? Услугами каких профессий вы воспользуетесь?

- Карточка № 3: Вы заболели. Какие товары нужны? Услугами кого вы воспользуетесь?

- Карточка № 4: У друга плохое настроение. Какие товары нужны? Услугами каких профессий вы воспользуетесь, чтобы исправить ситуацию?

IX. Защита проектов

ВЫВОД: В разных жизненных ситуациях мы покупаем товары и пользуемся услугами.

- Можете вы теперь ответить на вопрос урока «Для чего нужна экономика?»

X. Рефлексия (слайд)

-Кто доволен своей работой на уроке и получил удовольствие, покажите зелёный кружок..

-Кому было тяжело, не совсем справились с заданием, покажите красный кружок.

XI.Подведение итогов урока

Итак, всё что нужно людям для жизни, называют (потребностями)

-удовлетворение разнообразных потребностей людей, главная задача (экономики)

- для этого и производят различные (товары) и оказывают (услуги)

Xll. Домашнее задание

Самоанализ

Вашему вниманию был представлен урок окружающего мира в 3 «б» классе по теме «Для чего нужна экономика».

Тип урока: урок изучения нового материала. Первый урок в разделе «Чему учит экономика».

Целью урока было сформировать у учащихся представления о роли экономики в нашей жизни.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные: создать условия для научного познания сущности слова экономика, учить анализировать, обобщать  и делать выводы.

Развивающие: развивать кругозор детей, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.,

Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни; показать связь отраслей экономики между собой, объяснять, что такое потребности человека, товар, услуги.

В ходе урока я формировала у учащихся УУД:

Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативые - слушать и понимать речь других, строить монологическую речь, уметь работать в группе

Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию  проблемного обучения.

Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем

На уроке использованы следующие методы:

- по виду источника информации:

Словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе, при закреплении материала , при защите проекта, на этапе рефлексии, при подведении итогов.)

Наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе – как сопровождение)

Практические (работа в парах, в группе,  работа с учебником)

- по виду учебной деятельности:

Самостоятельная работа (работа с учебником, работа в тетради на печатной основе, работа над  мини-проектами). Был использован проблемно-поисковый метод (при работе в тетради на печатной основе, при завершении  мини-проекта).

В начале урока старалась создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация. Для активации мышления учащихся использовала систему вопросов по новой теме.

Тему урока учащиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся; работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний и их закрепление.

Для снятия эмоционального напряжения использовала микропаузу в виде  игры «Товары и услуги», где учащиеся не только отдохнули, ну и закрепили новый изученный материал.

На уроке дети работали в группах, а это одно из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Содержание учебного материала  виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Учащиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысления чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы.

Был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика"

Цели: создать условия для ознакомления с новым значением слова "экономика", с понятиями : "богатство", "источники богатства", "природные богатства"; способствовать развитию кругозора учащихся, содейст...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Для чего нужна экономика"

Тема урока: Для чего нужна экономиккаЦели урока: дать понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные   части экономики.;Планируемые результаты:·...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Для чего нужна экономика?» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....

Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"

Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Для чего нужна экономика»

Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики. Планируемые результаты:Пр...

Разработка урока по родному русскому языку. 3 класс. Тема:" Для чего нужны суффиксы"?

Подробный план урока с  указанием этапов, целеполагия на каждом этапе урока, освещен деятельностный аспект урока по ФГОС...