Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика"
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

    Цели: создать условия для ознакомления с новым значением слова "экономика", с понятиями : "богатство", "источники богатства", "природные богатства"; способствовать развитию кругозора учащихся, содействовать воспитанию понимания того, что богатство - это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzh._mira.3kl.-dlya_chego_nuzhna_ekonomika.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 3 классе

    Тема:  ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА

    Цели деятельности учителя:

    Образовательные: создать условия для ознакомления с новым значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое богатство.

    Развивающие: способствовать развитию умений группировать, анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда.

    Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.

    Оборудование и материалы: сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению; тесты.

    Сценарий урока

    I. Организация начала урока.

    Придумано кем-то, просто и мудро,

    При встрече здороваться: «Доброе утро!»

    – Доброе утро солнцу и птицам!

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    – Доброе утро улыбчивым лицам!

    И доброе утро длится до вечера.

    – Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

    II. Сообщение темы урока.

    – Начнем урок с выполнения задания «Найди «лишнее» слово»:

     Удача, везение, товар, успех.

     Здоровье, экономика, гигиена, физкультура.

     Потребность, солнце, лестница, местность.

    – Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями.

    III. Изучение нового материала.

    1. Что такое богатство.

    Беседа.

    – Что такое богатство? Что может быть источником богатства? (Деньги, золото, драгоценности и т. д.)

    – Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь, танцевать, рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные  идеи,  изобретения?  (Комментарии учащихся.)

    Богатство – обилие материальных и духовных ценностей.

    – Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства, созданные трудом человека. Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством.

    Где богатство зарыто
    (финская сказка)

    Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе говорят: «Разум – наилучшее богатство».

    Читает стихотворение:

    Великая радость – работа,        Работай без лишнего счета –

    В полях, за станком, за столом!        Все счастье земли – за трудом!

    Работай до жаркого пота,                                        (В. Брюсов.)

    – О какой потребности  человека  говорится  в  этом  стихотворении?  (Труд.)

    – Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви...)

    – Скажите, как оценивается труд человека?

    – Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?

    – Всё это дает нам экономика. Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике.)

    – Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое экономика?».

    2. Экономика и потребности человека.

    Рассказ учителя о понятиях «экономика», «потребности».

    – Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше.

    А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном) ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства.

    – Какова же главная задача экономики?

    – Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

    Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.

     Какие потребности есть у каждого человека? (Потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов.)

    Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Все потребности можно разбить на три группы. Естественные – это потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни.

    Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные (автомобиль, дача, компьютер).

    3. Товары и услуги.

    Беседа.

    – Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей?

    Многое дает нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба…). А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту, – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.

    Одежда, обувь, дома и автомобили – то, чего нет и не может быть в природе, это нам дает экономика или хозяйство.

    А поскольку экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей, люди, в свою очередь, производят различные товары и услуги.

    Продукт труда, что можно обменять,

    Купить и самому перепродать,

    Свезти на ярмарку на рынок, на базар.

    Что это за продукт? Скажи… (товар).

    Вывод: значит, товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель посуда, автомобили, дома и многое другое.

    Работа по учебнику.

    – Что такое товары и услуги, прочитайте в учебнике (с. 40).

    – В чём отличие  товара от услуги?

    Игра «Товар – услуга».

    Отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, учащиеся отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение, называет свой пример и т. д.

    – Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый.

    • Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.
    • Вы зашли в аптеку и купили  лекарство.
    • Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.
    • Вы едете в  автобусе в город.
    • Вам доставили почту.
    • Вы зашли в магазин и купили продукты.

    – Назовите еще вам известные услуги.

    Работа в тетради (задание № 7, с. 24).

    – Назовите несколько профессий людей, которые производят товары и услуги.

    – Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите, где услуга, а где товар.

    •  Пошла муха на базар

      И купила самовар.

      Приходите, тараканы,

      Я вас чаем угощу.

    •  И сейчас же с высокой скалы

      К Айболиту спустились орлы.

      «Садись, Айболит, верхом!

      Мы живо тебя довезем».

    •  В магазине, как в лесу:

      Можно тут купить лису,

      Лопоухого зайчонка,

      Снежно-белого мышонка,

      Попугайчиков зеленых,

      Неразлучников влюбленных.

    •  Шел трамвай десятый номер

      По бульварному кольцу.

      В нем сидело и стояло

      Сто пятнадцать человек.

    •  Я прививок не боюсь,

      Если надо, – уколюсь.

    •  Он отправился в буфет

      Покупать себе билет.

      А потом помчался в кассу

      Покупать бутылку квасу.

    •  Для больного человека

      Нужен врач, нужна аптека.

    – Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить. Что-то стоит дорого, а что-то дешево.

    – Попробуйте объяснить следующие выражения: на вес золота; за бесценок; по божеской цене; не подступиться; задаром; цена кусается; не по карману; по сходной цене; влетит в копеечку; за грош – и записать в таблицу:

    Дорого

    Дешево

    Работа по учебнику (ответить на вопросы рубрик «Подумай!», «Проверь себя»).

    – Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительства, торговли?

    – Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики?

    Какие продукты питания человек непосредственно получает от природы, а какие ему дает экономика?

    – Что включает в себя экономика? (Экономика торговля, сельское хозяйство, транспорт, промышленность, строительство.)

    Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190)

    – Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы?

    – Какие – благодаря общению с другими людьми?

    – Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?

    – В чем состоит главная задача экономики?

    IV. Закрепление изученного материала.

    Тест

    – Выпиши букву с правильным ответом.

    1. Закончи определение: экономика – это…

    С) наука;

    Е) возможность заработать деньги;

    М) искусство ведения хозяйства.

    2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

    К) Промышленность;         О) сельское хозяйство;         У) торговля.

    3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

    Л) Промышленность;         Н) сельское хозяйство;         А) торговля.

    4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

    З) Промышленность;         Х) сельское хозяйство;         О) торговля. 

    5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

    П) Торговля;         Д) транспорт;         Ю) строительство.

    6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

    Ц) Строительство;         Г) торговля;         И) транспорт.

    7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…

    Я) …иногда пересекаются»;

    Ж) …самостоятельны»;

    Ы) …тесно взаимосвязаны».

    – Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)

    V. Итог урока.

    – Над какой темой работали?

    – Что нового узнали? Что хотели бы узнать еще по данной теме?

    – Какие задания вызвали у вас затруднения?

    – Какие задания было выполнять легко?

    – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

    Домашнее задание: учебник, с. 38–41 (читать); рабочая тетрадь, задание № 8, с. 24.

    *Творческое задание: нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики (по желанию).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"

    Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....

    Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"

    Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономикиЗадачи урока:раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родит...

    Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"

    Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...

    Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...

    Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс Тема: "Экономика и экология" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с двумя сторонами экономики - полезной и опасной (положительной и отрицательной);Планируемые результаты: ·...

    Окружающий мир 3 класс. Тема: "Для чего нужна экономика?"

    Конспект урока на котором учащиеся создают 2 мини-проекта. Разбираются в составляющих частях экономики, делают выводы....