Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Шамшиева Жанна Валентиновна

Цели: создать условия для ознакомления с новым значением слова "экономика", с понятиями : "богатство", "источники богатства", "природные богатства"; способствовать развитию кругозора учащихся, содействовать воспитанию понимания того, что богатство - это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh._mira.3kl.-dlya_chego_nuzhna_ekonomika.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема:  ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления с новым значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое богатство.

Развивающие: способствовать развитию умений группировать, анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда.

Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование и материалы: сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению; тесты.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

– Доброе утро солнцу и птицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

– Доброе утро улыбчивым лицам!

И доброе утро длится до вечера.

– Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Сообщение темы урока.

– Начнем урок с выполнения задания «Найди «лишнее» слово»:

 Удача, везение, товар, успех.

 Здоровье, экономика, гигиена, физкультура.

 Потребность, солнце, лестница, местность.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями.

III. Изучение нового материала.

1. Что такое богатство.

Беседа.

– Что такое богатство? Что может быть источником богатства? (Деньги, золото, драгоценности и т. д.)

– Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь, танцевать, рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные  идеи,  изобретения?  (Комментарии учащихся.)

Богатство – обилие материальных и духовных ценностей.

– Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства, созданные трудом человека. Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством.

Где богатство зарыто
(финская сказка)

Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе говорят: «Разум – наилучшее богатство».

Читает стихотворение:

Великая радость – работа,        Работай без лишнего счета –

В полях, за станком, за столом!        Все счастье земли – за трудом!

Работай до жаркого пота,                                        (В. Брюсов.)

– О какой потребности  человека  говорится  в  этом  стихотворении?  (Труд.)

– Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви...)

– Скажите, как оценивается труд человека?

– Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?

– Всё это дает нам экономика. Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике.)

– Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое экономика?».

2. Экономика и потребности человека.

Рассказ учителя о понятиях «экономика», «потребности».

– Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше.

А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном) ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства.

– Какова же главная задача экономики?

– Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.

 Какие потребности есть у каждого человека? (Потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов.)

Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Все потребности можно разбить на три группы. Естественные – это потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни.

Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные (автомобиль, дача, компьютер).

3. Товары и услуги.

Беседа.

– Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей?

Многое дает нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба…). А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту, – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.

Одежда, обувь, дома и автомобили – то, чего нет и не может быть в природе, это нам дает экономика или хозяйство.

А поскольку экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей, люди, в свою очередь, производят различные товары и услуги.

Продукт труда, что можно обменять,

Купить и самому перепродать,

Свезти на ярмарку на рынок, на базар.

Что это за продукт? Скажи… (товар).

Вывод: значит, товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель посуда, автомобили, дома и многое другое.

Работа по учебнику.

– Что такое товары и услуги, прочитайте в учебнике (с. 40).

– В чём отличие  товара от услуги?

Игра «Товар – услуга».

Отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, учащиеся отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение, называет свой пример и т. д.

– Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый.

  • Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.
  • Вы зашли в аптеку и купили  лекарство.
  • Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.
  • Вы едете в  автобусе в город.
  • Вам доставили почту.
  • Вы зашли в магазин и купили продукты.

– Назовите еще вам известные услуги.

Работа в тетради (задание № 7, с. 24).

– Назовите несколько профессий людей, которые производят товары и услуги.

– Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите, где услуга, а где товар.

•  Пошла муха на базар

  И купила самовар.

  Приходите, тараканы,

  Я вас чаем угощу.

•  И сейчас же с высокой скалы

  К Айболиту спустились орлы.

  «Садись, Айболит, верхом!

  Мы живо тебя довезем».

•  В магазине, как в лесу:

  Можно тут купить лису,

  Лопоухого зайчонка,

  Снежно-белого мышонка,

  Попугайчиков зеленых,

  Неразлучников влюбленных.

•  Шел трамвай десятый номер

  По бульварному кольцу.

  В нем сидело и стояло

  Сто пятнадцать человек.

•  Я прививок не боюсь,

  Если надо, – уколюсь.

•  Он отправился в буфет

  Покупать себе билет.

  А потом помчался в кассу

  Покупать бутылку квасу.

•  Для больного человека

  Нужен врач, нужна аптека.

– Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить. Что-то стоит дорого, а что-то дешево.

– Попробуйте объяснить следующие выражения: на вес золота; за бесценок; по божеской цене; не подступиться; задаром; цена кусается; не по карману; по сходной цене; влетит в копеечку; за грош – и записать в таблицу:

Дорого

Дешево

Работа по учебнику (ответить на вопросы рубрик «Подумай!», «Проверь себя»).

– Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительства, торговли?

– Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики?

Какие продукты питания человек непосредственно получает от природы, а какие ему дает экономика?

– Что включает в себя экономика? (Экономика торговля, сельское хозяйство, транспорт, промышленность, строительство.)

Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190)

– Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы?

– Какие – благодаря общению с другими людьми?

– Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?

– В чем состоит главная задача экономики?

IV. Закрепление изученного материала.

Тест

– Выпиши букву с правильным ответом.

1. Закончи определение: экономика – это…

С) наука;

Е) возможность заработать деньги;

М) искусство ведения хозяйства.

2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

К) Промышленность;         О) сельское хозяйство;         У) торговля.

3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

Л) Промышленность;         Н) сельское хозяйство;         А) торговля.

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

З) Промышленность;         Х) сельское хозяйство;         О) торговля. 

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

П) Торговля;         Д) транспорт;         Ю) строительство.

6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

Ц) Строительство;         Г) торговля;         И) транспорт.

7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…

Я) …иногда пересекаются»;

Ж) …самостоятельны»;

Ы) …тесно взаимосвязаны».

– Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)

V. Итог урока.

– Над какой темой работали?

– Что нового узнали? Что хотели бы узнать еще по данной теме?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Какие задания было выполнять легко?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 38–41 (читать); рабочая тетрадь, задание № 8, с. 24.

*Творческое задание: нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....

Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"

Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономикиЗадачи урока:раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родит...

Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"

Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...

Окружающий мир 3 класс. Тема: "Для чего нужна экономика?"

Конспект урока на котором учащиеся создают 2 мини-проекта. Разбираются в составляющих частях экономики, делают выводы....