Водные богатства.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Девяткина Ольга Михайловна

Конспект урока по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc2_okruzhayushchiy_mir_vodoemy.odt42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: окружающий мир.

Автор УМК: учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир».

Класс: 2-й.

№ урока по теме: 5.

Тема урока: Водные богатства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний обучающихся.

Цель деятельности учителя: создать условия для активного усвоения новых знаний, для проведения познавательной активности, для формирования первоначальных представлений детей о водоёмах, части реки, о бережном отношении к природе.

Цель урока: формирование опорной системы знаний по изучаемой теме.

Задачи урока:

  • Предметные:
  • Знакомство учащихся с разнообразием водоёмов, частями реки;
  • Знакомство с правилами поведения на водоёме;
  • Расширение представлений о водоёмах естественного и искусственного происхождения;
  • Формирование навыков работы с научно-познавательной литературой (словарями, энциклопедиями);
  • Формирование умений осуществлять поиск, отбор необходимой информации в разных источниках (книги, Интернет).
  • Метапредметные:
  1. Регулятивные УУД:
  • Овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
  1. Познавательные УУД:
  • Осуществление поиска необходимой информации в учебнике;
  • Сравнение и группировка предметов, объектов по нескольким основаниям, нахождение закономерностей;
  • Наблюдение и формулировка самостоятельно простых выводов;
  • Осуществлять взаимный контроль.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, и выполнять соответствующие роли и функции;
  • Формирование умения работать в информационно-образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов.
  1. Личностные:
  • Воспитать умение учащихся к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;
  • Воспитание чувства любви к родной природе, родному краю;
  • Формирование уважительного отношений к иному мнению, иной точке зрения;
  • Развить коммуникативные качества обучающихся через организацию совместной работы;
  • Формирование аккуратности и умения организовать своё рабочее место.

Основные термины и понятия:

  • Искусственный и естественный водоёмы,
  • Устье,
  • Исток,
  • Приток,
  • Русло.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы работы (по организации деятельности) на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы (по типу познавательной деятельности) работы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.

Приёмы: составление кластера, проблемный вопрос, работа с деформированным текстом, составление памятки.

Планируемый результат:

  • Познавательные УУД:

Знать понятия:  искусственный и естественный водоёмы, устье, исток, приток, русло; формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

  • Коммуникативные УУД:

Повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

  • Регулятивные УУД:

Улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Личностные УУД:

Понимать и принимать нравственные ценности и идеи воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Методическое оснащение урока:

  1. Необходимые оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  2. Дидактическое обеспечение:
  • учебник (Окружающий мир, 2 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение),
  • рабочая тетрадь Окружающий мир 2 класс в 2-х частях, часть 2. (А.А. Плешаков – М.: Просвещение, с. 51-53),
  • тесты Окружающий мир 2 класс, А.А. Плешаков, Н.Гара, З. Назарова – М.: Просвещение, 2013,
  • мультимедийная презентация по теме урока,
  • карточки (рефлексия), карточки для составления кластера.
  1. Программное обеспечение: Windows, Power Point, Word.

     

                                                                Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Универсальные учебные действия

Время

1Мотивация.

Цель этапа:

- организовать направленное внимание на начало урока;

- проверка готовности рабочих мест;

-создание положительного эмоционального настроя учащихся.

  • Начинаем урок с ознакомления с окружающим миром.

На парте всё в образцовом порядке,

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

Свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

(слайд №1)

  • Я желаю вам удачи и плодотворной работы!
  • Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
  • Чтобы урок был именно таким, необходимо?
  • А ещё в любом деле необходимо поставить цели и стремиться к достижению
  • Давайте составим план работы (слайд №2)

План:

1.Проверка домашнего задания,

2.Изучение новой темы,

3Работа с  картой,

4.Работа с учебником и тетрадью,

5.Учиться отвечать на вопросы,

6.Работать со словарём,

7.Работать в группе, паре,

      8.Работа с дополнительным материалом.

- По какой теме будем работать?

 -Какие цели вы ставите?

Подготовка класса к работе (ученики включаются в урок), во взаимодействие с учителем

-Интересным.

- увлекательным.

-

 Быть внимательным, активным

(дети совместно с учителем составляют план)

Ответы учащихся:

- Продолжим тему «Путешествие»,

- Познакомимся с новым материалом,

- Цели: проверить домашнее задание, изучить новую тему, учиться находить информацию в дополнительном материале.

Коммуникативные:

- умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Личностные:

- проявление положительного эмоционального настроя, готовности к учебно-познавательной деятельности

Познавательные:

- активное слушание

1 (1)

2.Проверка домашнего задания.

Цель этапа:

-установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;

-устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Тестовая работа

Сравнение по эталону

- Какую тему вы изучали?

- Какие основные формы земной поверхности вы знаете?

-Что такое равнины?

-Что такое горы?

-Выполним тест по теме: «Формы земной поверхности».

Итог теста: (слайд №3)

- Проверим тест, правильные ответы  на компьютере.( 1 в, 2 б, 3а, 4в,5б, 6в,7б,8а,9а,10б.)Сравните со своим результатом.

-Итак, приготовим «Светофор».

-«Зелёный» -выполнили без ошибок;

-«Жёлтый» - допустили 1-2 ошибки( умею, но не уверен)

-«Красный» - допустили более 2-3 ошибок (нужна помощь) (слайд №4)

Вывод:

- Молодцы, ребята. Вы хорошо запомнили. А двум ребяткам нужно повторить.

-Мы изучали  формы земной поверхности.

-Равнины и горы.

-Это ровные или почти ровные участки земли.

-Это неровные участки , которые возвышаются над поверхностью. Высота их больше 200 метров.

(Дети выполняют тест, записанный на бумажном носителе:

1.Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?

А) поле;

Б) луг;

В) равнина.

2.Какие горы разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины?

А) Кавказские горы;

Б) Уральские горы;

В) Алтайские горы.

3.По территории какой равнины протекает река Волга?

А) по Восточно-Европейской равнине;

Б) по Средне-Сибирскому плоскогорью;

В)по Западно-Сибирской равнине.

4.Как называется углубление в земле с крутыми склонами?

А) яма;

Б) рытвина;

В)овраг.

5.Как называется место, где начинается гора и холм?

А) склон;

Б)подножие;

В) вершина.

6.Чем гора отличается от холма?

А) местом расположения;

Б) занимаемой площадью;

В) высотой.

7.Каких равнин не бывает?

А) плоских;

Б) овражных;

В)холмистых.

8.Какой высоты могут достигать холмы?

А) до 200 м;

Б) до 500 м;

В) до 1000 м.

9.На какой равнине располагается столица

нашего государства –город Москва?

А) на Восточно- Европейской равнине;

Б) на Средне- Сибирском плоскогорье;

В) на Западно-Сибирской равнине.

10.В каких горах находится самая высокая вершина России – Эльбрус?

А) на Саянах;

Б) на Кавказе;

В) на Урале.

Количество детей

Итог: без ошибок- 8 ч, 1 ош- 5 ч, 2 ош- 2 ч.

Коммуникативные:

- умение точно выразить свои мысли,

- взаимодействие с учителем во время выполнения задания

Личностные:

- повторение ранее изученного материала,

- активизация имеющихся знаний по данной теме,

- проявление эмоционального состояния.

5(6)

3.Целеполагание.

Цели этапа:

- определить цели урока,

- настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний,

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Выход на тему, постановка учебных задач.

Слайд №5 (с помощью презентации представлена фотография Планеты Земля).

Формулировка темы.

Работа по учебнику с.82

Целеполагание.

Приём. Проблемный вопрос.

- Почему Землю называют голубой планетой? - Почему?

Если на карту земли посмотреть

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

«Планета должна называться…вода?»

-Почему поэт предложил переименовать планету?

-Верно, воды на планете очень много. И если мысленно разделить ее на 4 части, то воды будет 3 части, а суши-1.

-Предположите, о чем будем говорить?

-Река,озеро,ручей, море -

- что общего у этих слов?

-От какого слова произошло слово «водоем» ? Они родственные?

22 марта во всем мире отмечался День воды. А все водоемы часто называют водными богатствами.

- Откройте учебник на с.82

Приём работа с учебником.

-Какие цели поставим перед собой? Нам подскажет Муравьишка.

 

- Да, эти открытия мы совершим на уроке.

Выдвижение различных гипотез.

Синтез объектов, обобщение.

-

-На нашей планете много воды ,поэтому и голубого цвета.

 -Я думаю, мы будем говорить о воде.

- Это водоёмы.

-Произошло от слова «вода».

-Да.

Определение темы урока.

Дети читают в учебнике тему урока («Водные богатства»)

-Узнаем, что составляет водные богатства нашей планеты. Научимся рассказывать по схеме о частях реки. Будем учиться замечать и ценить красоту природы

Регулятивные:

- определять и формулировать учебные цели на уроке с помощью учителя

Познавательные:

- формулирование собственных ожиданий,

- активное слушание

Личностные:

- желание сотрудничать в совместном достижении целей

2(8)

4.Актуализация знаний обучающихся

Цель этапа:

- организовать актуализацию изучения способов, действий, необходимых для изложения нового знания,

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для изложения нового материала, знаний,

- предъявить задания, близкие жизненному опыту детей, способствующие постановке проблемного вопроса перед изучением нового материала.

Работа с информацией в презентации, владение диалогической речью, анализирование и взаимопроверка.

 Межпредметные связи. Формирование вывода о происхождении водоёмов, их значении.

(слайд №7)

Словарная работа. (слайд №8)

- Что мы уже знаем о водоёмах?.

Приём. Составление «кластера».

- Итак, называете свои опорные слова. Я их выношу на доску.

- Давайте подумаем, на какие группы можно разделить или разбить все эти слова?

- Может быть, что-то  можно объединить, добавить или убрать лишнее?

(Появляется кластер «Водоёмы»)

         водоёмы

Приём. Проблемный вопрос.

- Что такое водоём? (работа со словарём, объяснение значения слова).(слайд №8)

Водоём.

С. Ожегов – Место скопления или хранения воды (озеро, бассейн).

Д.Ушаков – вместилище воды, бассейн, источник снабжения водой.

- Какие водоёмы знаете?

Каждый называет то, что не сказали другие ребята.

Дети читают со слайда.

-Море, река, океан, болото, озеро, пруд, канал, водохранилище.

Регулятивные:

- развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал.

Познавательные:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности,

- развитие умения добывать новые знания из различных источников, находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию из текстов

Личностные:

- повторение ранее изученного материала,

- активизация имеющихся знаний по данной теме

2(10)

5.Открытие нового  знания.

Цель этапа:

- организовывать подводящий диалог и создать эмоциональную атмосферу перед ознакомлением с новым материалом,

- познакомить с понятием водоём и понятиями естественный и искусственный водоёмы

Работа в парах.

2)Приём. Работа с учебником.

Текст по учебнику, с.82

- Прочитайте на с.82 учебника текст.

.

 - Ребята, как вы думаете, что общего между всеми водоёмами первого столбика? (создала природа).

- Как можно назвать такие водоёмы?

- А второго столбика?

 (добавляем к кластеру новые понятия – естественный, искусственный).

-Ребята, на вкус вода в водоёмах бывает одинаковая?

-В море она какая?

- А в реке её вкус отличается?

-Несолёная. Правильно называют пресная.

( на кластере новые понятия- пресная,солёная.)

-Какие животные обитают в воде?

-Что вы знаете о водных растениях?

         водоёмы

Естествен-ные

Искусствен-

ные

море

пруд

вода

животные

Польза для человека

река

Водо-хранилище

пресная

растения

озеро

канал

солёная

океан

болото

- А зачем люди создают искусственные водоёмы?

Учитель предлагает сформулировать вывод о значении разных групп водоёмов.

Систематизация знаний.

-Давайте попробуем подвести итог 1-й части урока и с помощью нашего кластера составить устно связный ответ о водоёмах

3)Приём. Работа в тетради.

-Откройте тетрадь на с.51,прочитайте и

выполните задание 1. . Примеры водных богатств нашей планеты.

Итог: - Проверим задание в парах. Обменяйтесь тетрадями.

-Молодцы! Успешно справились с заданием.

Дети читают маленький текст с.82 учебника

-Это море, река, озеро, океан, болото.

-Их создала природа.

-Естественные.

-Пруд, водохранилище ,канал.

-Это искусственные.

-Нет, разная.

-Очень солёная в море.

-Да, она несолёная. Её можно пить.

- Конечно, рыбы.

-Дельфины, киты, акулы.

- Их много. Например, водоросли.

- Кувшинки.

-Для того, чтобы люди могли пользоваться водой.

.

2 ученика составляют ответ.

1 ученик:

-Водоёмы бывают естественными. К ним относятся болото, океан, озеро, река, море и др.В них есть и солёная, и пресная вода. Водится много животных. Человек использует для транспорта, берёт воду.

2 ученица:

-И бывают искусственными. Это канал, водохранилище, пруд. Они с пресной водой. Человек их сделал для того, чтобы брать воду для полива, разводить рыб, плавать. Он должен их беречь.

Дети открывают тетрадь, читают, выполняют .

Итог: работа выполнена правильно.

Регулятивные:

- осуществление контроля своей деятельности, выделение того, что уже известно и то, что необходимо усвоить

Познавательные:

- анализируют объекты, выделяя их существенные признаки

Коммуникативные:

- владеют диалогической речью

10(20)

6.Динамическая пауза

Цель этапа:

- снятие напряжения, релаксация

Здоровьесберегающий приём.

( слайд №9)

-Ребята. хотите послушать, как разговаривает вода?

-Сядьте по - удобнее, расслабьтесь, закройте глазки и послушайте, что прошепчет вам вода?

( через 1 мин)

-Что вы услышали?

Ребята слушают звуки воды

- Шум воды, наверное,реки.

 

1(21)

7.Открытие нового знания(продолжение)

Беседа

(слайд №10)

1)Беседа по теме: «Охрана водоёмов».

- Вы любите купаться, гулять около реки?

- Составим памятку «Поведение у воды» (учитель предлагает продолжить фразы).

1. Купаться …только в специально оборудованных местах .

2. Не ходить на реку… без взрослых.

3. Не заплывать за.. буйки

4. Не хватать друг друга… за руки и ноги во время игр на воде

5. Не подплывать близко… к катерам и судам

6. Не прыгать (не нырять) в …неизвестном вам месте

7. Не загрязнять… водоёмы и берега, не рвать.. растения на водоёмах, не ловите.. лягушек, головастиков

8. Не приводить с собой ..собак и других животных

9. Не плавать на …досках, брёвнах, автомобильных камерах, матрацах.

10. Если тонет человек:  … сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!». Попросите вызвать спасателей и скорую помощь. Бросьте тонущему спасательный круг, длинную верёвку с узлом на конце.

11. Не мыть …автотранспорт и велосипеды около водоёмов.

Итог: -Ребята, зачем мы составили памятку?

-Да, очень.

Ребята  с удовольствием составляют памятку.

- Когда мы поедем на речку или море, то должны вспомнить эти правила и соблюдать их.

Коммуникативные:

- владеют диалоговой речью

5(26)

(слайд №11)

Части реки.

 1)Приём - Работа по учебнику с.83

-Вы знаете, что у каждой реки выделяются некоторые части? Найдите об этом в учебнике на  с.83. Постарайтесь запомнить части реки. ( учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию и выделить части реки (ИСТОК, УСТЬЕ, РУСЛО, ПРИТОК)

- Объясните – исток?

- Устье?

- Русло?

- По течению у реки различают?

-Впадающие реки?

- Итог : исток, устье, русло, берега?

Дети открывают учебник, читают.

Объясняют.

- Место, где река берёт своё начало, называется исток.

-Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устье.

- Углубление, по которому течёт река.

- Есть правый и левый берег. Если смотреть в сторону течения реки, то справа – правый берег, а слева – левый.

-Это притоки

- Это части реки.

Коммуникативные:

- умение работать в группе,

- высказывание предположений учащихся, анализ информации,

- владение диалоговой речью, управление поведением, учебное сотрудничество,

- использовать модели и схемы

8.Первичное закрепление.

Цель этапа:

-усвоение учащимися знаний по теме;

 -применение знаний для решения задач.

(слайд 12)

(слайд 13)

(слайд№14)

Использование одной из новых технологий- музейной.

(слайд №15)

Работа в группах.

1.Приём Работа с картой –Обратите внимание: перед вами карта Волосовского муниципального района Ленинградской области.

-У нас в районе есть озеро. Его название?

-Какие большие по протяжённости реки вы знаете?

- Малые реки?

-Остановимся на одной из них –ИЗВАРКА (приток Лемовжи).Малая речка, протяженностью всего 6 километров. Исток- в деревне Извара, в пруду у музея – усадьбы Н.Рериха.

- Время от времени на нашей Планете появляется человек, который оставляет бессмертную печать на эпохе. Таким выдающимся творцом является Николай Константинович Рерих.

-Сегодня экскурсовод – Лиза. Она приглашается для проведения экскурсии, чтобы познакомить ребят с творчеством Н.К. Рериха.

-Перед нами картина Н.К.Рериха «Путь».

- Сейчас мы предлагаем вам рассмотреть репродукцию и поработать в группах. Каждой  будет дано  исследовательское задание. О результатах вы сообщите нам, отвечая  на вопросы –помощники ( выдаются конверты).

1 группа – объясните смысл названия картины «Путь»?

2 группа - сообщите о результате исследования «Описание первого плана картины( вода)»?

3 группа - расскажите о результате исследования «Описание второго плана картины ( горы)?

4 группа - значение цвета в пейзаже Н. Рериха?

Итог:

- Понравилась вам картина «Путь» Н.Рериха?

-Недаром мы выбрали это полотно великого художника, где переплетаются  изученные темы: среди суровых гор течёт река – поток жизни.

Проблемный вопрос

 –Скажите, большие реки куда впадают? (слайд 16)

 

Работа  с учебником с.84

Рассмотрение иллюстрации

-На с. 84 вы видите чудесные снимки. Что это?

- Как вы догадались?

(слайд 17)

- Россия – это единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей,

принадлежащих трем океанам: Северному Ледовитому, Тихому и Антлантическому.

-Бывал ли кто-то из вас на море?

 Поднимите руку, кто любит море?

-Чем запомнился отдых на море?

Ребята рассматривают   карту

-Озеро Донцо.

-

Реки: Оредеж и Луга.

-  Речки: Вруда, Лемовжа, Систа, Саба,Изварка.

Выступление ученицы Лизы:

-Человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний,  редкого таланта, широко известный  во всем мире как крупнейший художник, философ, учёный, путешественник, писатель, общественный деятель. Он родился в Петербурге, но часто бывал в Изваре. Извара для Николая Константиновича – это родительский дом, счастливый мир детства и юности. Он жил в России, Финляндии, Индии, бывал в Америке, но именно здесь, в маленькой Изваре начиналось его знакомство с природой и историей. Сегодня мы познакомимся лишь с одним его произведением из 7000 картин.

В конвертах:

1 группа –

Тема исследования – Смысл названия картины «Путь».

  1. -Значение слова «путь»?
  2. -Кто его преодолевает на этой картине?
  3. -Предположите, куда поднимается этот человек?
  4. -Где вы видели образ Христа?
  5. –Какое настроение создаёт изображение?

2 группа – тема- «Описание первого плана картины (вода):

1.–Что изобразил художник на первом плане?

2.–Как вы думаете, когда автор писал картину, слышал он звуки воды?

3.-Какое желание испытывает герой картины, находясь там, среди быстрого потока реки?

3 группа- тема-«Описание второго плана  (горы)?»

1.-Назовите фрагменты второго плана картины?

2.-Какой формы изображены горы?

3.-Какое место они занимают на картине?

4 группа- «Значение цвета в пейзаже Н. Рериха».

1.-Какими красками написана картина?

2 –Эти краски яркие или бледные?

3..-Какого цвета больше? Почему?

4. Вам понравилась картина?

  Мини- исследования :

1 группа- Смысл картины-это путь человека .Он движется с трудом, поднимаясь высоко. Его образ видим в Храме, куда приходим помолиться. Настроение- немного страшно.

2 группа- На первом плане –вода. Наверное, автор слышал её звуки, потому что она с грохотом билась о камни. Человек в белой одежде рядом с рекой , он испытывает страх, чтобы не упасть в реку.

3 группа- на втором плане – горы. Они огромные, с острыми вершинами, их очень много.

4 группа- В основном, эта картина написана холодными тонами. Много синего цвета, это горы. Белый цвет выделяет вершины гор, человека, отблеск воды.

 -Картина понравилась яркими красками.

-Они впадают в море.

- Это море.

- Вижу только  один берег, дальше все вода.

(Многие дети поднимают руки. Называют, что отдыхали на Чёрном, Азовском, Средиземном морях.)

(Все ребята подняли руки)

Рассказывал Рома В.:

-Мы всей семьёй каждый год ездим на море. В этом году были в Крыму. Я забыл город  …… Коктебель. Там было очень тепло. Каждый день ходили на пляж, загорали и купались. Ещё я собирал ракушки и принёс их ребятам в школу, чтобы сделать поделки.

( поделились впечатлениями Лиза А., Костя И.)

Познавательные:

Умение работать с картой,

Коммуникативные:

Умение работать в паре.

16(42)

9.Итог урока.

Цель этапа-подвести итог урока, систематизировать знания.

- Что составляет водные богатства нашей планеты?

-Из каких частей состоит река?

- Это моря, океаны , реки. Озера,пруды, каналы.

- Устье, исток, правы й и левый берег, русло.

Коммуникативные:

-умение слушать и принимать мнения других.

Регулятивные:

-внесение коррективов в учебно- познавательную деятельность.

Личностные:

-Осмысление учебного материала.

1(43)

10.Рефлексия учебной деятельности.

Цель-самооценка результатов учебной деятельности.

(слайд 18)

- А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, продолжите фразы:

-научился..

- было  интересно..

-больше всего понравилось..

-мне захотелось..

Дети говорят.

-научился  и узнал о водных богатствах;

- было интересно работать по картине в группе ;

- больше всего понравилось быть экскурсоводом;

- мне захотелось побывать на море.

Регулятивные

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;-

- подведение итогов своей познавательной деятельности.

Коммуникативные:

-выражение своих эмоций на  уроке;

- формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

1(44)

11.Домашнее задание.

Цель- предоставить информацию о домашнем задании, провести инструктаж по его  выполнению.

 (слайд 19)

Вариативность домашнего задания

-Домашнее задание:

1. с.82-85 учебника -прочитать текст, ответить на вопросы;

2.Подготовить сообщение:

1) «Самые крупные реки России»;

или

2) «Реки Ленинградской области».

Дети записывают домашнее задание.

Познавательные:

- активное слушание, выбор задания.

1(45)

(слайд 20)

                                        Самоанализ урока по окружающему миру во 2 классе.

 Тема урока: Водные богатства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний обучающихся.

Цель деятельности учителя: создать условия для активного усвоения новых знаний, для проведения познавательной активности, для формирования первоначальных представлений детей о водоёмах, части реки, о бережном отношении к природе.

Цель урока: формирование опорной системы знаний по изучаемой теме.

Задачи урока:

  • Предметные:
  • Знакомство учащихся с разнообразием водоёмов, частями реки;
  • Знакомство с правилами поведения на водоёме;
  • Расширение представлений о водоёмах естественного и искусственного происхождения;
  • Формирование навыков работы с научно-познавательной литературой (словарями, энциклопедиями);
  • Формирование умений осуществлять поиск, отбор необходимой информации в разных источниках (книги, Интернет).
  • Метапредметные:
  1. Регулятивные УУД:
  • Овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
  1. Познавательные УУД:
  • Осуществление поиска необходимой информации в учебнике;
  • Сравнение и группировка предметов, объектов по нескольким основаниям, нахождение закономерностей;
  • Наблюдение и формулировка самостоятельно простых выводов;
  • Осуществлять взаимный контроль.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, и выполнять соответствующие роли и функции;
  • Формирование умения работать в информационно-образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов.
  1. Личностные:
  • Воспитать умение учащихся к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;
  • Воспитание чувства любви к родной природе, родному краю;
  • Формирование уважительного отношений к иному мнению, иной точке зрения;
  • Развить коммуникативные качества обучающихся через организацию совместной работы;
  • Формирование аккуратности и умения организовать своё рабочее место.

Основные термины и понятия:

  • Искусственный и естественный водоёмы,
  • Устье,
  • Исток,
  • Приток,
  • Русло.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.

Формы работы (по организации деятельности) на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы (по типу познавательной деятельности) работы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.

Приёмы: составление кластера, проблемный вопрос, работа с деформированным текстом, составление памятки.

Планируемый результат:

  • Познавательные УУД:

Знать понятия:  искусственный и естественный водоёмы, устье, исток, приток, русло; формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

  • Коммуникативные УУД:

Повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

  • Регулятивные УУД:

Улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Личностные УУД:

Понимать и принимать нравственные ценности и идеи воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам». 

Структура урока соответствовала данному типу урока.

Формирование УУД осуществляла на всех этапах урока.

На этапе мотивации формировала личностные УУД: формирование ответственности за свое здоровье, осваивать роль ученика.

Методы: словесный.Прием: стихотворение.

На этапе проверки домашнего задания формировала коммуникативные УУД : умение точно выражать свои мысли, Личностные УУД: повторение изученного материала.

На данном этапе использовала метод тестирования.

На этапе целеполагании и актуализации знаний формировала:коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; оформлять свою речь в устной речи.

Познавательные УУД: уметь понимать и передавать информацию из схем, иллюстраций, текстов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме, развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать; перерабатывать полученную информацию и делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

Методы: словесный.

На этапе открытия нового знания формировала:коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свою речь в устной речи; участвовать в диалоге на уроке; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

предметные: узнавать виды водных хранилищ; части реки

 знать об опасностях, подстерегающих на воде и правила поведения во время купания;

познавательные: уметь наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, учиться ориентироваться в учебнике;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь понимать и передавать информацию, представленную в изобразительной форме;

регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

личностные УУД: формирование ответственности за свое здоровье; формирование бережного отношения к природе.

Методы: деятельностный, проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, методы контроля и самоконтроля.

Формы и приемы: работа с учебником, работа с текстом, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

На этапе первичного закрепление формировала:коммуникативные: оформлять свою речь в устной речи;

познавательные: обобщать и классифицировать по признакам, сравнивать с образцом;

регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы: практический, метод самоконтроля, словесный.Форма: индивидуальная, работа с таблицей, фронтальная.

На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу.Формировала личностные УУД: формирование позитивной самооценкисамоуважения;

регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т. е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал, беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать. На уроке поддерживалась доброжелательная атмосфера, принцип психологической комфортности реализовался в возможности учеников высказывать личное мнение, иметь право на ошибку, иметь право на исправление ошибок. Дети были активны, инициативны, всем хотелось получить поощрение, быть успешными.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования детей, соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание. При подготовке к домашнему заданию нацеливала учащихся использовать различные источники информации.

Использовала технологии: ИКТ в виде презентации, рисунков учебника, картинок;здоровьесберегающие технологии: личностно-ориентированный подход, эмоциональный настрой, релаксация, интерактивные методы (работа в парах, рациональное распределение материала, смена видов деятельности, динамическая пауза, приобщение к здоровому образу жизни и безопасному поведению.

Ресурсы: раздаточный материал, учебники, иллюстративный материал, презентация, атлас -определитель, цвета светофора.

Урок соответствует требованиям ФГОС. Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Открытый урок "Водные богатства"

Конспект урока 2 класс...

"Водные богатства"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит краеведческий материал....

Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс. Тема: Водные богатства"

Конспект урока   по предмету "Окружающий мир "во 2 классе .  Тема урока  Водные богатства"...

«Водные богатства Волгоградской области – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба».

- Познакомить учащихся с водными богатствами Волгоградской области;- Научиться находить реки на карте и правильно их показывать – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба;- Систематизировать знания детей ...

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...