Конспект урока по окружающему миру «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Квашнина Елизавета Александровна

Цели: формирование знаний о значении полезных ископаемых и их значении для человека  

Планируемые результат:

Предметные:

- знать представление какие бывают полезные ископаемые, о местонахождении и добычи их;

- уметь различать природные ископаемые.

Личностные:

- сознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты природы;

- понимать необходимость бережного отношения к природе;

 

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая, 1 часть (УМК «Перспектива»); учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kladovye_zemli.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.11.19        

                               ФИО учителя школы: Шатиллова Т.А

Школа: 104        

Класс: 3м

                               ФИО методиста: Боева С.З.

Кабинет: 213

Время занятия:

                               ФИО студентки: Квашнина Елизавета

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Кладовые земли»

Цели: формирование знаний о значении полезных ископаемых и их значении для человека  

Планируемые результат:

Предметные:

- знать представление какие бывают полезные ископаемые, о местонахождении и добычи их;

- уметь различать природные ископаемые.

Личностные:

- сознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты природы;

- понимать необходимость бережного отношения к природе;

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая, 1 часть (УМК «Перспектива»); учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока
Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь.

-Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.

- настраиваются на хорошую работу;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

Беседа

2 мин.

Повторение изученной темы.

Сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов и повторим тему прошлого урока. Слайд 2

Тест.

1.)Какие три природные стихии предки всех народов считали  как важнейшие для жизни на Земле? ( воздух, вода, солнце(огонь))

2) Как изображали воздух? (птицами)

3) Как изображали воду? (переплетённые линии, зигзаги)

4)Как изображали солнце? (кругом, колесом)

5) Где изображали? (на одежде, посуде, домах)

6) Почему дом древнего человека весь был пронизан магическими символами солнца, воздуха, воды? ( считали, что так они защищались от окружающего зла)

Проверка. Слайд 3

Самооценка: 0-1 ошибка «5»

                        2 ошибки «4»

                        3 ошибки «3»

                        более 3х «2»

- Выполняют тест на листочках.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

III. Постановка учебной задачи

Словесный:
Беседа

3 мин.

Постановка целей и открытие темы

- А что бы определить тему нашего урока отгадайте загадку.

Что растет без кореньев? 

Из земли на опушке
Торчит лысая макушка.
Вырос на макушке мох,
А вокруг - чертополох.

-Какие красивые камни вы знаете?

– Где встречаем камни? Какие изделия из камней изготавливают люди?

-Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне встречается в природе в виде камня?

- Как думаете какая будет тема нашего урока, сформулируйте?

- Сформулируйте цель урока, что бы вы хотели узнать о камнях? Слайд 4

Ответы на вопросы учителя.

- слушают задание;

- Отгадка - камень

- Каменная соль

- Тема урока: Кладовые земли.

-Цель: познакомится  с полезными ископаемыми и их значением для человека.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели и  темы

IV. «Открытие» нового знания

Словесный:
Беседа
Наглядный:
Работа с текстом

Словесный:
Беседа

3 мин

7 мин

3 мин

- Камни можно встретить  и под землёй, и на её поверхности. Камни, которые использует человек называются полезными ископаемыми.

Может кто-то скажет, почему их называют ископаемыми?

- Открываем учебник на стр. 70-71

Прочитайте. Слайд 5

-Найдите значение слова «минералы». (Природные вещества.)

-Найдите значение выражения «горные породы». (Природное соединение одного или нескольких минералов.)

-Назовите минералы. (Полевой шпат, кварц, слюда.)

-Назовите горные породы. (Песок, глина, гранит, мел, мрамор)

-Можно ли утверждать, что горные породы встречаются только в горах? Обоснуйте своё мнение.

- Давайте рассмотрим образец гранита. Слайд 6

- Определите, какого цвета гранит и из чего состоит?

Черные зерна – слюда, белые, блестящие – кварц, серые или розовые – шпат.

Гранит – очень прочный материал, и он применяется для строительства особо прочных сооружений. Слайд 7

- Посмотрите на слайды, где используется гранит ? (в архитектуре, строительстве, интерьере дома )

 Работа по учебнику. С. 72-73

- Назовите твёрдые полезные ископаемые.  Слайд 8 (Каменная соль, железная руда, каменный уголь.)

- Как думаете где их использует человек?

- Назовите жидкие и газообразные полезные ископаемые.  Слайд 9 (Нефть, природный газ.)

- Расскажите об использовании полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.

Сообщение учителя

- Большинство полезных ископаемых находится в земле (песок, глина), поэтому для них строят шахты, рудники. Полезные ископаемые добывают и карьерным способом.

Слайд 10

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

- Посмотрите как добывают каменный уголь. Слайд 11

Каменный уголь в основном залегает под землей. Для того, чтобы его добыть приходиться рыть глубокие колодцы – шахты, и добывать его под землей. Специальный лифт (клеть) опускает людей. Шахтеры отбойными молотками добывают каменный уголь, загружают его в вагонетки. Специальный лифт поднимает полезные ископаемые. Шахты бывает глубокие, до 2 км. Работа в шахте опасна: обвалы, взрыв газов, затопление водой.

- Объясните значение слова «месторождение».

- Верно ли, что все полезные ископаемые добывают из глубин земли? Обоснуйте своё мнение.

- Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.

- Приносят пользу человеку.

-Читают текст самостоятельно.

- Отвечают на вопросы учителя

- Работают с учебником, читают.

П: умение строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Сейчас вам необходимо встать у своих парт и повторять движения.

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Работа в парах

7 мин.

Работа с коллекцией минералов. Слайд 12

(перед детьми 3 минерала: кварц, слюда, полевой шпат),

Давайте рассмотрим их.  Учитель называет минерал, а дети находят их в коллекции (минералы подписаны)

Практическая работа. (Работа в группах)

Свойства минералов.

Рассмотрите внимательно минералы  с помощью лупы.

Опишите устно их свойства по плану: Слайд 13

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Однородность

 - Прочитайте о своём минерале в атласе-определителе, дополните свои наблюдения.

Ученики в ходе практической работы определяют, какие минералы входят в состав гранита,

делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте

Какая общая особенность у этих камней? (однородность)

- Ещё раз напомните, как называются камни однородные по составу

(минералами)

 

 - Слушают учителя.

- Выполняют практическую работу.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

П: оценка результатов деятельности

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

6 мин.

Проверочная работа по теме «Кладовые земли»

Ф.И.______________________________________

1. Минералы – это___________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

2. Полезные ископаемые — это:

а) всё полезное, что выкапывают из земли

б) динозавры, мамонты и другие древние животные

в) горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

3.Место, где залегают полезные ископаемые, называются:

а) склад                

б) карьер                

в) месторождение

4. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых?

а) биолог         в) эколог            

б) химик           г) геолог

5.Как нужно относиться к полезным ископаемым?

А) экономно;

В) бережно и экономно;

С) уничтожать.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществление итогового контроля;

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный
Беседа

3 мин.

Обобщение

Что нового узнали сегодня на уроке?

Где пригодятся полученные знания?

 Достигли ли мы цель урока?

Формулируют выводы

- ответы детей;

- предположения детей;

- да;

Р: осуществление итогового контроля;

IX. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

1 мин.

А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Нарисуйте на полях тетради лестницу с 3 ступеньками, и соотнеси свою работу на уроке на нужную ступень, 1 я молодец, 2 у меня хорошо получалось, 3 нужно постараться подучить материал.

Спасибо всем за работу.

Анализируют свою работу на уроке.

- отвечают на вопросы рефлексии;

;

Р: анализ собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"

ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое гигиена" 3 класс (программа "Перспектива")

Задачи данного урока - сформировать представление о гигиене человека как науке о сохранении и укреплении здоровья. В процессе выполнения интересных познавательных заданий и практических упражнений уча...

Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Чудо под ногами"Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и чело...

Конспект урока по окружающему миру "Сокровища земли под охраной человечества" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. Планируемые результаты: Предметные: знать...

конспект урока по окружающему миру " Кладовые земли .."

Усвоение новых знаний.Цели урока: Познакомить с горными породами и минералами, развивать мышление, воспитывать наблюдательность.Задачи урока: Формировать представление о важной части неживой природы г...

Технологическая карта урока окружающего мира «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разнообразии горных пород, минералов и полезных ископаемых.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с понятиями «горные породы&raq...