Конспект урока по окружающему миру "Что такое гигиена" 3 класс (программа "Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Панова Валентина Александровна

Задачи данного урока - сформировать представление о гигиене человека как науке о сохранении и укреплении здоровья. В процессе выполнения интересных познавательных заданий и практических упражнений учащиеся знакомятся с понятиями : "правильная осанка", "гигиена полости рта", "уход за зубами, "правильное питание".Таким образом достигается цель данного урока - создать условия для освоения учащимися основных правил гигиены."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigiena_osanka_3_klass.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Панова В. А. учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 169

Центрального района Санкт – Петербурга

                                                         

Тема: Конспект урока окружающего мира «Что такое гигиена».

Тип урока: поисковые исследования

3 класс

Программа «Перспектива»

Цель: создать условия для освоения учащимися основных правил гигиены.

Задачи: 

  • Сформировать представление о гигиене человека как науке о сохранении и укреплении  здоровья.
  • Сформировать представление об основных гигиенических правилах.
  • Расширить словарный запас учащихся (знакомство с терминами: гигиена, осанка, режим питания, кариес, правильное питание).
  • Формировать понимание   необходимости бережного отношения учащихся  к своему организму.
  • Формировать познавательный интерес к изучению организма человека в доступной для данного возраста форме.
  • Формировать умение работать в  группах.
  • Развивать речь, мышление, воображение, память учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учить иметь представление о гигиене как науке о сохранении и укреплении здоровья
  • Знать основные гигиенические правила (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание).
  • Учащиеся смогут характеризовать основные правила гигиены.

Метапредметные:

  • Регулятивные: - определять цель деятельности; - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; работать по плану, находить и исправлять ошибки, работая в группе; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения заданий в группе.
  • Познавательные:  - осуществлять поиск необходимой информации (классифицировать продукты по происхождению) - строить речевое высказывание в устной форме; - анализировать, сравнивать объекты; - устанавливать причинно – следственные связи; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника, в результате выполнения практической работы),
  • Коммуникативные: - учиться излагать своё мнение, подтверждая его фактами; - учиться понимать мнения других людей (обсуждать опасность для здоровья быстрой еды); - учиться исправлять ошибки для успешного решения заданий в группе (осваивать приемы ухода за зубами); - оказывать необходимую взаимопомощь при выполнении заданий.
  • Личностные: - осознавать важность здорового образа жизни; осознавать опасность для здоровья быстрой еды, корректировать собственное поведение с учетом правил выработки хорошей осанки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация по теме занятия, конверты с принадлежностями для чистки зубов: зубная щетка, паста, стаканчик, полотенце.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний и умений (рубрика «Проверь себя» с. 55).

- Что служит опорой нашего тела? (Скелет)

- Каково назначение скелета? (Он обеспечивает  движение, защищает мозг, нервы, внутренние органы: сердце, легкие).

- Для чего человеку нужны сильные мышцы? (Мышцы прикреплены к скелету сухожилиями и заставляют скелет двигаться).

-Приведите примеры движений, которые может производить человек с помощью мышц. (прыгать, поворачиваться в разные стороны, крутить головой, наклоняться, размахивать руками, улыбаться, жмуриться).

-Назовите три основные системы в организме человека (пищеварительная, дыхательная, кровеносная).

-Почему говорят, что организм человека – единое целое? Как связана между собой работа различных систем организма?

3. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы изучим основные правила гигиены, научимся правильно чистить зубы, разработаем режим питания, обсудим опасность для здоровья быстрой еды.

4. Поиск решения («открытие» нового знания)

Работа в группах (учебник с. 56 – 57) Рассмотрите иллюстрации  в учебнике и сформулируйте ответ на вопрос: кто в этих парах действует правильно  и вырастет здоровым и стройным, а кто – неправильно? (Ответ: в последней паре – с. 57 – оба ребенка действуют правильно).

Подумайте, почему правильная осанка вырабатывается именно в детстве?

В чем заключается вред неправильной осанки?

Слайд 1 «Осанка человека»

Работа в группах.

Заполните таблицу:

Правила в учебнике соответствуют иллюстрациям

Правила в учебнике, для которых нет иллюстрации

Сидите всегда прямо, голову лишь слегка наклоняйте вперёд.

Расстояние между грудью и столом должно быть равно ширине ладони.

Опирайтесь на спинку стула.

Нельзя спать на сильно прогибающейся кровати. Постель должна быть ровной, не очень мягкой.

Руки кладите на стол свободно, не опирайтесь на них.

Для исправления осанки нужно заниматься лечебной физкультурой.

При ходьбе держитесь прямо, не сутультесь.

Если нужно нести что – то тяжелое, распределите груз равномерно в две руки.

Главный враг мышц – неподвижность, а лучший их друг – движение.

Обсуждение выполнения задания в группах.

Слайд 2 «Сиди правильно»

Слайд 3 «Постель должна быть ровной, но не очень мягкой»

 Тренировочные задания (выполняют учащиеся каждой группы, вытаскивая по очереди «билеты» с заданиями.

1 билет – Правильно сесть за парту.

2 билет – Пройти ровно от стены класса к противоположному окну ( с книгой на голове), при этом книга не должна упасть.

3 билет – Пройти ровно от стены класса к противоположному окну с рюкзаком на спине.

4 билет – Пронести 2 пакета с грузом.

5 билет – Выполнить 2 упражнения с гантелями (руки вперёд, руки в стороны; присесть 2 раза с гантелями в руках – мальчик).

6 билет – Несколько раз попрыгать на скакалке (девочка)

Обсуждение выполнения задания в группах. Формулировка вывода: чтобы выработать правильную осанку, надо постоянно следить за тем, как ходит, сидит человек. Обязательно надо заниматься физкультурой, физическим трудом.

Слайд 4 «Физкультура»

5 Поиск решения («открытие» нового знания).

Работа по учебнику с. 77 (чтение и обсуждение полученной информации в группах).

Слайд 5 «Правила чистки зубов»

Учитель контролирует чтение учащихся следующими вопросами:

- Какую роль играют зубы в организме человека?

- Когда надо чистить зубы?

- Как надо чистить верхние зубы?

- Как надо чистить нижние зубы?

- Как нужно чистить коренные зубы?

-Какие правила гигиены нужно соблюдать?

Практическая работа в группах.

На макетах челюстей человека каждая группа учащихся отрабатывает приемы чистки зубов в правильных направлениях:

А) чистка зубов с наружной стороны

Б) чистка зубов с внутренней стороны

В) чистка жевательных поверхностей зубов.

Г) Для очищения языка используется подушечка на оборотной стороне головки щетки, позволяющая удалить бактерии, вызывающие появление неприятного запаха изо рта.

Материал для учителя.

Как правильно выбрать зубную щетку?

  1. Необходимо выбирать щетку с мягкой или средней жесткости щетиной.
  2. Длина головки щетки не должна превышать ширину двух зубов.
  3. Перед чисткой зубов и после нее необходимо тщательно вымыть щетку.
  4. Хранится щетка в индивидуальном стакане головкой вверх.
  5. Пользуйтесь только своей зубной щеткой. Нельзя никому давать использовать свою зубную щетку.
  6. Зубную щетку необходимо менять, когда изнашивается щетина. Рекомендуется менять щетку  1 раз в 3 месяца.
  7. Зубная паста для профилактики кариеса должна содержать соединения фтора.
  8.  Детям рекомендуются специальные детские зубные пасты, так как в их состав входит необходимое для детей количество активных компонентов.

В настоящее время предпочтение отдается щеткам с искусственной щетиной.

6 Конкурс знатоков «Виды зубов человека»

- Сколько зубов у человека? (32зуба: 16 в верхней челюсти и 16 в нижней челюсти)

- Назови 3 вида зубов (8 резцов , 4 клыка, 8 малых и 12 больших коренных зубов)

Материал для учителя.

Виды зубов человека.

Сколько зубов у человека? Тридцать два. Шестнадцать в верхней челюсти и столько же в нижней. А все ли зубы одинаковы? Нет. Во рту три сорта зубов. Спереди красуются 8 острых резцов. Ими ты легко перегрызешь морковку или репку. За ними – 4 крепких клыка. Они помогают тебе откусить кусок чего – нибудь твердого или вязкого. А позади – 8 малых и 12 больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу.

Строение зуба человека.

Зубы – самые твердые части организма. Слой белой эмали, которым они покрыты, не уступает в твердости слоновой кости.

Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой дентина. Вот его – то и высверливает острым  бором доктор, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особо твердого цемента.

Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как все остальные части тела.

«Молочные» и  постоянные зубы.

Раз в жизни каждый человек меняет все свои зубы на новые. Сначала у малыша появляются первые «молочные» зубки, а затем они выпадают один за другим, а на тех же местах начинают прорезаться из десен новые, уже постоянные зубы. Временные зубы начинают прорезываться в возрасте 6 месяцев. В возрасте 5 – 6 лет у ребенка появляются первые постоянные зубы. С 6 до 12 лет временные зубы меняются на постоянные.  Этот процесс происходит в строго определенной последовательности и сроки. Сначала меняются нижние резцы, затем резцы верхней челюсти и так далее. К 12 – 14 годам у человека должны прорезаться постоянные зубы за исключением «зубов мудрости». «Зубы мудрости» появляются в среднем от 16 до 25 лет.

Постоянные зубы формируют у человека постоянный прикус. Прикус – это соотношение верхних и нижних зубов при их смыкании. Только четыре последних зуба  - «зубы мудрости» сменятся новыми лишь тогда, когда человек станет совсем взрослым.

Название зуба

Возраст прорезывания

молочные зубы мес.

постоянные зубы, годы

Медиальные резцы нижние

6 – 8

7 – 8

Медиальные резцы верхние

7 – 9

7 – 8

Латеральные резцы нижние

7 – 9

9 – 10

Латеральные резцы верхние

8 – 10

9 – 10

Клыки

15 – 20

11 – 12

Первые малые коренные

-

9 – 10

Вторые малые коренные

-

9 – 11

Первые большие коренные нижние

12 – 16

6 – 7

Первые большие коренные верхние

16 – 21

7 – 7,5

Вторые большие коренные

21 – 30

11 – 12

Третьи большие коренные

-

16 - 24

После каждой еды в узеньких щелочках между зубами остаются крошки. А в пище всегда полно опасных микробов. Оказавшись в «уютных» щелочках  между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно. Избавиться от них можно только при помощи зубной щетки.

7. Динамическая пауза (физкультминутка)

8.Первичное закрепление. Работа по таблице  « Как образуется кариес?»

Слайд 6 «Образование кариеса»                                                                                                                (составление краткого описания образования кариеса на основе таблицы).                                              Обсуждение задания в группах, выполнение задания. Выбор наиболее удачного варианта ответа. 

9 Включение нового знания в систему знаний. «Как уберечь зубы от кариеса?» (установление аналогий и причинно – следственных связей)

  • После еды всегда полощите рот кипяченой водой.
  • Не грызите зубами орехи, сахар, твердые конфеты.
  • После горячей пищи не пейте сразу холодную воду, и наоборот, после холодного мороженого не пейте чай, иначе на зубах могут появиться трещины, и они заболят.
  • Не ковыряйте в зубах острыми предметами.

Не менее двух раз в год проверяйте состояние зубов у врача.

10 Включение новых знаний в систему. «Как правильно питаться».

Чтение и обсуждение в группах текста учебника с. 58 – 59.

Обсуждение проблемы быстрой еды (фастфуда) (рубрика «Обсудим»).

Слайд 7 «Овощи – кладовая здоровья»

Какие овощи и фрукты вы  знаете и любите? Почему?

Слайд  8 «Здоровое питание – залог хорошей успеваемости»

Почему обязательно надо завтракать? Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что – то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

Расскажите о своем питании: что ты обычно ешь на завтрак, обед, полдник, ужин?

Придумайте несколько простых, но очень важных правил гигиены «Перед едой»

11 Домашнее задание.

Составьте меню для своей семьи на рабочую неделю (понедельник – пятница).

(используй материал с. 36 в «Рабочей тетради»)

12. Рефлексия.

Определите самый интересный этап урока.

Какое задание вызвало у вас особенный интерес?

Что бы  ещё вы хотели узнать о зубах человека? О скелете? О различных системах организма человека?

Какими источниками информации вы воспользуетесь? (справочники, энциклопедии, Интернет)


Дополнительный материал к уроку

 Кроссворд «Стоматолог»

1

п

р

3

6

7

10

и

м

д

з

9

г

к

2

о

4

5

е

у

8

п

и

у

ф

л

э

к

н

б

ф

л

н

с

т

о

м

а

т

о

л

о

г

о

ч

а

р

и

ч

о

м

и

р

н

л

и

н

и

с

б

в

ы

ь

е

с

с

а

и

е

с

т

т

к

а

  1. Соотношение верхних и нижних зубов при их смыкании.
  2. Должен находиться в детской зубной пасте.
  3. Первые зубы человека.
  4. Она покрывает зубы.
  5. Процесс разрушения твердых тканей зуба.
  6. Находится под слоем эмали.
  7. Приспособление для удаления остатков пищи между зубами.
  8. Зубная нить для удаления налета и остатков пищи из промежутков между зубами.
  9. Особо твердый цемент для полости зуба.
  10. Воспаление десны.

Использованная литература:

1 О. В. Казакова, Н. А. Сбоева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».  2 класс. М., «ВАКО», 2004, 336 с.- (В помощь школьному учителю).

2 А. А. Дорохов «Про тебя самого» Научно – худ. лит – ра / Художники Н. Мищенко, В. Освер,- М., Дет. лит.1989. – 56 с.

3 Т. Ю. Целоусова, Т. В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс, М., «ВАКО» 2004

4.Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю. В. Саркисян и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение».- М., Просвещение, 2012.  

5 Colgate «Ослепительная улыбка на всю жизнь» Руководство для учителя. Образовательная программа по гигиене полости рта для начальной школы.

Адрес таблицы:

 http://yamedik.org/content/anatomiya/sap_02/1_files/mb4_007.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по программе А.А. Плешакова на тему:«Кто такие рыбы?»

На уроке формируются представления о подводном мире, ребята узнают об отличиях рыб от других представителей животного мира....

План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое Родина?»

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Что такое Родина?", УМК "Школа России", Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России» Тема: что такое экономика

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: что такое экономикаУрок №25 стр.104-107 (уч.)Цель урока: Формирование знаний об экономике, как части жизни человека, о значени...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Кто такие звери?"

На данном уроке будем учиться определять принадлежность животного к своей группе. Так же познакомимся с разнообразием  зверей, их внешним строением. И раскроем связь между стр...

Конспект урока по окружающему миру во втором классе "Что такое экономика"

Планируемые образовательные результаты:1.   ПредметныеНазывать отрасли экономики.Иметь представление о взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов.Иметь представле...