Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_metodicheskaya_kopilka.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Михеева Маргарита Владимировна учитель начальных классов

    МОУ «Райсеменовская СОШ»

    Тема урока: Что такое кровь.

    Цели урока:

    • формировать у обучающихся новые знания о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки);
    • учить осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, высказывать своё предположение; предлагать способы проверки; работать по инструкции по предложенному учителем плану; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения; перерабатывать полученную информацию, делая выводы; слушать и понимать речь других, договаривать с одноклассниками, работать в паре по операциям; обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    - Ребята, сегодня на уроке мы  с вами будем разбирать серьёзную, научную, но очень интересную тему. Но прежде нам необходимо проверить, готовы ли вы решать эту серьёзную научную проблему.

    -Для этого вам необходимо разделиться на группы. (2 мин)

    1. Актуализация знаний и проблемная ситуация.

    Работа в группах.

    - На ваших столах лежат карточки с заданием. Вам необходимо вместе обсудить и соотнести левую часть карточки с правой. После этого мы проверим, правильность выполнения. (5 мин)  (Слайд 1)

    (Приложение 1. Задание для групп.)

    - Какая группа выполнила задания верно? Если вы правильно выполнили задание, то поставьте «+» в нужной графе на карточке.

    - Молодцы. Займите свои места.

    Сценка.

    (После того, как ребята займут свои места, Паша говорит:

    -Ой! Я случайно поранил палец.
    К нему подбегает Кристина и начинает перевязывать палец, приговаривая:
    - Вот уже и не течёт… Паша, ведь кровь это  жидкость? Почему же она течь перестала? Если, например, дома потекла труба с водой и её перевязать бинтом, она ведь не перестаёт течь.
    Паша:  Вообще-то кровь это не жидкость. Просто в ней есть клетки, которые закупоривают повреждённые сосуды.

    -Ребята, что удивило Кристину? (Кровь жидкая, но она не течет, а останавливается)

    - Какой у вас возникает вопрос?

    (Почему кровь перестает течь из пораненного пальца?)

    -Сравните свой вариант с вариантом авторов на с.136.

    ( На доске появляется проблемный вопрос: Почему кровь перестает течь из пораненного пальца?)

    - Попробуйте определить тему урока.

    (На доске появляется тема урока: Кровь.)

    1. Поиск решения.

    - Какова роль крови в организме?(Слайд 2.1)

     (кровь переносит клеткам питательные вещества и кислород, а уносит углекислый газ и вредные вещества). (Слайд 2.2)

    - Ребята, посмотрите, кто изображен на иллюстрации? (Слайд 2.3- раненый в ногу боец)

    - Бывает, что раненый в ногу или руку боец может погибнуть от потери крови, даже если все его внутренние органы целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека. Как вы думаете, почему человек, потерявший много крови, может погибнуть?

    -Какие у вас будут гипотезы?

    (Если кровотечение сильное, кровь не может восстанавливаться в прежних объемах, возникает ее недостаток, следовательно, она не справляется со своей работой и человек может погибнуть.)

    - Ребята, а как вы думаете, что из чего состоит кровь?

    (Варианты ответов записываются на доске)

    - Давайте проверим ваши предположения, для этого поработаем с учебником на с.38.

    - Прочитаем 1-й абзац, ведя диалог с автором.

    (Диалог с автором.

    - Интересно, что же означает внутренняя среда организма?

    - Чем отличаются клетки крови от мышечных клеток? (мышечные клетки тесно связаны друг с другом, а клетки крови свободно плавают в плазме).

    - Что такое плазма? (На доске табличка: плазма)

    - Итак, первая часть крови – это плазма.

    - Она состоит из 90% воды, и смеси жиров, белков, углеводов, солей антител и растворенных газов.

    - Какую роль она выполняет? (транспортировка клеток )

    - Посмотрите, как интересно художник изобразил клетки крови.(Слайд 3)

    - Опишите клетки на 1 рисунке. ( Какого цвета? Что делают? )

    - Опишите клетки на 2 рисунке. (Какого цвета? Что делают?)

    - Опишите клетки на 3 рисунке. (Какого цвета? Что делают?)

    Фрагмент из научно-обучающего фильма  о клетках крови .

    - А сейчас мы посмотрим фрагмент научно-популярного фильма, где вы увидите, как на самом деле выглядят эти веселые человечки.

    (Смотрят фрагмент фильма.) После фильма Слайд 4.

    - Ребята, а хотите ли вы подробнее узнать о клетках крови?

    - Тогда я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию, где нас ждут серьезные научные открытия. Наденьте шапочки и  разделитесь на группы. ( У каждого на столе шапочка с эмблемой «клетки крови по цвету»).

    Работа в группах.

    - Ребята, для работы вам понадобятся иллюстрации клеток крови, которые вы будете изучать. Внимательно рассмотрите их. Затем изучив информацию из учебника и энциклопедии, подготовьте ответ по плану, который лежит у вас на столе.

    1. Дайте название группе клеток, которую вы изучали?
    2. Как выглядят клетки?
    3. Содержат ли какие-то вещества?
    4. Могут ли двигаться?
    5. Какую задачу выполняют?

    Выступления групп. (После выступления каждой группы, учитель дает научное название каждой группе клеток и составляет схему на доске)

    После выступления 2 группы учитель работает по страничке «Это интересно».

    После выступления 3 группы.

    - Заданием для Алины к уроку было найти ответ на вопрос: Как поступить, если ты случайно порезался? (Сообщение. Приложение 4.) (Слайд 5)

    - Ребята, а как поступить, если под рукой не оказалось бинта и йода?

    • Надо приложить чистый подорожник. А если идет кровь из носа, надо положить холодный компресс. В народной медицине существует немало рецептов для остановки кровотечения.
    • Например, заваривают молодые зеленые шишки сосны, кору дуба, плоды рябины и делают примочки.
    • При порезах, ссадинах хорошо использовать в виде примочек и измельченные листья вишни.
    • А если пошла кровь из носа, достаточно несколько капель лимона, чтобы остановить ее.

    Практическая работа.

    - А теперь я предлагаю вам рассмотреть под микроскопом клетки крови. (Рассматривают кровь под микроскопом)

    - Какие клетки крови вы узнали? Опишите их. (Слайд 6)

    -Молодцы.

    - Оцените свою работу в группе. Если вы внесли большой вклад в работу группы, поставьте «+» в соответствующей графе на карточке.

    - Ребята, из чего же состоит кровь? Подтвердились ли ваши предположения? (Сравниваем с записанными ответами на доске).

    - Как связано строение крови с её ролью в организме?

    (Поскольку часть крови – плазма, это жидкость, кровь может транспортировать вещества, участвовать в их превращении и перераспределении тепла).

    -Какие важные функции выполняют клетки крови? (Рассказывают по схеме на доске)

    (Эритроциты переносят ко всем клеткам кислород и углекислый газ, лейкоциты защищают организм от болезнетворных бактерий, тромбоциты останавливают кровотечение, участвуют в свертываемости крови).

    -  Как ответим на вопрос урока? Почему кровь перестает течь из пораненного пальца?

    Игра « Клетки крови»
    -Что делают эритроциты – переносят кислород. Представим себя эритроцитами – побежали на месте. Что делают лейкоциты - защищают организм от бактерий. Представили себя лейкоцитами - отталкиваемся друг от друга ладошками. Что делают тромбоциты – останавливают кровотечение. Представим себя тромбоцитами – обхватываем себя руками. Я буду вам показывать картинку с клетками, а вы должны правильно изобразить клетки.

    III. Самостоятельное применение знаний.

    1.  Откройте тетради на с.14. Выполните №1 самостоятельно. (Обсуждение)
    2. Работа в паре. - №3 Обсудите в паре. (фронтальная проверка).
    3. Самостоятельная работа. Тест. (Приложение 4).(Слайд 7,8)

    - Оцените свою работу в тетради. Если вы все правильно выполнили в тетради и не допустили ошибок при выполнении теста, поставьте «+» в соответствующей графе карточки.

    1. Самооценка.

    -Ребята, оцените свою работу на уроке. Если в вашей карточке стоят одни «+», то вы получили отметку «5», если есть «-«, то соответственно «4», а если минусов несколько, то вам необходимо быть активнее и внимательнее на следующем уроке.  

    1. Рефлексия.

    -Вы получили удовольствие от работы? Вам понравилось быть учеными?
    Закончите предложения, поработав в парах (Слайд 9)

    • Самое интересное задание для меня…
    • Самое трудное задание для меня…Ты преодолел трудность?
    • У меня возникло желание…
    1. Домашнее задание.

    Узнать, какая группа крови у всех членов вашей семьи и кто является универсальным донором, Т.с.14 №2.

    - Спасибо за активную работу на уроке! (Слайд 10.)

    Список литературы:

    • учебник « Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, и др. – М: Баласс, 2013г.,
    • рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» «Человек и природа». 4 класс. А.А. Вахрушев, О.В.Бурский и др., - М: Баласс, 2013г.
    • Методическое пособие О.А.Родыгина, А.А Вахрушев, А.С.Раутиан к учебнику « Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, и др. – М: Баласс, 2013г.
    • www.school 2100.r


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

    Подробный конспект урока + самоанализ урока....

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова

    В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме.  Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А....

    Разработка урока по окружающему миру "Значение кровеносной системы. Кровь".

    Предлагаю разработку урока по окружающему миру "Значение кровеносной системы. Кровь", которая направлена на содействие зффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся с помощью активных...

    Конспект урока по окружающему миру "Волшебная восьмёрка. Наша кровь". 4 класс. УМК "Школа 2100"

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Конспект содержит дополнительные сведения к изучаемому материалу учебника. Включает в себя интересные факты, сообщения о составе, свойствах и группах кро...

    Конспект урока по окружающему миру, тема: «Что такое Бенилюкс?» (3 класс, УМК "Школа России")

    Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредметные:-...

    Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Что такое Бенилюкс?" (3 класс)

    Цели деятельности учителя:ознакомление учащихся со странами Бенилюкса.Планируемые результаты:Предметные: знать:что такое Бенилюкс, какие страны входят в него.уметь: работать с картографическим материа...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Кто такие птицы?" (УМК "Школа России", 1 класс.)

    Цели деятельности учителя: формирование знаний о птицах, их отличительных признаках; умений описывать птицу по плану и отличать птиц от других животных.Планируемые результаты:Предметные: Знать определ...