Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО человеку 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
    рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

    Котова Анна Викторовна

    человек

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл человек 1 класс31.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Человек, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому).

    1. Пояснительная записка.

    Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

    Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

    Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Актуальность заключается в формировании личности ребенка при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

    Целью обучения предмета является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

    На уроках «Человек» используются следующие методы:

    • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
    • Репродуктивный;
    • Беседа;
    • Наблюдение;
    • Работа с книгой;
    • Упражнение;
    • Практическая работа;
    • ИКТ.

    Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

    • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
    • Объяснительный / репродуктивный
    • Инструктивный / практический
    • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

    Формы:

    • Предметный урок;
    • Индивидуальная работа;

    2. Общая характеристика учебного предмета

    Учебный предмет «Человек» ставит следующие задачи:

    • формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
    • развитие умений решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
    • развитие умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
    • формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.

    Учебный курс предусматривает следующую структуру:

    • Представления о себе.
    • Моя семья
    • Гигиена тела.
    • Одежда и обувь
    • Прием пищи.

    3. Место учебного предмета в учебном плане

    Предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

    На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Из них:

    I ч. –     ч          

    II ч. –     ч.                              

    III ч. –    ч.                                  

    IV ч. –    ч.                             Всего за год – 34 часа.

    4. Планируемые результаты освоения программы

    предметные результаты обучения:

    • иметь представления о собственном теле;
    • относить себя к определенному полу;
    • уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
    • уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, свои интересы, хобби и др.;
    • уметь соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);
    • иметь представления о членах семьи, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
    • узнавать одежду, обувь.
    • уметь расстёгивать и застёгивать одежду, завязывать шнурки, знать последовательность одевания и раздевания.
    • различать изнаночную сторону одежды.

    личностные результаты обучения.

    • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
    • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
    • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
    • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
    • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
    • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
    • проявление готовности к самостоятельной жизни.

    Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

    Результаты мониторинга указаны в таблице.

    5. Содержание учебного предмета

    В программе  предмета выделяются разделы:

    Представления о себе.

    • Части тела.
    • Моё здоровье: режим дня.
    • Моё здоровье: личная гигиена.
    • Моё здоровье: одевание по погоде.
    • Организации своего свободного времени.
    • Сообщение о состоянии своего здоровья.
    • Называние своего возраста.
    • Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.
    • Рассказ о себе с помощью речи и жестов.
    • Закрепление пройденного материала.
    • Знание возрастных изменений человека.

    Моя семья

    • Определение своей социальной роли в семье.
    • Различение  социальных ролей членов семьи.
    • Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
    • Закрепление пройденного материала.

    Гигиена тела

    • Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
    • Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица
    • Чистка зубов. Полоскание полости рта.

    Одежда и обувь

    • Различение сезонной обуви.
    • Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
    • Различение сезонных головных уборов.
    • Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
    • Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
    • Соблюдение последовательности действий при раздевании
    • Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды
    • Закрепление пройденного материала.

    Приём пищи

    • Еда вилкой.
    • Использование салфетки во время приема пищи.
    • Повторение пройденного материала.

    6. календарно-тематическое планирование.

    тема

    колич. часов

    сроки

    Основные элементы содержания

    Практика

    Представления о себе.

    1.

    Вводное занятие

    1

    Актуализация знаний, умений и навыков, через игру.

    Актуализация знаний, умений и навыков.

    2.

    Я и моё имя

    1

    Идентификация себя со своим именем своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; через просмотр демонстрационного материала, игровые и практические упражнения.

    Идентификация себя со своим именем,  своим изображением, отражением.

    3.

    Распознавание половой принадлежности по внешним признакам, одежде.

    1

    Идентификация половой принадлежности по внешним признакам, через дидактические игровые упражнения

    Идентификация половой принадлежности.

    4.

    Части тела: туловище, руки.

    1

    Формирование умения различать и называть  части тела: туловище (шея, спина, живот).  Через просмотр демонстрационного материала,  практическую, игровую изобразительную деятельность.

    Формирование умения различать и называть  части тела: туловище (шея, спина, живот).  

    5.

    Части тела: руки, ноги.

    1

    Формирование умения различать и называть части тела: ноги.  Через просмотр демонстрационного материала,  практическую, игровую изобразительную и конструктивную деятельность.

    Формирование умения различать и называть части тела: ноги.

    6.

    Части тела: пальцы.

    1

    Формирование умения различать и называть  части тела: пальцы.  Через просмотр демонстрационного материала,  практическую, игровую изобразительную деятельность.

    Формирование умения различать и называть  части тела: пальцы.  

    7.

    Дорисовывание частей тела человека

    1

    Дорисовывание частей тела человека по подражанию, по трафарету.

    Дорисовывание частей тела человека по подражанию, по трафарету.

    8.

    Личная гигиена: уход за телом.

    1

    Формирование умения ухаживать за своим телом, через просмотр видео материалов, практических упражнений

    Формирование умения ухаживать за своим телом.

    9.

    Закрепление пройденного материала

    1

    Идентификация себя со своим именем,  своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; со своей половой принадлежностью (как мальчика или девочки), закрепление представлений о частях тела человека. Через игровую и изобразительную деятельность.

    Идентификация себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; со своей половой принадлежностью, закрепление представлений о частях тела человека.

    10.

    Лицо человека: глаза, нос.

    1

    Формирование умения различать и называть части лица (глаза, ресницы, брови, нос, ноздри, рот, губы, щёки, лоб, подбородок).  Через просмотр демонстрационного материала,  практическую, игровую изобразительную деятельность.

    Формирование умения различать и называть части лица.

    11.

    Лицо человека: щёки, лоб, подбородок.

    1

    12.

    Мои эмоции: радость – грусть,  восторг.

    1

    Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. Через просмотр демонстрационного материала, игровые упражнения.  

    Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

    13.

    Мои эмоции: удивление.

    1

    Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

    Формирование умения различать и

    14.

    Закрепление  пройденного материала.

    1

    Закрепление знаний о частях лица, об эмоциях человека, через игровые упражнения.

    Закрепление знаний о частях лица, об эмоциях человека.

    15.

    Мои эмоции: страх

    1

    Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. Через просмотр демонстрационного материала, игровые действия, упражнения.  

    Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

    16.

    Моё – чужое.

    1

    Формирование умение определять «моё» и «не моё», через игру,  практические упражнения.  

    Формирование умение определять «моё» и «не моё».

    17.

    Моё здоровье: режим дня.

    1

    Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья.  Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые  упражнения.

    Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья.  

    18.

    Моё здоровье: личная гигиена.

    1

    Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья.  Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые  упражнения.

    Осознание важности соблюдения личной гигиены  для здоровья

    19.

    Моё здоровье: одевание по погоде.

    1

    Осознание важности одевания по погоде для здоровья, через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые  упражнения.

    Осознание важности  одевания по погоде для здоровья.

    20.

    Моё здоровье.

    1

    Формирование умения распознавать  свои ощущения,  определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. Через просмотр демонстрационного материала, игровых действий,  практических упражнений.

    Формирование умения распознавать  свои ощущения,  определять свое самочувствие, локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

    21.

    Называние своего возраста.

    1

    Формирование умения осознавать свой возраст, называть его, через практические игровые упражнения.

    Формирование умения осознавать свой возраст, называть его.

    22.

    Рассказ о себе с помощью речи и жестов.

    1

    Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, через игру «Давай знакомиться!»  Через практическую, игровую деятельность.

    Формирование умения осознавать и  называть  своё имя, возраст, через игру «Давай знакомиться!»  

    23.

    Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.

    2

    Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, любимое занятие, по подражанию.

    Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, любимое занятие.

    24.

    Закрепление пройденного материала.

    1

    Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, рассказать о себе. Через игру.          

    Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих.

    25.

    Мои интересы и желания.

    1

    Формирование умения осознавать и выражать свои интересы, желания; представлений о занятиях в свободное время.   Через просмотр демонстрационных материалов, игровые упражнения, беседу.  

    Формирование умения осознавать и выражать свои интересы, желания; представлений о занятиях в свободное время.

    Моя семья

    26.

    Члены моей семьи.  

    1

    Формирование представлений о членах семьи. Через просмотр демонстрационных материалов, игру,  изобразительную деятельность.

    Формирование представлений о членах семьи.

    27.

    Моя семья: бытовая деятельность членов семьи.

    1

    Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

    Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи.

    28.

    Моя семья: досуговая деятельность членов семьи.

    1

    Формирование представлений о  досуговой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

    Формирование представлений о  досуговой деятельности членов семьи.

    29.

    Моя семья: профессиональная деятельность членов семьи.

    1

    Представление о профессиональной деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

    Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

    30.

    Закрепление пройденного материала: моя семья

    1

    Закрепление представлений о членах семьи, через игру.

    Закрепление представлений о член Повторение пройденного материала ах семьи.

    31.

    Итоговое занятие

    1

    Повторение пройденного материала, через игру.

    7. Учебно-методическое обеспечение

    • Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
    • Комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
    • «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

    8. Материально-техническое обеспечение

     Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. Компьютер.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...