РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Котова Анна Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий природный мир, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года,  суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней. Учебный предмет «Окружающий природный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Естествознание».

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;
  • Предметный урок;
  • Домашняя учебная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;
  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

 Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Учебный курс предусматривает следующую структуру:

  • Растительный мир.
  • Животный мир.
  • Объекты природы.
  • Временные представления.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится в неделю 1 час. Всего в год – 34 часа. Из них:

 I ч. –    ч             IIч. –    ч.      III ч. –   ч.                    IV ч. –   ч.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные  результаты обучения:

  • Интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы.
  • Представления о временах года, характерных признаках времени года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Различать овощи, фрукты.
  • Узнавать и называть некоторые комнатные растения, дикорастущие, цветочно-декоративные.
  • Отличать грибы.
  • Знать домашних и диких животных, уметь называть их детёнышей.
  • Отличать птиц и насекомых.
  • Умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

 Система оценки по предмету «Окружающий природный мир»

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

5. Содержание учебного предмета

В программе  предмета выделяются разделы:

Растительный мир.

  • Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Части растений.
  • Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).
  • Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья).
  • Плодовые деревья (вишня, яблоня, груша, слива). Лиственные и хвойные деревья.
  • Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.
  • Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека.
  • Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш);
  • Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).
  • Повторение по теме «Растительный мир».

Животный мир.

  • Основные признаки животного.
  • Объединение животных в группу «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека.
  • Дикие животные. Питание диких животных.
  • Детеныши диких животных.
  • Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. Связь строения животного с его местом обитания.
  • Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
  • Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц.
  • Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни человека.
  • Повторение по теме «Животный мир».

Объекты природы.

  • Солнце и Луна.
  • Значение солнца и луны в жизни человека и в природе.
  • Формы земной поверхности.
  • Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека.
  • Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
  • Вода. Свойства воды.
  • Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.
  • Повторение по теме «Объекты природы.

Временные представления.

  • Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.
  • Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
  • Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
  • Соотнесение месяцев с временами года.
  • Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
  • Повторение по теме «Временные представления».

6. календарно-тематическое планирование

программный материал

колич. часов        

дата

знания и умения.

наглядность

виды работы по развитию речи

1.

Осень. Сезонные изменения в природе.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

сюжетные картинки

составление простых нераспространенных предложений

2.

Овощи: помидор, огурец. Цвет, форма, вкус, запах.

2

называть  предметы,

характеризовать их по основным свойствам

сюжетные картинки

муляжи

активное участие в беседе

3.

Сравнение овощей. Употребление в пищу.

1

отвечать на вопросы

4.

Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, вкус, запах.

2

называть  предметы,

характеризовать их по основным свойствам

муляжи

трафареты

отвечать на вопросы

5.

Садовые ягоды.

1

активное участие в беседе

6.

Лесные ягоды.

1

7.

Сравнение фруктов. Употребление в пищу.

1

8.

Комнатные растения. Узнавание и называние. Поливка.

2

узнавание и  называние комнатных растений.

сюжетные картинки        

отвечать на поставленные вопросы

9.

Садовые цветочно-декоративные растения: астра, георгин, тюльпан.

2

узнавание и  называние садовых растений.

сюжетные и предметные картинки        

отвечать на поставленные вопросы

10.

Грибы: подберёзовик, подосиновик, груздь.

1

узнавание и  называние грибов

называть предметы

11.

Строение гриба.                                        

1

уметь составлять простые предложения.

предметные картинки

отвечать на вопросы

12.

        Несъедобные грибы.                        

        

1

называть  предметы,

характеризовать их по основным свойствам

        предметные картинки

отвечать на вопросы

13.

Закрепление пройденного.

1

называть  предметы,

характеризовать их по основным свойствам        

предметные картинки

называние предметов

14.

Сезонные изменения. Зима.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

сюжетные картинки

описывать картинку

15.

Домашние животные: кошка, собака. Внешний вид.

1

называть  предметы,

характеризовать их по основным свойствам

сюжетные картинки

отвечать на поставленные вопросы

16.

Уход за домашними животными. Питание домашних

животных.

1

17.

Детеныши домашних животных.

1

называть детёнышей

сюжетные картинки

описывать картинку

18.

Дикие животные: волк, лиса. Внешний вид. Питание.

1

называть  предметы,

характеризовать их по основным свойствам

сюжетные картинки

описывать картинку

19.

Детеныши диких животных.

1

называть детёнышей

сюжетные картинки

отвечать на вопросы

20.

Птицы. Внешний вид.

1

называть  предметы,

характеризовать их по основным свойствам

предметные картинки

составление простых нераспространенных предложений

21.

Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни

человека.

1

уметь составлять простые предложения.

предметные и сюжетные картинки

описывать картинку

22.

Зимующие и перелетные птицы.

1

называть  предметы,

характеризовать их по основным свойствам

отвечать на вопросы

23.

Повторение пройденного.

1

учить делать выводы и обобщать.

сюжетные картинки

отвечать на вопросы

24.

Сезонные изменения в природе. Весна.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

сюжетные картинки

активное участие в беседе

25.

Сезонные изменения в природе. Признаки  лета.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

участие в беседе

26.

Насекомые.

1

отличать насекомых

предметные картинки

отвечать на вопросы

27.

Здравствуй, лето красное.

1

учить отвечать на вопросы.

предметные и сюжетные картинки

активное участие в беседе

28.

Повторение пройденного

1

учить делать выводы и обобщать.

составление простых нераспространенных предложений

7.  Учебно-методическое обеспечение:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
  • комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я и мир животных», «Я и мир растений».  Комплект  предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова,  раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
  • «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
  • Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Живой мир», Москва, «Просвещение», 2011. Авт.-сост.: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

8. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов  с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....