УМК "Планета знаний" ТКУ « В березовой роще»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
УМК "Планета знаний" ТКУ « В березовой роще» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_v_berezovoy_roshche.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
« В березовой роще»
Класс: 2 А
УМК: Планета знаний
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: « В березовой роще»
Цель: способствовать ознакомлению детей с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере берёзового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду; развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о связях между компонентами леса.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, познавательную активность учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что такое окружающая среда, приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края;
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса, корректируют выполнение задания.
Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника, осуществляют описание объектов природы.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
I. Организация урока. Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | -Здравствуйте. Садитесь. -Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать. Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет все узнать наша любознательность. | Дети приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | ||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | - С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? - Давайте проверим наши знания с помощью теста. - Перед вами листы с заданиями. В тесте 3 задания, выберите и обведите правильный вариант ответа, приступаем. Тест по теме “Бабочки и жуки” 1. Чем покрыто тело бабочки? а) Красивой кожей; б) мельчайшими чешуйками; в) перьями 2. Сколько крыльев у бабочки? а) два; б) четыре; в) у всех по-разному 3. Чем отличаются крылья жуков и бабочек? а) у бабочек красивые крылья, а у жуков нет; б) у бабочек большие крылья, а у жуков маленькие; в) у жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жёсткие, а 2 мягкие - Проверим себя. Оцените свою работу значком +, если все ответы верны, - если была ошибка. | - Бабочки и жуки. - Б,Б, В | ||||||||||||
III. Целеполагание | 2. Разгадывание кроссворда – Перед вами ребус, разгадав его мы, подойдём к теме урока. - Какое слово у вас получилось? - Правильно, лес. Об этом мы сегодня будем говорить. - Что такое лес? - Какие бывают леса? - На западе республики, в нашей местности какие встречаются леса? - Можем ли мы обойтись без лесов? - Кто знает, что такое роща? - Какие бывают рощи? - Отгадав загадку, вы узнаете, о какой роще пойдет речь. Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. - Назовите тему урока. - Верно. - Знаете ли вы, что такое березняк? - А кто живет в березовой роще? - Что растет в березовой роще? - Зная тему урока, какие задачи можем перед собой поставить? - Также узнаем, как живые существа приспособились к условиям жизни в березовой роще. | - Лес -Сообщество животных и растений. -Хвойные, лиственные, смешанные. -Березовые и осиновые, а также широколиственные из липы, клена и дуба. -Нет, лес – производитель кислорода. Небольшой лес. -Дубовые, осиновые, берёзовые. - Берёза. -Березовая роща. 1. Что такое березняк? 2. Кто живёт в берёзовой роще? 3. Что растёт в берёзовой роще? | ||||||||||||
IV. «Открытие» новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднения. | 1.Знакомство с текстом учебника стр.36-37. Выделение отличительных признаков березового леса. - Начнем знакомство с березовой рощей, откройте учебник на стр.36-37. Сегодня наши друзья Маша и Петя с другом семьи – биологом Николаем Ивановичем отправляются в березовую рощу. Давайте послушаем рассказ Николая Ивановича. (1 ряд читает текст по абзацам) - Какие условия создает береза для других обитателей? - Что означает слово светолюбивые? - Прочитайте остальные слова на экране. Светолюбивы теневыносливые Влаголюбивые засухоустойчивые Теплолюбивые холодостойкие - Что вы можете сказать об этих словах? -Объясните значения слов: - О каких растениях можно сказать теневыносливое? Влаголюбивое? Засухоустойчивое? … - Какие из этих слов подходят для описания берёзы? 2.Ознакомление с типичными растениями березового леса - А теперь давайте отправимся в виртуальную экскурсию по березовой роще. 1)Если верить легенде, то название цветка Иван - да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню и сестру Машу. Когда они встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своем родстве, они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской. Иван-да-марья травянистое однолетнее растение с жёлтыми цветками и ярко-синими прицветниками, то есть верхними листьями растения. В России растет чаще всего по рощам и лугам, а также по лесным опушкам. 2) Род колокольчиковые насчитывает более 400 видов, в России встречается около 150 видов колокольчиков. Слово колокольчик уменьшительное от слова колокол, которое характеризует форму цветка. Цветок голубой или фиолетовый разных оттенков, порой лиловый, изредка белый. Колокольчики исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания. 3) Лю́тик — род травянистых растений семейства Лютиковые. Водные или наземные травы с едким, а иногда и ядовитым соком. У большинства видов пять лепестков и множество тычинок и пестиков. Этот цветок чаще встречается желтого, реже белого, розового, красного, сиреневого и голубого оттенка. Этот красивый цветок предпочитает лесные и пойменные луга, негустые леса, берега ручьев и рек, окраины болот. 4) Орешник или лещина обыкновенная относится к семейству березовых. Дикорастущая лещина обыкновенная представляет собой ветвистый кустарник с большим количеством стволиков, 10-20 и более, высотой 3-4 м. В диком виде заросли лещины широко распространены на юге России, она встречается и в Башкортостане, Татарстане, Южном Урале. Плоды считаются ценным продуктом - содержат все необходимые для организма элементы питания: белки, жиры, углеводы, витамины группы А, В, С, Д, Е, Р, К. Плоды созревают во второй половине августа – начале сентября. Они собраны в группу от 2 до 5 шт. 5) Крушина – род древесных растений семейства крушиновые. Крушина растет в виде кустов или небольших деревьев, в перелесках, на опушках, на берегу рек и озер. Кора темная, листья глянцевые, овальной формы. Цветет растение обильно с середины мая по июнь невзрачными желтыми цветами, на месте которых позже появляются ягоды-костянки, вначале зеленые, позже красные, в середине августа они поспевают, и становятся черными. Ягоды крушины невкусные, ядовитые, но птицы, особенно дрозды, поедают плоды крушины, так семена разносятся по всему лесу. | -Белые стволы отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в березовом лесу всегда светло и растут светолюбивые растения. - Любят свет. -Прилагательные, состоят из двух частей. Ответы детей -Светолюбивое, холодостойкое. | ||||||||||||
V. Закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль. | Сейчас возьмите в руки листы с заданиями, найдите задание №2. прочитает его. - Проверим себя. 1. Береза 2. Орешник, крушина 3. Иван – да – Марья, колокольчик, Лютик - Что тут может быть лишнее? Что не растет в березовой роще? - Оцените свою работу поставьте + на карточке, если вы сделали все правильно - А знаете ли вы, какие ни будь стихотворения или песни про березу? Физкультминутка Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят, Как они тихо садятся покажем – Крылья сложили назад. -На странице учебника 36 я буду читать, а вы слушаете меня внимательно. - Чем питается Иволга? - Чем питается Ворона? - Верно - Сейчас мы будем работать в паре. Работайте дружно, я раздам вам листочки, а вы должны будете соединить стрелочками, что к чему подходит. Наш девиз… Для птиц Древесина, из которой можно делать много предметов Для насекомых Жилище и столовая Для художника Объект для картины Для мебельщика Место для постройки гнезда Место, где откладывают личинки - Как вы соединили предложения? - Вы все сделали правильно. - Продолжаем знакомство с обитателями березовой рощи. - Отгадайте загадку. В одежде богатой, Да сам слеповатый, Живет без оконца, Не видывал солнца. - В учебнике на стр.37 я прочитаю рассказ биолога Николая Ивановича об этом животном. - Как крот приспособился к жизни под землей? - А сейчас мы выполним еще одно задание. Мы будем опираться на свои новые знания и на наш учебник 5. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова: Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – _______________. Николай Иванович сказал: «Мы с вами пришли в ________________ ________________. В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения ______________, _________________, ________________________.» Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. «Это поет ________________» – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного. Гуляя по лесу, ребята заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа ______________. Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому. Для птиц и насекомых лес – родной дом. Они там рождаются, живут, выводят потомство, кормятся, прячутся от опасности. Это их среда обитания. - Свой дом мы любим, бережем, охраняем, убираем. Как мы должны относиться к дому животных и растений? | Заполни таблицу, распределив названия растений в 3 столбика: колокольчик, берёза, орешник, иван-да-марья, ель, лютик, крушина.
- Ель, т.к. не растёт в березовой роще - Ответы детей - Насекомыми-вредителями - Насекомыми, лягушками, мышами… - Для птиц – место для постройки гнезд, жилище и столовая. - Для насекомых – место, где откладывают личинки - Для художника – объект для картины - Для мебельщика – древесина, из которой можно делать много предметов.
- Крот - Передние лапы короткие, широкие, с мощными когтями. Как лопатой, он разрыхляет ими землю и отбрасывает назад Ответы крот - Березы, березовую рощу, колокольчики, лютики, Иван- да марья, Иволга, крота Бережно, не ломать их гнезда,тд… | ||||||||||||
VI. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли нам их решить? - Что вы узнали о березовой роще? Какие растения есть в березовой роще? Животные? - Кто считает, что он все понял и ему было легко, поднимите руку. - Кому было сложно, но он смог понять? - Кто не понял, что мы сегодня делали и кому не понравилась тема? - Спасибо за урок, до свидания. | 1. Что такое березняк? 2. Кто живёт в берёзовой роще? 3. Что растёт в берёзовой роще? - Да |