УМК "Планета знаний" ТКУ « В березовой роще»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Гусева Виктория Сергеевна

УМК "Планета знаний" ТКУ « В березовой роще» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _v_berezovoy_roshche.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

« В березовой роще»

Класс: 2 А

УМК: Планета знаний

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: « В березовой роще»

Цель: способствовать ознакомлению детей с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере берёзового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду; развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие.

Задачи:

Образовательные:  формировать представление о связях между компонентами леса.

Развивающие:  развивать внимание, память, мышление, познавательную активность учащихся.

Воспитательные:  воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают, что такое окружающая среда, приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края;

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса, корректируют выполнение задания.

Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника, осуществляют описание объектов природы.

Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация урока.

Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

-Здравствуйте. Садитесь.

-Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать наша любознательность.

Дети приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

-  Давайте проверим наши знания с помощью теста.

- Перед вами листы с заданиями. В тесте 3 задания, выберите и обведите правильный вариант ответа, приступаем.

Тест по теме “Бабочки и жуки”

1. Чем покрыто тело бабочки?

а) Красивой кожей;

б) мельчайшими чешуйками;

в) перьями

2. Сколько крыльев у бабочки?

а) два;

б) четыре;

в) у всех по-разному

3. Чем отличаются крылья жуков и бабочек?

а) у бабочек красивые крылья, а у жуков нет;

б) у бабочек большие крылья, а у жуков маленькие;

в) у жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жёсткие, а 2 мягкие

- Проверим себя. Оцените свою  работу значком +, если все ответы верны, - если была ошибка.

- Бабочки и жуки.

- Б,Б, В

III. Целеполагание

2. Разгадывание кроссворда

– Перед вами ребус, разгадав его мы, подойдём к теме урока.

http://festival.1september.ru/articles/616364/img1.jpg

- Какое слово у вас получилось?

- Правильно, лес. Об этом мы  сегодня будем говорить.

- Что такое лес?

- Какие бывают леса?

- На западе республики, в нашей местности какие встречаются леса?

- Можем ли мы обойтись без лесов?

- Кто знает, что такое роща?

- Какие бывают рощи?

- Отгадав загадку, вы узнаете, о какой роще пойдет речь.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

- Назовите тему урока.

- Верно.

- Знаете ли вы, что такое березняк?

- А кто живет в березовой роще?

- Что растет в березовой роще?

- Зная тему урока, какие задачи можем перед собой поставить?

- Также узнаем, как живые существа приспособились к условиям жизни в березовой роще.

- Лес

-Сообщество животных и растений.

-Хвойные, лиственные, смешанные.

-Березовые и осиновые, а также широколиственные из липы, клена и дуба.

-Нет, лес – производитель кислорода.

Небольшой лес.

-Дубовые, осиновые, берёзовые.

- Берёза.

-Березовая роща.

1. Что такое березняк?

2. Кто живёт в берёзовой роще?

3. Что растёт в берёзовой роще?

IV.  «Открытие» новых знаний.

Цель: построение проекта выхода из затруднения.

1.Знакомство с текстом учебника стр.36-37. Выделение отличительных признаков березового леса.

- Начнем знакомство с березовой рощей, откройте учебник на стр.36-37. Сегодня наши друзья Маша и Петя с другом семьи – биологом Николаем Ивановичем отправляются в березовую рощу. Давайте послушаем рассказ Николая Ивановича. (1 ряд читает текст по абзацам)

- Какие условия создает береза для других обитателей?

- Что означает слово светолюбивые?

- Прочитайте остальные слова на экране.

Светолюбивы       теневыносливые

Влаголюбивые     засухоустойчивые

Теплолюбивые     холодостойкие

- Что вы можете сказать об этих словах?

-Объясните значения слов:

- О каких растениях можно сказать теневыносливое? Влаголюбивое? Засухоустойчивое? …

- Какие из этих слов подходят для описания берёзы?

2.Ознакомление с типичными растениями березового леса

- А теперь давайте отправимся в виртуальную экскурсию по березовой роще.

1)Если верить легенде, то название цветка Иван - да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню и сестру Машу. Когда они встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своем родстве, они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской.

Иван-да-марья травянистое однолетнее растение с жёлтыми цветками и ярко-синими прицветниками, то есть верхними листьями растения. В России растет чаще всего по рощам и лугам, а также по лесным опушкам.

2) Род колокольчиковые насчитывает более 400 видов, в России встречается около 150 видов колокольчиков. Слово колокольчик уменьшительное от слова колокол, которое характеризует форму цветка.  Цветок голубой или фиолетовый разных оттенков, порой лиловый, изредка белый.

Колокольчики исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания.

3) Лю́тик — род травянистых растений семейства Лютиковые. Водные или наземные травы с едким, а иногда и ядовитым соком. У большинства видов пять лепестков и множество тычинок и пестиков. Этот цветок чаще встречается желтого, реже белого, розового, красного, сиреневого и голубого оттенка. Этот красивый цветок предпочитает лесные и пойменные луга, негустые леса, берега ручьев и рек, окраины болот.

4) Орешник или лещина обыкновенная относится к семейству березовых. Дикорастущая лещина обыкновенная представляет собой ветвистый кустарник с большим количеством стволиков, 10-20 и более, высотой 3-4 м.  В диком виде заросли лещины широко распространены на юге России, она встречается и в Башкортостане, Татарстане, Южном Урале.  Плоды считаются ценным продуктом - содержат все необходимые для организма элементы питания: белки, жиры, углеводы, витамины группы А, В, С, Д, Е, Р, К.

Плоды созревают во второй половине августа – начале сентября. Они собраны в группу от 2 до 5 шт. 

5) Крушина – род древесных растений семейства крушиновые.

Крушина растет в виде кустов или небольших деревьев, в перелесках, на опушках, на берегу рек и озер. Кора темная, листья глянцевые, овальной формы. Цветет растение обильно с середины мая по июнь невзрачными желтыми цветами, на месте которых позже появляются ягоды-костянки, вначале зеленые, позже красные, в середине августа они поспевают, и становятся черными. Ягоды крушины невкусные, ядовитые, но птицы, особенно дрозды, поедают плоды крушины, так семена разносятся по всему лесу.

-Белые стволы отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в березовом лесу всегда светло и растут светолюбивые растения.

- Любят свет.

-Прилагательные, состоят из двух частей.

Ответы детей

-Светолюбивое, холодостойкое.

V. Закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.

Сейчас возьмите в руки листы с заданиями, найдите задание №2. прочитает его.

- Проверим себя.

1. Береза

2. Орешник, крушина

3. Иван – да – Марья, колокольчик, Лютик

- Что тут может быть лишнее? Что не растет в березовой роще?

- Оцените свою работу поставьте + на карточке, если вы сделали все правильно

- А знаете ли вы, какие ни будь стихотворения  или песни про березу?

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.

-На странице учебника 36 я буду читать, а вы слушаете меня внимательно.

- Чем питается Иволга?

- Чем питается Ворона?

- Верно

- Сейчас мы будем работать в паре. Работайте дружно, я раздам вам листочки, а вы должны будете соединить стрелочками, что к чему подходит.  Наш девиз…

Для птиц          Древесина, из которой можно делать много предметов

Для насекомых          Жилище и столовая

Для художника         Объект для картины

Для мебельщика        Место для постройки гнезда

                                    Место, где откладывают личинки

- Как вы соединили предложения?

- Вы все сделали правильно.

- Продолжаем знакомство с обитателями березовой рощи.

- Отгадайте загадку.

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца.

- В учебнике на стр.37  я прочитаю рассказ биолога Николая Ивановича об этом животном.

- Как крот приспособился к жизни под землей?

- А сейчас мы выполним еще одно задание. Мы будем опираться на свои новые знания и на наш учебник

5. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова:

Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – _______________. Николай Иванович сказал: «Мы с вами пришли в ________________ ________________. В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения ______________, _________________, ________________________.»

Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. «Это поет ________________» – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного. Гуляя по лесу, ребята заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа ______________. Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому.

Для птиц и насекомых лес – родной дом. Они там рождаются, живут, выводят потомство, кормятся, прячутся от опасности. Это их среда обитания.

- Свой дом мы любим, бережем, охраняем, убираем. Как мы должны относиться к дому животных и растений?

Заполни таблицу, распределив названия растений в 3 столбика: колокольчик, берёза, орешник, иван-да-марья, ель, лютик, крушина.

деревья

кустарники

травы

- Ель, т.к. не растёт в березовой роще

- Ответы детей

- Насекомыми-вредителями

- Насекомыми, лягушками,  мышами…

- Для птиц – место для постройки гнезд, жилище и столовая.

- Для насекомых – место, где откладывают личинки

- Для художника – объект для картины

- Для мебельщика – древесина, из которой можно делать много предметов.

 

- Крот

- Передние лапы короткие, широкие, с мощными когтями. Как лопатой, он разрыхляет ими землю и отбрасывает назад

Ответы

крот

- Березы,  березовую рощу, колокольчики, лютики, Иван- да марья, Иволга,  крота

Бережно, не ломать их гнезда,тд…

VI. Рефлексия.

Итог урока.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам их решить?

- Что вы узнали о березовой роще? Какие растения есть в березовой роще? Животные?

- Кто считает, что он все понял и ему было легко, поднимите руку.

- Кому было сложно, но он смог понять?

- Кто не понял, что мы сегодня делали и кому не понравилась тема?

- Спасибо за урок, до свидания.

1. Что такое березняк?

2. Кто живёт в берёзовой роще?

3. Что растёт в берёзовой роще?

- Да