Почва окружающий мир 3 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Митина -Егорова Алёна Андреевна

Почва окружающий мир 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pochva.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Победино

Урок по

окружающему миру

3 класс

Тема: «Что такое почва?»

Учитель: Митина-Егорова А.А

2020-2021 уч.год


Тема урока:  Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели:

 Образовательные:

- формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

- выявить в ходе опытов состав почвы

- продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

- развивать умение работать с научным текстом;

- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

- делать выводы на основе проведённых опытов;

- развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;

- умения доказывать выдвигаемые предположения;

- первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

- воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

   формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,

   контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемый результат:

 Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему  

             решению, задавать вопросы,

            контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

Прозвенел звонок для вас

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтива.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш-хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

2. Актуализация    знаний.

- Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

- А, что вы представляете , когда говорите  слово  земля? Сколько значений имеет слово земля?

-Это и название планеты, на которой мы живём.

-это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.

-это и земля в понимании страна, государство.

Сказала лопата: 

-Земля – чтобы рыть.

Ботинки сказали:

-Земля – чтоб ходить.

А люди сказали:

-Земля – чтобы жить.

                             А. Тетивкин

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Земля – какое ёмкое слово!

Земля – кормилица,

Земля – поилица,

Земля – родная мать.

Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.

- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

- Какое научное название?

-Какова тема нашего урока? 

Главное слово на уроке – ПОЧВА

3. Постановка учебной задачи.

- Вставьте ключевые слова  для постановки проблемы: (на доске)

 Что такое …….?

 Из чего …….. почва?

 Как ……почва?

 …………. почвы.

 Кто ……… в почве?

-Какова основная проблема урока?

4. Поиск решения проблемы

-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Поиск в словаре (подготовил ученик) 

-Найдите и сравните определение «почва»  в учебнике с. 64

-Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности.

 Физминутка

5. Первичное закрепление

Работа в группах

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ.

Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод:

Почва – это …

(верхний или нижний)

(светлый или тёмный0

(плотный или рыхлый) слой земли.

- Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64

2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ

Цель опыта

Ход проведения

Вывод

-Докажем, что в почве есть воздух

Опыт 1 

Берём стакан с водой

Бросаем комочек сухой почвы

Что наблюдаем?

–Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2

Докажем, что в почве есть вода

Возьмём бумажную салфетку

Положим на неё немного почвы

Сильно сожмём

Стряхнём почву

Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

Опыт 3  (выполняет учитель)

Почву в пробирке начнём нагревать на огне.

Что наблюдаем?

Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4 (выполняет учитель)

Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.

Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

Опыт 5

Размешаем почву с водой стеклянной палочкой

Профильтруем раствор

Что видим на фильтре?

Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

Подержим стекло над огнём

Вода быстро испарится

Что осталось на стекле?

Это минеральные соли.

6. Самостоятельная работа с проверкой

-Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66, получилась схема

Самостоятельная работа в тетради на печатной основе

с. 38 №4

7. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Объяснить смысл пословицы:

1 группа

Глубже пахать – больше хлеба жевать.

2 группа

Земля тарелка: что положишь, то и возьмешь.

3 группа

Добрая земля больше поднимет.

8. Рефлексия деятельности

-Какую тему изучали?

- Какую проблему рассматривали?

-Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:

-Что такое почва?

-Что входит в состав почвы?

-Что нового узнали?

-Что понравилось на уроке?

Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, тетр с. 38 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.

Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Конспект урока "Что такое почва" Окружающий мир

Конспект урока Окружающий мир "Что такое почва" 3 класс. Знакомство с новым материалом. Групповая работа...

Тестовая работа по окружающему миру на тему "Почва" в 3 классе УМК "Школа России"

Данный тест в форме презентации поможет быстро проверить усвоение учащимися темы "Почва"....

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Рабочий лист "Почвы" окружающий мир 4 класс

Рабочий лист для каждого ученика. Конспектируются тезисы...