Конспект урока окружающего мира "Будь природе другом!"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ "СОШ№15 п. Березайка" Бологовского района Тверской области
Автор урока:Макарова Любовь Борисовна учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем
Кызылского кожууна.
Технологическая карта урока окружающего мира
во 2 классе
«Будь природе другом»
Учитель начальных классов:
Монгуш С.А.
Окружающий мир во 2 классе
Тема урока – «Будь природе другом!»
Тип урока: урок - проект
Цели урока:
Образовательные: 1. Познакомиться с Красной книгой России; Республики Тыва.
2. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.
3. Создать свою Красную книгу.
Развивающие: 1.Развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
2.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы.
3.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растений и животных.
Воспитательные: 1. Учить уважительному отношению ко всему живому.
2. Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.
Формы организации познавательной деятельности:( фронтальная, групповая, индивидуальная)
Методы и приёмы:(создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия , самооценка)
Средства обучения: раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга РФ, Красная книга РТ.
Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, проектная, исследовательская, технология создания учебной ситуации, продуктивное чтение.
Технологическая карта урока.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I | Организационный момент. 1 мин. Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Создает эмоционально – положительный настой на урок на урок, создание мотивации успеха. Здравствуйте, ребята! Сегодня ваш урок окружающего мира проведу я. Зовут меня Сайсу Анатольевна. А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте улыбнемся друг другу и передадим частичку тепла и доброты. Мы пришли сюда у…(учиться) Не лениться, а тру…(трудиться) Только тот кто много з…(знает) В жизни что-то до…(достигает) Согласны вы с этим?Скажите что вы должны делать, чтоб чего-то достичь? Сегодня на уроке вы будете работать в группах. У нас будет 4 группы, а какие вы узнаете чуть позже. Ребята, скажите как мы будем работать в группах? | Дети заранее, перед уроком, делятся на 4 группы и уже в начале урока сидят группами. Настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности. |
II | Актуализация знаний. 5 минут Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Учитель организует повторение знаний. - Что такое природа? - Вспомните, какая бывает природа? ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ЖИВАЯ - Молодцы, ребята. - Ну-ка, скажите-ка мне, чем отличаетсянеживая природа от живой природы. (дышит, растёт, питается, размножается, умирает) -Правильно, дети. Теперь у вас на столах есть карточки на которых написаны слова, прочитайте их и назовите одним словом. - Ребята, на какие группы мы разделим живые организмы? - Вот мы сегодня тоже разделились на 4 группы, это у нас будут отделами по охране природы; -по охране зверей, -по охране птиц, -по охране насекомых -по охране растений. - Посмотрите, как красив и разнообразен мир живой природы! Но вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке. Почему живой природе грозит опасность? -Как их можно защитить? -Правильно, их заносят в Красную книгу. Давайте поиграем в игру «Да или нет», я буду спрашивать, а вы отвечаете да или нет. – У Красной книги обложка красная? – Красный цвет – сигнал опасности, поэтому обложку сделали красной? –Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных? -Молодцы! -Какая группа очень активно работала? Остальные тоже подтягивайтесь за ними. ФИЗМИНУТКА. | Отвечают на вопрос учителя. Назовите объекты неживой природы. Назовите объекты живой природы. Называют признаки. Насекомые: кузнечик, бабочка, божья коровка; птицы: воробей.снегирь, голубь; звери: волк, белка, заяц; растения: берёза, ромашка, подорожник. Дети говорят, что среди данных объектов живой природы можно выделить следующие группы: НАСЕКОМЫЕ, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, РАСТЕНИЯ. Смотрят на красочную схему на доске. - На прошлом уроке мы говорили о Красной книге. Некоторым видам растений и животных грозит опасность.они занесены в Красную книгу. | Личностные УУД Нравственно – этическая ориентация Познавательные логические УУД – анализ объектов с целью выделения признаков живой и неживой природы. |
III | Целеполагание 5 минут Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока, обсуждение затруднения | 1. Учитель создает ситуацию познавательных противоречий. - Ребята, подумайте и скажите, почему исчезают многие виды растений и животных? Кто в этом виновен? (человек) Какую деятельность ведёт в природе человек? Презентация СЛАЙД. - Ребята, а как бы вы назвали человека, который ВРЕДИТ природе, наносит ей ВРЕД? Учитель подводящим диалогом добивается того, чтобы прозвучало слово "враг" Давайте порассуждаем: представим себе на минуточку, что каждый человек, живущий на Земле, сделает что-то плохое природе. К чему может привести такое поведение человека? Что будет? - А возможна ли жизнь человека вообще без того, чтобы, например, не вырубать лес для строительства или производства бумаги? А иногда человек наносит вред природе своими неправильными необдуманными поступками. - Так как же быть людям? Вредить природе - плохо, но и не брать у неё, чтобы не губить человек тоже не может?! - Вы совершенно правы, природу нужно охранять, беречь и защищать, восстанавливать (срубил дерево - посади новое, загрязняешь воду - очисти...) и это дело не только нашего государства, а каждого из нас, детей и взрослых. СЛАЙД. - А как вы назовёте человека, который помогает природе, заботится о ней, не делает плохо. Это слово является антонимом слову "враг". -Скажите, кто такой "друг"? -А что значить быть другом природе? Формулирование темы урока. - А вы? На какую сторону встанете? На сторону друзей природы или врагов? СЛАЙД. - Ребята, попробуйте призвать всех людей быть природе другом. Что вы скажете? Правильно, под таким девизом мы будем работать на уроке. ТЕМА УРОКА "Будь природе другом". Постановка задач урока. - Как вы думаете, что будем делать на уроке? (ответы детей) - Я вам помогу. Сегодня на уроке мы отправимся в "лес" и выясним:
| С опорой на слайды отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения (вредитель, браконьер, лесоруб и т.п.) "ВРАГ" "ДРУГ" Объясняют, значение слова «друг». Отвечают на вопросы. Рассуждают Формулируют тему урока. Высказывают свое мнение. Выдвигают варианты формулировок задач, участвуют в их обсуждении. | Личностные УУД Нравственно – этическая ориентация Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества Регулятивные УУД умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. |
IV | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1 мин. Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение, погрузиться в новую деятельность. | Мы пойдём сегодня в лес. (шагаем под маршевую музыку) Там полным полно чудес! Руки подняли и покачали, Словно деревья в лесу. (руки вверх, наклоны в стороны) Руки отпустили, кисти встряхнули – Ветер колышет листву. (руки отпустить, потрясти кистями) | Выполняют движения физкультминутки. | |
V | Открытие нового знания. 10 мин. Цель:создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. устранение возникшего затруднения: согласование темы урока, выбор способа и построение плана достижения цели и определение средства – алгоритма, модели и т.д. | Учитель организует работу в группах с целью открытия нового знания. Побуждает учащихся к анализу проблемной ситуации, ее решению. –Как вы поняли, ребята, наше исследование мы будем "проводить в лесу". - В первом классе мы учили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? -Как мы должны вести себя в лесу? - Почему в лесу надо соблюдать тишину? - Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом! - Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Беседа по вопросам. – Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? – При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Правила друзей природы. Работа по учебнику. Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. Учебник стр. 93 – Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила. Беседа по вопросам. – Какой формы эти знаки? – Какого цвета у них окантовка? – О чем это нам говорит? – Правильно. Это запрещающие знаки. -Скажите, вы хотите помочь нашему лесу? -А как, и чем нам помочь, ребята? -А для чего мы будем делать эти знаки? - Давайте, мы тоже сделаем такие знаки и повесим их у входа в лес. Хотите? Каждой группе я раздам вот такие заготовки круги, на нем вы нарисуете знаки, а какой именно знак нарисовать вы должны сами определить по картинам на вашем столе, т. е. подходящий вашему отделу защиты природы. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать учебник, тексты на столе, картинки, экологические знаки. В конце каждая группа отчитается о проведенной работе. | -С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома. -Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых. Работа в группах: обсуждают учебную проблему: анализируют ситуацию, данную в текстовом источнике, на иллюстрациях, подбирают экологические знаки к ситуации, формулируют правила поведения в природе. (Эти знаки круглой формы). (Окантовка красного цвета) (Это запрещающие знаки). -Да Дети предлагают варианты. -Чтобы защитить природу, стать для нее другом. | Коммуникативные УУД Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем. Познавательные УУД Логические Установление причинно – следственных связей. Общеучебные – поиск и выделение информации. Познавательные УУД Общеучебные – знаково – символические. Личностные УУД Действие нравственного - эстетического оценивания, овладение начальными сведениями о правилах поведения в природе. |
VI | Первичное закрепление. Отчёт групп. 10 минут. Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала -обозначение знаковыми символами) | Учитель организует выступление каждой группы, обсуждение и оценку работы групп. На доске после отчёта каждой группы помещаются экологические знаки, отражающие обсуждаемую проблему. | Группы отчитываются о проделанной работе по предложенному плану (план ответа даётся в карточке с заданиями). | Регулятивные УУД Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено. |
VII | Проверка усвоения знаний. 3 мин. Цель: создание условий для самопроверки и самооценки полученных детьми знаний, выявление необходимости дополнительной и/или коррекционной работы. | Учитель организует проверку усвоения знаний, полученных на уроке. Побуждает учащихся к самооценке. - Теперь, на карточках поставьте пожалуйста стрелочки к соответствующим знакам и правилам. | Выполняют самооценкой. | Регулятивные УУД Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
VIII | Итог урока: рефлексия и настрой на дальнейшую работу. 4 мин. Цель: определение эффективностиурока, планирование последую-щей деятельности. | Учитель организует рефлексию деятельности на уроке, предлагает ответить на вопросы: - Какое настроение было на уроке? - Что показалось трудным? - Что понравилось? - Какую работу выполнял(а) в группе? - К какому выводу мы пришли? Кем должен быть человек природе? - Продолжите фразу: "Сегодня на уроке я понял(а), что...... - Отметьте на листке свою позицию по отношению к природе, дополните предложение и прикрепите магнитом на доску на чьей стороне вы: на стороне друзей или врагов природы. Я природе буду __________ | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности. Отвечают на вопросы учителя. Отдают свой голос на сторону друзей или врагов природы. | Регулятивные УУД осознание качества и уровня усвоения, планирование последующей деятельности. |
IX | Домашнее задание и рекомендации по его выполнению. 1 мин. | Домашнее задание: уч. с. 92-95 повторить материал урока, Р. т. с.62-63 №1-3, творческое задание для выпуска стенгазеты (индивидуально) Спасибо за работу! Послушайте призыв природы к нам, людям: Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я реки: Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег: Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги Ты береги нас, береги! | Записывают Д/З |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/20/picture-45622-1374317873.jpg)
Урок-конференция "Будь природе другом!" по предмету "Окружающий мир". 2-й класс, по учебнику А.А. Плешаков
Предлагаю вам методическую разработку урока –конференции по окружающему миру "Будь природе другом!", как итоговое мероприятие долгосрочного проекта Будь природе другом!" который включает в себя творче...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-528382-1488105488.jpg)
Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Будь природе другом!"
Урок освоения новых знаний.Педагогическая цель-определить влияние деятельности человека на природу;сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;сформировать жела...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/29/picture-858988-1480421379.jpg)
Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!
Учебник А. А. Плешакова...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/06/picture-826318-1599385329.jpg)
Конспект урока окружающий мир по теме "Охрана природы в культуре народов России и мира. Как сохранить богатства природы"
Конспект для 3 класс, УМК "Перспектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-334875-1434311282.jpg)
Конспект урока окружающего мира Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями.
Конспект урока окружающего мира Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/24/picture-1357469-1635062737.jpg)
Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."
Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/24/picture-1357469-1635062737.jpg)
Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"
Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...