Конспект урока окружающего мира "Будь природе другом!"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Монгуш Сайсу Анатольевна

Открытый урок во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_-_kopiya.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "СОШ№15 п. Березайка" Бологовского района Тверской области

Автор урока:Макарова Любовь Борисовна учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем

Кызылского кожууна.



Технологическая карта  урока окружающего мира

во 2 классе
«Будь природе другом»


Учитель начальных классов:

Монгуш С.А.

Окружающий мир во 2  классе

Тема урока – «Будь природе другом!»

Тип урока:  урок -  проект

Цели урока:

Образовательные: 1. Познакомиться с Красной книгой России; Республики Тыва.

                                   2. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.

                                   3. Создать свою Красную книгу.

Развивающие:    1.Развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и                                            давать  правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).  

                                2.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами  природы.              

                                3.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при  изучении растений и            животных.

Воспитательные:  1. Учить уважительному отношению ко всему живому.

                                  2. Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Формы организации познавательной деятельности:( фронтальная, групповая, индивидуальная)

Методы и приёмы:(создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа,  дискуссия , самооценка)

Средства обучения: раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга РФ, Красная книга РТ.

Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, проектная, исследовательская, технология создания учебной ситуации, продуктивное чтение.

Технологическая карта урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Организационный момент.                1 мин.

Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке,  включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создает эмоционально – положительный  настой на урок  на урок, создание мотивации успеха.

Здравствуйте, ребята! Сегодня ваш урок окружающего мира проведу я. Зовут меня Сайсу Анатольевна. А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте улыбнемся друг другу и передадим частичку тепла и доброты.

Мы пришли сюда у…(учиться)

Не лениться, а тру…(трудиться)

Только тот кто много з…(знает)

В жизни что-то до…(достигает)

Согласны вы с этим?Скажите что вы должны делать, чтоб чего-то достичь? Сегодня на уроке вы будете работать в группах. У нас будет 4 группы, а какие вы узнаете чуть позже.

Ребята, скажите как мы будем работать в группах?

Дети заранее, перед уроком, делятся на 4 группы и уже в начале урока сидят группами.

Настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности.

II

Актуализация знаний.

5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”,  и выявление затруднений в индивидуальной деятельности  каждого обучающегося.

Учитель организует повторение знаний.

- Что такое природа?

- Вспомните, какая бывает природа?

ПРИРОДА

НЕЖИВАЯ                                     ЖИВАЯ

-  Молодцы, ребята.

- Ну-ка, скажите-ка мне, чем отличаетсянеживая природа от  живой природы.

(дышит, растёт, питается, размножается, умирает)

-Правильно, дети. Теперь у вас на столах есть карточки на которых написаны слова, прочитайте их и назовите одним словом.

- Ребята, на какие группы мы разделим  живые организмы?

- Вот мы сегодня тоже разделились на 4 группы, это у нас будут отделами по охране природы;

-по охране зверей,

-по охране птиц,

-по охране насекомых

-по охране растений.

- Посмотрите, как красив и разнообразен мир  живой природы!  

Но вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке.  Почему живой природе грозит опасность?

-Как их можно защитить?

-Правильно, их заносят в Красную книгу. Давайте поиграем в игру «Да или нет», я буду спрашивать, а вы отвечаете да или нет.

– У Красной книги обложка красная?

–  Красный цвет – сигнал опасности, поэтому обложку сделали красной?

–Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных?

-Молодцы!

-Какая группа очень активно работала? Остальные тоже подтягивайтесь за ними.

ФИЗМИНУТКА.

Отвечают на вопрос учителя.

Назовите объекты неживой природы.

Назовите объекты живой природы.

Называют признаки.

Насекомые: кузнечик, бабочка,  божья коровка; птицы: воробей.снегирь, голубь; звери: волк, белка, заяц;  растения:  берёза, ромашка, подорожник.

Дети говорят, что среди данных объектов живой природы можно   выделить следующие группы: НАСЕКОМЫЕ, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, РАСТЕНИЯ.

Смотрят на красочную схему на доске.

- На прошлом уроке мы говорили о Красной книге. Некоторым видам растений и животных грозит опасность.они занесены в Красную книгу.

Личностные УУД

Нравственно – этическая ориентация

Познавательные  логические   УУД – анализ объектов с целью выделения признаков живой и неживой природы.

III

Целеполагание

5 минут 

Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока, обсуждение затруднения

1.  Учитель создает ситуацию познавательных противоречий.

- Ребята, подумайте и скажите, почему  исчезают многие виды растений и животных?  Кто в этом виновен?  (человек)

Какую деятельность ведёт в природе человек?

Презентация

СЛАЙД.

- Ребята, а как бы вы назвали человека, который ВРЕДИТ  природе, наносит ей ВРЕД?

Учитель подводящим диалогом добивается того, чтобы прозвучало слово "враг"

Давайте  порассуждаем: представим себе на минуточку, что каждый человек, живущий на Земле, сделает что-то плохое природе. К чему может привести такое поведение человека? Что будет?

- А возможна ли жизнь человека вообще без того, чтобы, например, не вырубать лес для строительства или производства бумаги? А иногда человек наносит вред природе своими неправильными необдуманными поступками.

- Так как же быть людям? Вредить природе - плохо, но и  не брать у неё, чтобы не губить человек тоже не может?!

- Вы совершенно правы, природу нужно охранять, беречь и защищать, восстанавливать (срубил дерево - посади новое, загрязняешь воду - очисти...) и это дело не только нашего государства, а каждого из нас, детей и взрослых.

СЛАЙД.    

- А как вы назовёте человека, который помогает природе, заботится о ней, не делает плохо.  Это слово является антонимом слову "враг".

-Скажите, кто такой "друг"?

-А что значить быть другом природе?

Формулирование  темы  урока.

- А вы? На какую сторону встанете? На сторону друзей природы или врагов?

СЛАЙД.        

- Ребята, попробуйте призвать всех людей быть природе другом.  Что вы скажете? Правильно, под таким девизом мы будем работать на уроке.

ТЕМА УРОКА "Будь природе другом".

Постановка задач урока.

- Как вы думаете, что будем делать на уроке? (ответы детей)

- Я вам помогу. Сегодня на уроке мы  отправимся в "лес" и выясним:

  • какие поступки человека   наносят вред природе,
  • как правильно вести себя в природе, чтобы не вредить ей,
  • дадим советы   для детей и взрослых о правилах поведения в природе,
  • будем учиться работать в группе

С опорой на слайды отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения

(вредитель, браконьер, лесоруб и т.п.)

"ВРАГ"

"ДРУГ"

Объясняют,  значение слова «друг».

Отвечают на вопросы.

Рассуждают

Формулируют тему урока.

Высказывают свое мнение.

Выдвигают варианты формулировок задач, участвуют в их обсуждении.

Личностные УУД

Нравственно – этическая ориентация

Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации.

Коммуникативные  УУД

планирование учебного сотрудничества

Регулятивные УУД умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

IV

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1 мин.

Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение, погрузиться в новую деятельность.

Мы пойдём сегодня   в лес.

(шагаем под маршевую музыку)

Там полным  полно  чудес!

Руки подняли и покачали,

Словно деревья в лесу.

(руки вверх, наклоны в стороны)

Руки отпустили, кисти встряхнули –

Ветер  колышет листву.

(руки отпустить, потрясти кистями)

Выполняют движения физкультминутки.

V

Открытие нового знания.           10 мин.

Цель:создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

устранение возникшего затруднения:

согласование темы урока, выбор способа и построение  плана достижения цели и определение средства – алгоритма, модели и т.д.

Учитель организует  работу  в группах с целью открытия нового знания.  Побуждает учащихся к анализу проблемной ситуации, ее решению.

–Как вы поняли, ребята, наше исследование мы будем "проводить в лесу".  

- В первом классе мы учили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему?

-Как мы должны вести себя в лесу?

- Почему в лесу надо соблюдать тишину?

 - Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!

- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах.

 Беседа по вопросам.

 Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом?

– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие?

 Правила друзей природы. Работа по учебнику.

Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя.

Учебник стр. 93                                                            

– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти   правила.

 Беседа по вопросам.

 Какой формы эти знаки?

– Какого цвета у них окантовка?

– О чем это нам говорит?

– Правильно. Это запрещающие знаки.

-Скажите, вы хотите помочь нашему лесу?

-А как,  и чем нам помочь, ребята?

-А для чего мы будем делать эти знаки?

- Давайте, мы тоже сделаем такие знаки и повесим их у входа в лес. Хотите? Каждой группе  я раздам вот такие заготовки круги, на нем вы нарисуете знаки, а какой именно знак нарисовать вы должны сами определить по картинам на вашем столе, т. е. подходящий вашему отделу защиты природы.

На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать учебник, тексты  на столе, картинки, экологические знаки. В конце каждая группа отчитается о проведенной работе.

-С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома.

-Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых.

Работа в группах:

обсуждают учебную проблему: анализируют ситуацию, данную в текстовом источнике, на иллюстрациях,

подбирают экологические знаки к ситуации,

формулируют правила поведения в природе.

(Эти знаки круглой формы).

(Окантовка красного цвета)

(Это запрещающие знаки).

-Да

Дети предлагают варианты.

-Чтобы защитить природу, стать для нее другом.

Коммуникативные УУД

Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.

Познавательные УУД

Логические Установление причинно – следственных связей.

Общеучебные – поиск и выделение информации.

Познавательные УУД

Общеучебные – знаково – символические.

Личностные УУД

Действие нравственного  - эстетического оценивания,  овладение начальными сведениями о правилах поведения в природе.

VI

Первичное закрепление. Отчёт групп.

10  минут.

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала -обозначение знаковыми символами)

Учитель организует   выступление   каждой группы, обсуждение и оценку работы групп.

На доске после отчёта каждой группы   помещаются экологические знаки, отражающие  обсуждаемую проблему.

Группы отчитываются о проделанной работе по предложенному плану (план ответа даётся в карточке с заданиями).

Регулятивные УУД

Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено.

VII

Проверка усвоения знаний.

3 мин.

Цель: создание условий для самопроверки и самооценки  полученных  детьми   знаний, выявление необходимости дополнительной и/или коррекционной работы.

Учитель организует   проверку  усвоения знаний, полученных на уроке. Побуждает  учащихся к самооценке.

- Теперь, на карточках поставьте пожалуйста стрелочки к соответствующим знакам и правилам.

Выполняют  самооценкой.

Регулятивные УУД

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

VIII

Итог урока:

рефлексия и настрой на дальнейшую работу.             4 мин.

 Цель:

определение эффективностиурока, планирование последую-щей деятельности.

Учитель организует рефлексию деятельности на уроке, предлагает ответить на вопросы:

- Какое настроение было на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что понравилось?

- Какую работу выполнял(а) в группе?

- К какому выводу мы пришли? Кем должен быть человек природе?

- Продолжите фразу: "Сегодня на уроке я понял(а), что......

 - Отметьте на листке свою позицию по отношению к природе, дополните предложение и прикрепите магнитом  на доску на чьей стороне вы: на стороне друзей или врагов природы.

Я природе буду __________

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности.

Отвечают на вопросы учителя.

Отдают свой голос на сторону друзей или врагов природы.

Регулятивные УУД

осознание качества и уровня усвоения, планирование последующей деятельности.

IX

Домашнее задание и рекомендации по его выполнению.

1 мин.

Домашнее задание:

уч. с. 92-95 повторить материал урока,

Р. т. с.62-63 №1-3, творческое задание для выпуска стенгазеты (индивидуально)

 Спасибо за работу!

Послушайте призыв природы к нам, людям:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

 Роса на травах, как  слеза!

 И тихо  просят родники:

 Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги

Ты береги нас, береги!

 Записывают Д/З



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Будь природе другом!" по предмету "Окружающий мир". 2-й класс, по учебнику А.А. Плешаков

Предлагаю вам методическую разработку урока –конференции по окружающему миру "Будь природе другом!", как итоговое мероприятие долгосрочного проекта Будь природе другом!" который включает в себя творче...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Будь природе другом!"

Урок освоения новых знаний.Педагогическая цель-определить влияние деятельности человека на природу;сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;сформировать жела...

Конспект урока окружающего мира Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями.

Конспект урока окружающего мира Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями....

Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."

Конспект урока  окружающего  мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...