Конспект урока окружающего мира Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями.
опыты и эксперименты по окружающему миру (1 класс)

Агафонова Светлана Владимировна

Конспект урока окружающего мира Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_1_klass.docx425.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Учитель: Агафонова Светлана Владимировна

ОУ ГБОУ  Лицей №179, г. Санкт-Петербург

  1. Перспектива 1 класс. Окружающий мир.
  2. Тема урока: Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями.
  3. Тип урока: Открытие нового знания
  4. Основная цель урока: - воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к живому, формировать у учащихся чувство ответственности за окружающий живой мир

Задачи урока:

предметные:

  • учить ухаживать за комнатными растениями,
  • прививать стремление практически применять свои умения по уходу за комнатными растениями.
  • учить детей распознавать комнатные растения.

метапредметные:

  • способствовать развитию логического мышления, речи;
  • планировать своё высказывание;
  • находить и выделять необходимую информацию из текста;
  • строить рассуждения по теме урока;
  • расширить кругозор;
  • развивать способы взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности;

личностные:

  • воспитывать бережное отношение к природе,
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • слушать партнёра, не перебивать, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • формировать у учащихся чувство ответственности за окружающий живой мир
  • воспитывать уважительное отношение  к окружающим.

Планируемые достижения учащихся:

  • научиться правильно поливать и опрыскивать комнатные растения,
  • рыхлить почву в цветочных горшках.
  1. Литература:
  • Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2013.- 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  • Уроки по окружающему миру: 1 класс.: пособие для учителя/[А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.- 176 с. – (Академический школьный учебник).

  1. Оборудование урока:

для учителя:

  • Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2013.- 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  • леечка для полива комнатных растений, опрыскиватель, грабельки, трезубец, совок.
  • Схема для подведения итогов « Я,……»
  •  Электронное приложениек учебнику 

для учащихся:

  • Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2013.- 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).

Ход урока:

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

 (в том числе возможные варианты ответов).

Комментарии

  1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Учитель мотивирует обучающихся к учебной деятельности

Проверим готовность к уроку. Что должно лежать на парте?

- Кто готов к уроку?

Перечисляют необходимые предметы.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности:

 подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

Учитель создаёт условия для актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового способа

Учитель читает отрывок из сказки Б. Вовк «Чьи цветы лучше?», сопровождая показом слайдов.

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы?

Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели.

 Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать –и- мачехи, нарциссами…

-Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, -возражает ей Лето.- Цветы у тебя правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван – чай, гвоздики, ромашки…

        Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвел вереск, цикорий, хризантемы..

         А что же Зима? Засыпала снегом  и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад….

Люди сад вырастили. Здесь цветы  круглый год самые красивые, зеленые  - хвалится Зима.

        

- О каком зимнем саде идет речь?

- Какими цветами хвалится зима?

- Кто догадался,  о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

-Чему бы вы хотели научиться на этом уроке?

Откройте учебник на с. 32

- Прочитайте  тему нашего урока?

Учитель организует коммуникативное взаимодействие с целью решения проблемы

-Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия, в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним, какие части  имеет каждое растение.

-Поработайте в паре.

Найдите на рисунке части растения. В рамочках поставьте номера, соответствующие частям растения.

 -Проверим,  какие части имеет растение.

-А теперь из частей нужно собрать целое растение.

- Откуда родом комнатные растения?

Конкурс знатоков комнатных растений по вопросам:

(После правильных ответов, учитель  показывает растения в классе)

1. Какое растение похоже на ежика? Чем?

2. Какое растение в народе называют «щучий хвост»? Почему?

3. Как называется  растение, разновидность орхидеи, которое цветёт у нас в классе?

4.Как называется комнатное растение, у которого листья сверху зелёные, а снизу красно-коричневые?

5. Как называется растение, которое цветёт в декабре?

-Посмотрите вокруг себя. Какие комнатные растения есть в нашем классе? А поможет вам определить их названия учебник на с.33

- Для чего люди их выращивают?

 -Я предлагаю вам отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия ,необходимые для нормального роста и развития растений, подтвердить или опровергнуть ваши ответы о роли комнатных растений.

(проведение опыта)

-Мы дышим атмосферным воздухом, в состав которого входит кислород, углекислый газ и азот. Без кислорода человек жить не может. Благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ.

-Давайте  проверим уровень углекислого газа в помещении нашего класса.

-В пакет я собрала воздух на улице около работающего автомобиля.

Проверим  уровень углекислого газа в этом образце.

-Почему углекислого газа в классе меньше?  Что помогает  очищать воздух?

-Подтвердилось наше предположение о чистоте воздуха в классе?

Физкультминутка.

3.Сообщение темы урока

-О комнатных растениях.

-О комнатных растениях.

-Как называются комнатные растения?

-Как за ними правильно ухаживать?

-Природа в классе.

        

4. Усвоение новых знаний:

 (часть растения - его название)

Дети на доске собирают растение.

- Эти растения родом из жарких стран, где тепло и зимой, и летом. Одни из них прибыли к нам из пустынь, где жарко и мало воды, а другие – из тропических лесов, где жарко и влажно.

- Кактус; колючки

        

- Сансевьера;

- листья похожи на хвост щуки

- Фаленопсис (разновидность орхидеи)

        

 

- Бегония

-Зигокактус (декабрист)

Сансевьера, папоротник, кактус, зигокактус, фаленопсис.

- благодаря растениям в классе становится красиво и уютно.

-лечат, дают больше кислорода.

Проведение опыта

1. Наблюдение над  цветом  вещества в стеклянной трубке (бледно-сиреневый)

2.Прокачивание  воздуха в помещении класса через стеклянную трубку с помощью шприца

3. Наблюдение над изменением цвета вещества в стеклянной трубке (бледно-сиреневый)

4. Формулировка вывода: цвет не поменялся, значит углекислого газа в помещении класса не много.

Проведение опыта

1.Наблюдение над  цветом  вещества в стеклянной трубке (бледно-сиреневый)

2.Прокачивание воздуха в воздушном шарике через стеклянную трубку с помощью шприца

3.Наблюдение над изменением цвета вещества в стеклянной трубке (ярко-сиреневый)

4. Формулировка вывода: цвет поменялся, значит углекислого газа в шарике много.

-Комнатные растения забирают углекислый газ.

-Проветривание класса.

Для подготовки к познавательной деятельности я брала вопросы из учебника окружающий мир, которые помогают подвести детей к изучению нового материала.

Материал способствует формированию регулятивных УУД.

После прочтения темы в учебнике, дети воспринимают название темы урока.

Материал способствует формированию познавательных и коммуникативных УУД.

-Зимой в квартирах воздух становится сухим, а это вредно не только для растений, но и для человека.

Мы с вами провели опыт «Как комнатные растения воздействуют на влажность воздуха». Опишите его.

Описание опыта «Воздействие комнатных растений на влажность воздуха»

1.Хорошо полили растение.

2.Одели полиэтиленовый пакет на цветочный горшок с растением.

3.Закрепили его снизу.

4.Стали наблюдать.

5.Результат опыта: на следующий день мы увидели капельки воды на внутренней стороне пакета.

Вывод: комнатные растения через листья испаряют воду, тем самым увлажняют воздух в комнате.

- Откройте учебник на с.34.Сравните растения на верхних и нижних рисунках. Что заметили?

- Почему?

- Значит, что необходимо для жизни растений?

- С помощью какой части растение получает воду?

 - Я покажу вам опыт, и вы увидите, как по корню к стеблю поднимается вода.

- У меня 2 растения лука.

- В воду одного я добавила пищевой краситель. Что произошло с корнями растения?

- Я разрезала луковицу. Какого цвета она в середине?

- Почему так произошло?

 (Опыт с окрашенной водой) – сделать заранее.

- Какие условия ещё необходимы комнатным растениям для жизни?

- Давайте опишем опыт, который показывает это.

-Какие условия нужны для жизни комнатных растений?

Физкультминутка.

Растения завяли

- Не поливали слишком долго.

- Вода.

- С помощью корня.

- Они окрасились.

- Розового.

- Одна – белая, другая – розовая.

- Из воды через корни вода попала в растение и окрасила его.

- Свет, тепло.

Описание опыта:

1.Выращивали  лук в разных условиях

- на свету и в тепле;

- в темноте и в тепле;

2.Вывод: для роста и развития растения нужны вода, свет и тепло.

Материал способствует формированию познавательных и коммуникативных УУД.

Материал способствует формированию познавательных УУД.

Данное задание заставляет детей выделять и устанавливать соответствия. Материал способствует формированию регулятивных УУД.

6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Учитель организует усвоение детьми нового материала с их проговариванием во внешней речи.

-На с.35 рассмотрите средства ухода за комнатными растениями.

- Для чего каждое из них предназначено?

Работа с электронным пособием

-Рассмотрите рисунки снизу. Подумай, на каком из этих рисунков поливают правильно. Объясни почему?  

Обобщение:

Электронное приложение ( Природа в классе)


- из лейки поливают;

-с помощью совка пересаживают растение в горшок большего размера;

- с помощью трезубца рыхлят почву в небольших горшках, а с помощью грабелек – в кадках;

-опрыскиватель служит для опрыскивания растений, чтобы обеспечить их дополнительной влагой.

 Дети отвечают на вопрос и доказывают своё мнение.

Дети работают над отработкой нового материала

Для проверки понимания учащимися нового материала я использовала вопросы учебника. Материал способствует формированию познавательных УУД.

Электронное пособие содержит хороший материал для обобщения изученного материала, что позволяет закрепить новую тему.

Материал способствует формированию познавательных УУД

В учебнике представлен материал для отработки способа ухода за растениями. Материал способствует формированию познавательных и регулятивных УУД.

7. Систематизация и обобщение знаний: 

обеспечение усвоения системы знаний

        (работа в группах)  

- Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

Учитель распределяет детей на группы. Выдаёт инструменты и распределяет детей по классу для практической работы. Проводится беседа по технике безопасности.

Учитель подходит к каждой группе и оказывает помощь по необходимости. Группы могут меняться местами

- дети в малых группах на практике применяют полученные знания.

1.Вспомним правила работы в группе.

2.Беседа по технике безопасности.

3.Опрыскиваем растение.

4. Протираем листья растения  губкой.

5. Поливаем растение.

8. Рефлексия: анализ успешности образовательной деятельности

- Подведём итоги. Расскажите по схеме о своих результатах.

-Как поливать?

- Как рыхлить почву?

- Как ухаживать за листьями?

-Ребята, где знания, полученные на уроке ,вам могут пригодиться?

- Я узнал, как  правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить почву, удалять сухие листья, ставить там, де много света.

- Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю. Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной. Не замочите листья, многие растения этого не выносят.

Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

- Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни.

- Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились.

Вопросы взяты из учебника, что облегчает подготовку учителя к уроку.

9. Организационное завершение урока

Спасибо за работу! Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Урок окружающего мира во 2 классе (1-4) Тема: Комнатные растения.

Цели:  1) повторить  классификацию растений,  значение растений в жизни человека,  познакомить с  новой группой растений -  комнатными растениями; формировать понятие о п...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Гармония" "Растения зимой"

Конспект урока окружающего мира по теме"Растения зимой" 3 класс УМК "Гармония". Урок открытия новых знаний, разработан в соответствии ФГОС второго поколения....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа») Тема учебного занятия: «Цветковые и хвойные растения»

Предмет: окружающий мирТема учебного занятия: «Цветковые и хвойные растения»Место урока в теме: 1-й урокТип урока: знакомство с новым материаломЦель и ожидаемый результат: формирование представлений о...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут растения?"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут растения?" по программе Школа России (учебник Плешакова А.А.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 3 место в муниципальном конкурсе "Лу...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме: Комнатные растения.

Конспект разработан в помощь учителю начальных классов. Рассчитан на использование ИК-технологий (презентация).Содержит в себе различные формы (индивидуальная, фронтальная, работа в  творческих г...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Комнатные растения".

Конспект урока по окружающему миру включает в себя цель, задачи, оборудование, этапы урока. Расширяет кругозор учащихся о комнатных растениях....