Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Головийчук Светлана Владимировна

Урок "Правила вежливости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravila_vezhlivosti_1.ppt2.67 МБ
Microsoft Office document icon pravila_vezhlivosti_2.doc66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Слайд 3

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Вежливость — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими

Слайд 4

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ Откройте учебник на стр.48-49. С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира»

Слайд 6

2.Прочитайте телефонный разговор героев. (с.49) 3. Ответьте на вопрос: Получился ли разговор вежливым и понятным?

Слайд 8

РАБОТАВ ГРУППАХ 1 группа - Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» Какие ошибки он допустил? Как нужно было обратиться к прохожему? 2 группа - Одна девочка жаловалась маме: - Во дворе один мальчик зовёт меня Танькой. - А как ты его зовёшь? – спросила мама. - А я ему просто кричу: «Эй ты!» Скажите, права ли Таня? 3 группа - Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Она подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна ….» Что бы вы посоветовали Лене?

Слайд 9

ПОСЛОВИЦЫ 1) Доброе слово, что дождь в засуху. 2) На добрый привет – добрый ответ. 3) Ласковым словом и лед растопишь.

Слайд 10

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О ПОВЕДЕНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК? Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.

Слайд 11

Работаем в рабочих тетрадях с.31 №2

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ *Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... . *Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... . *Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что …

Слайд 13

Домашнее задание. Учебник с.48-51.Р.т.с. 32 В. Осеева «Волшебное слово» –по желанию



Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир                     класс: 2 «А»

Учитель: Головийчук С.В.

Тема: Правила вежливости.

Тип урока:  комбинированный

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи: 1.Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.

2. Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу.        

Планируемые результаты:

 - учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми;

- обсуждать вопросы о культуре поведения.

Формирование УУД:

Личностные:

Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;

- регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;

  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;

- коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.

Предметные: 

Получить знания о группах  «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Оборудование: презентация (Power Point, ), ауди прослушивание рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» , конверты с заданиями для групп,  учебник,

                                                               Ход урока

1. Организационный момент 

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Наш девиз:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Р.т.с.26№2, с.29 №4. №1,3-по желанию

На прошлом уроке мы говорили о правилах поведения в школе. Давайте вспомним их.

1. Как нужно вести себя на уроке? (На уроке нужно внимательно слушать учителя,  не перебивать)

2. Как нужно вести себя, когда хочешь ответить?

(Если ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку.)

3.Как нужно вести себя на перемене?

(Выходить на перемену можно только после разрешения учителя. В коридоре нельзя бегать, кричать, драться)

4. Как нужно вести себя с младшими? (Младшим нужно помогать, не обижай их.)

5. Как нужно общаться с товарищами? (С товарищами надо общаться речью, спокойно и доброжелательно.)

Тест «В школе» - проверка по слайдам( взаимопроверка) –приложение 1

 3.Самоопределение к деятельности 

Ауди прослушивание  рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» (до слов: «Есть такое волшебное»

-Какое же волшебное слово подсказал старик мальчику?

-Что это за слово? (Пожалуйста)

-Какое это слово?

-Какая же тема нашего урока? «Правила вежливости»
- А известно ли вам, ребята, что обозначает 
слово «вежливость»? (Слайд  )

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

Вежливость — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

4.Работа по теме урока

– Чему мы должны научиться сегодня? (Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)

– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по - волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть. 
–-А почему они называются волшебными? Какое волшебство они совершают? 
(Они стали волшебными потому, что без них просто жить на  свете нельзя. Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной)
–Вежливые слова условно можно разделить на следующие группы:

-А на какие группы в этом мне помогут ребята.

 (Учитель вывешивает на доску таблички)

1. Слова приветствия

2. Слова извинения

3. Слова прощания

4. Слова просьбы        

5.Слова благодарности

1) – Встречу, новый разговор
      Мы со «Здравствуйте» начнем.
     Друг пришел вдруг на обед –
     Скажем мы ему «Привет».

1.1)«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.

– Над какими словами работали ребята 1-й группы? (Слова приветствия)

2)  Если ты сломал игрушку
    Друга или вдруг подружки,
   Ты скажи им «Извини»
   И свою им предложи.

2.2)Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».

– Какие  слова  исследовали ребята 2-й группы? (Слова извинения)

3)  Каждый скажет на прощанье,
     Уходя, всем «До свиданья».
     Другу уходить пора –
    Скажем мы ему «Пока».

– О каких словах  вы услышали? (Слова прощания)

4) Чтобы что-то попросить,
     Нужно вежливыми быть.
     Мы «пожалуйста» добавим –
     Будут все довольны нами.

– Какие слова изучали ребята?  (Слова просьбы)

5) «Приятного аппетита!» -
    Блюдо первое налито.
    Супчик скушали мы с вами,
    Скажем все «Спасибо» маме.

А это что за слова? (Слова благодарности)

  • Беседа, работа по учебнику (работа в парах) с.48-49 (Слайд   )
  • «Энциклопедия путешествий. Страны мира»

        Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. А что может произойти в таком случае, мы сейчас узнаем. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника- попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи (дети читают по ролям диалог из учебника на с. 49).

- Нравится ли вам такой разговор? Как вы считаете, как нужно разговаривать по телефону?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго.)

-А теперь с помощью этой схемы давайте попробуем составить правильный, культурный диалог по телефону.

Примерная схема разговора (Слайд )

1. «Алло».

2. Приветствие.

3. Объяснение цели своего звонка — собственно разговор.

4. Благодарность.

5. Прощание.

Заслушиваются диалоги.

-Я думаю, что у нас получились неплохие варианты разговора. Но хотелось бы добавить, что разговор должен быть лаконичен, понятен, приятен и «оставлять после себя» хорошее настроение.

5.Физкультминутка  (Слайд   )Игра "Будь внимателен"

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

6.Закрепление изученного материала

Итак, задачи не на сложение,

Задачи на правила уважения!

Сегодня мы будем работать в группах.

Каждая группа получает ситуацию и обсуждает её.

- Какие правила работы в группе вы знаете? (Надо трудиться дружно, помогать друг другу, тогда  и работа получится интересной и красивой)

(Работа в группах.) (Слайд    ) После 3 минутной подготовки заслушиваются ответы детей. Они анализируются учителем и детьми + работа с пословицами.

1 группа

Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» Какие ошибки он допустил? Как нужно было обратиться к прохожему?

(Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись за то, что вы его побеспокоили, и употребить «вежливые» слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2 группа

Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчик зовёт меня Танькой.

- А как ты его зовёшь? – спросила мама.

- А я ему просто кричу: «Эй ты!»

Скажите, права ли Таня?

3 группа

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Она подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна ….» Что бы вы посоветовали Лене?

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.

Кто из них должен уступить дорогу, если возраст одного мальчика 8 лет, а другому 11 лет.

  • Пословицы рассыпались (в группах) (Слайд    )

– Пословицы рассыпались, соберите их. Проверка по слайду. (на доске)

1)Доброе слово,  что дождь в засуху. 
2)  На добрый привет – добрый ответ.
3) Хлеб – всему голова

4)Делу время, а потехе час
5) Ласковым словом и лед растопишь.

6)Повторенье- мать ученья.

Ребята, а в каких еще ситуациях мы должны быть вежливыми? (ответы детей)

Открываем учебник с.51

Что вы можете сказать о поведении мальчиков и девочек? (Слайд)

Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.

-Какой можно сделать вывод?

 Культура поведения – это вежливые слова и вежливые поступки. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.

 Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с.31 №2 (если успеем!)

7.Рефлексия  (Слайд  )

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы закончили следующие фразы:

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...

8.Подведение итогов урока.  (Слайд   )

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вы узнали? Чему научились?

Слова «До свидания!», «Спасибо», «Простите»

«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них не возможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить

– Ребята, вы меня сегодня  очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо! 

9.Домашнее задание.

Учебник с.48-51.Р.т.с. 32

В. Осеева «Волшебное слово» –по желанию

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...