Урок по окружающему миру "Жизнь леса"
материал по окружающему миру (4 класс)

Урок открытия новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 класс

Тема: Жизнь леса.

Цель и задачи:

1) Познакомить детей с понятиями “природное сообщество;

2) Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;

3) Формировать бережное отношение к природе;

4) Развивать познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Планируемый результат

Познавательные умения:

—планировать свою деятельность, сопоставлять и отбирать необходимую информацию; анализировать, группировать; обосновывать своё мнение; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Регулятивные умения:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные умения:

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные умения:

—отбирать соответствующую информацию, учебный материал; доказывать правильность своего ответа.

Личностные умения:

- ценить и принимать базовые ценности «добро», «бережное отношение».

Основные понятия

- лес – природное сообщество.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир» 4 класс, ч.1.А. А. Плешаков.

Раздаточный материал

Презентация « Лес – природное сообщество»

Плакат «Жизнь леса».

Организация пространства

- работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

Организационный этап.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Работа с картой.

- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, я предлагаю задание: «Узнай по описанию»

«В этой зоне благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору. Здесь живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи».

- Как называется эта природная зона?

- Найдите на карте природную зону лесов. Что можно рассказать о ней по карте?

- Покажите тайгу, смешанные и широколиственные леса

2. Блицтурнир «Я знаю лес»

1. Какой лес называется тайгой? (Хвойный.)

2. Какое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

3. Когда плачут березы? (Весной, сок течет.)

4. Как называется лес, в котором растут березы, ели? (Смешанный лес.)

5. Сколько лет живет иголка сосны? (1 год.)

6. Из какого дерева делают спички? (Осины.)

7. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

8. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут.)

9. У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (Осина.)

10.Кого называют санитаром леса? (Волка)

Постановка цели и задач урока.

- Тема нашего урока «Жизнь леса». Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

- Сегодня на урокеоткроем тайны леса и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.

Работа над новой темой.

1. Работа над понятием «природное сообщество»

- Итак, что же такое лес?

- Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

- Обратите внимание на доску перед вами тема и план изучения нового материала.

1. Что такое природное сообщество?

2. Какие организмы составляют природное сообщество леса.

3. Как связаны между собой организмы в природном сообществе леса.

4. Роль сообщества

5. Экологические проблемы.

- Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

СООБЩЕСТВО, -а, ср. 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Международное. Мировое (страны всего мира).

2. Группа растительных или(и) животных организмов, живущих вместе.

- Какое значение подходит к слову «лес»?

СоОБЩЕСТВО – группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

- Какие организмы составляют сообщество леса?

2. Работа в группах. (Повторить правила работы в группе, распределить роли в группе.)

- Сегодня на уроке вы будете учеными - исследователями, экологами, ботаниками, зоологами, микологами, чтобы постараться более полно ответить на вопрос: «Что такое природное сообщество леса?

- Первое задание будет таким: прочитать текст и кратко, с помощью карточек составить краткий план, прочитанного текст

3. Физкультминутка.

- Грибы – это растения?

- Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы?

- Рыжики, лисичка – съедобные грибы?

- Может ли гриб вырасти на дереве?

- Животные едят несъедобные грибы?

- Может ли гриб дерево съесть?

-Самый ядовитый гриб-мухомор?

- Съедобен ли дождевик?

- За грибами следует отправляться днём?

-Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

- Можно ходить по траве.

- Можно ломать деревья.

- Можно отдыхать в лесу.

- Можно жечь костры.

- Можно слушать птиц.

- Можно громко говорить, кричать в лесу.

- Молодцы! Хорошо поработали.

4. Рассказ учителя об экологических связях в сообществе леса

- Живые организмы в природе взаимосвязаны по причине питания, обитания, защиты от врагов.

- Все обитатели леса — растения, грибы, животные, микроорганизмы — живут совместно в одних тех же природных условиях. Животные и растения связаны между собой в цепи питания. Безусловно, пищевые связи — главные связи в сообществе растений и животных.

5.Составление пищевых цепочек.

Картинки обитателей леса. Покажите, какая пищевая цепь их связывает

6.Экологические проблемы лесного сообщества.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Представьте, человек остался один на планете, что произойдет?

- К чему могут привести экологические проблемы на Земле?

- Объясните смысл поговорки: «Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустыню»

- Беречь нужно не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой единой цепью. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.

Рефлексия

- Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Если вы согласны с утверждением, то – хлопайте, если не согласны – топайте.

- В лесу все взаимосвязано

- Если из леса убрать всех хищников, то лесным жителям будет только лучше

- К верхнему ярусу леса относятся тополь, дуб, ель

- Грибы помогают лесу расти

- Человек приносит лесу только вред

- Что такое лес?

- Какие организмы составляют природное сообщество леса?

- Лес - это единение живой и неживой природы.Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, поэтому лес называют природным сообществом.

Подведение итогов урока.

- Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь проведём итоги нашей с вами работы.

Выставление оценок.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консрект урока по окружающему миру "Леса России"

Использование проектно-исследовательского метода на уроках по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс

Урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс...

Презентация к уроку по окружающему миру "Леса России" 4 класс

Презентация к уроку по окружающему миру "Леса России" 4 класс...

Урок по окружающему миру ЛЕСА РОССИИ

Урок по предмету Окружающии мир в 4 классе...

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...