Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Соседкина Оксана Сергеевна

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России") 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по ФГОС  

«Леса России».

Авторская программа Плешакова А.А.

Составитель – Соседкина Оксана Сергеевна, учитель начальных классов.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром; ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.

Формируемые УУД:

познавательные - умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

коммуникативные - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

личностные - положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование: карта «Природные зоны России», электронное приложение к учебнику. презентация по теме урока, выполненная в программе Power Point, карточки с заданиями  для  групп.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Графический диктант.

- В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет – знак «–» (нет).

п/п

Утверждение

Знак согласия/несогласия

1

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

+

2

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

+

3

В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.

4

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

5

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя.

+

6

Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

7

Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

8

Дикие северные олени обычно живут стадами.

+

9

В тундре добывают нефть и природный газ.

+

10

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

+

2. Индивидуальное задание на карточке.

- Запишите две – три цепи питания, сложившиеся в тундре.

- Перечислите экологические проблемы тундры.

- Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

3. Работа в парах.

Проверка выполнения заданий 2,7 на стр. 43

III. Самоопределение к деятельности.

1 слайд, звучит пение птиц.

Учитель читает стихотворение:

Краснеют на солнце

Сосен стволы,

Разносится всюду

Запах смолы;

А ландышей белых

Кисти висят;

Как тонок и нежен

Их аромат.

По лесу иду я,

Песню пою,

И слушают сосны

Песню мою.

Сквозь ветви густые

Солнце глядит;

Зяблик в ответ мне

Песней звенит...                         (И. Белоусов «В лесу»)

- Ребята, какова, по Вашему мнению, тема урока? (лесная зона)

- Давайте попробуем сформулировать цели урока? (лесная зона, ее географическое положение, значение леса в жизни человека)С. Погореловский

- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говориться о лесе, значит мы отправимся в лесную зону.)

- Тема урока: «Леса России». Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

- Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес…?» Что значит дремучий? (Дремучий – тёмный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.)

- Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие светлые? Спрогнозируйте, что ещё будет характерно для лесной зоны.

(Учитель фиксирует на доске предположения детей.)

- Проверим ваши предположения во время урока.

IV. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

Найдите на карте природную зону лесов, что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?(Примерный ответ. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она обозначена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёным, но светлее, ещё одна часть – широколиственные леса – светло-зелёным.)

- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

- Ребята, какова, по Вашему мнению, тема урока? (лесная зона)

- Давайте попробуем сформулировать цели урока? (лесная зона, ее географическое положение, значение леса в жизни человека)

2. Актуализация знаний. 

Давайте начнем наше путешествие по лесной зоне, объясните схему на слайде.  

Слайд 2:  тайга – хвойный лес (зима холодная, лето теплее, чем в тундре)

смешанный лес (зима мягче, лиственные деревья с мелкими листьями)

широколиственный лес (теплолюбивые деревья, листья крупные)

     Слайд 3: Чтобы наше путешествие прошло удачно, нам надо иметь точные географические координаты.  (работа в парах). Проверка работы.

Слайд 4:

Какие деревья растут в тайге, в смешанных и широколиственных лесах? 

Слайд 5: (фронтальная работа)  Проверка .

Слайд 6:

В лесу нам обязательно встретятся животные. Знаете ли вы животных?

«Блиц – турнир»

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка – летяга)

- У какого животного пять чёрных полосок на спине? (бурундук)

- Узнай животное по описанию: любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (рысь)

Обучающиеся по очереди выходят к доске и из предложенных учителем картинок животных выбирают обитателей леса и крепят магнитами на доску.

Слайд 7: Кто здесь лишний?

Обучающиеся определяют, какие звери и птицы не относятся к лесным обитателям.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Но зависят ли животные друг от друга?  Составьте схему цепей питания животных леса.

      Учитель показывает на доске пример пищевой цепи, дети работают в  группах по аналогии.

3. Работа в группах.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

 О  какой экологической  проблеме  идёт  речь  в  стихотворении?

     Плакала Саша, как  лес  вырубали,

     Ей и теперь её жалко  до  слёз.

     Сколько  тут  было  кудрявых  берёз!

     Там  из-за  старой  нахмуренной  ели

     Красные  гроздья  калины  глядели.

     Там  поднимался  дубок молодой,

     Птицы  царили  в вершине  лесной,

     Понизу  всякие  звери  таились.

    Вдруг  мужики  с  топорами  явились.

    Лес  зазвенел,  застонал,  затрещал.

    Заяц  послушал – и  вон  убежал.

                                 (Н. Некрасов)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

О какой экологической проблеме  идёт  речь  в  рассказе?

      Оля и Лида, маленькие девочки, пошли  в лес.  Утомлённые дорогой, сели  отдохнуть  и  пообедать. Вынули из  сумки  хлеб,  масло,  яйца.  Когда  уже девочки  заканчивали  обедать,  недалеко  от  них  запел  соловей.  Очарованные  прекрасным  пением,  Оля  и Лида  сидели,  боясь  пошевелиться.   Соловей  перестал  петь.  Оля  собрала  остатки  своей  еды  и  обрывки  бумаги  и бросила под  куст.  Лида  же  завернула  в газету  яичную  скорлупу  и  хлебные  крошки  и  положила  кулёк  в  сумку.

   - Зачем  ты  берёшь  с  собой  мусор? – сказала  Оля.  – Брось  под  куст. Ведь мы  в  лесу,  никто  не  видит!

  - Стыдно  перед  соловушкой, - тихо  ответила  Лида.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

  О  какой экологической  проблеме  идёт  речь  в  стихотворении?

Забывчивый  охотник  на  привале     Он  всю траву  с  цветами вместе выжег,

Не  заметал,  не  растоптал  костра.        Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Он  в  лес  ушёл,  а  ветки  догорали       Как вспугнутая стая белок рыжих,

И  нехотя  чадил до  утра…                     Он заметался со ствола на ствол.

А утром  ветер  разогнал  туманы,          И лес гудел от огненной метели,

И  ожил  потухающий костёр.                 С морозным треском падали стволы,

И, сыпля  искры посреди  поляны,          И, как снежинки, искры с них летели

Багровые лохмотья распростёр.               Над серыми сугробами золы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

О  какой экологической  проблеме  идёт  речь  в  стихотворении?

    Раненая птица в руки  не давалась.

    Раненая птица птицей оставалась.

   Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

 На траве кровавой вздрагивает птица.

 Люди исполины, люди великаны,

 Есть у вас винтовки, сети и капканы.

 Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

 И должно быть сердце, сердце человечье!

V. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся.

VI. Физкультминутка.

VII. Работа по новой теме.

Значение леса для человека.

- Чем является лес для человека?  

- Прочитайте стихотворение про себя.

Есть уголок в лесу дремучем,

И мне похвастаться не грех:

Его я знаю лучше всех —

С грибами, с неводом паучьим,

С пожухлой веткой сушняка,

Хрустящей в пястье и запястье,

С дуплом, где сухо и в ненастье.

Хоть капай с каждого листка.

Меня из чащи мог бы вымчать

Гудящий в небе вертолет,

Но скрылся он...

А ночь не ждет,

А мох глубок, лишайник дымчат...

В ногах — свинец, а на душе

Легко-легко, сладка истома,

И что мне стоит, словно дома,

Расположиться в шалаше.

Засну, бессонницей не мучим,

Хоть гром греми, как на войне...

И не дворцы приснятся мне,

А тот же — с неводом паучьим,

С грибами, с белкой на сосне —

Мой уголок в лесу дремучем.  

Слайд 8

- (лекарственные растения, лесной воздух)

- место отдыха

- А почему лес – аптека? источник чистой воды и пищи

- А как лес может обогреть? Источник топлива

- источник древесины

- Найдите в стихотворении, что ждёт человека в лесу. А что делают в лесу цветы, грибы, кусты?  

- Дом для растений, животных, грибов.

Чтобы узнать, какую ещё роль играет лес, прочитайте статью в учебнике.

- Защитник воздуха, водоёмов, почв.( там, где растёт лес, не мелеют реки; корни растений не дают разрушаться почве).

9) По вине человека в лесу возникают экологические проблемы.

Работа в группах по карточкам. Определяют проблему и рисуют запрещающий знак.

VIII. Подведение итогов урока.

Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр.101 учебника)

- Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

- Чьи предположения оказались верными?

IX. Рефлексия.

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем надо ещё поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание.

1. Прочитать текст на стр. 95 – 102 учебника.

2. Попробуйте придумать и нарисовать разрешающие знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" "Откуда берут снег и лёд"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по окружающему миру 1 класс «Школа России»...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Природа. Разнообразие природы"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиКак устроен мирТема: Природа. Разнообразие природы.Значение природы для людейЦели:Образовательные: создать ...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Дыхание. Движение крови"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Дыхание. движение кровиЦели:образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с функциями ды...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Проверочная работа" (итоговая)

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Проверочная работа по окружающему миру 3 класс «Школа России» (итоговая)Фамилия, имя ____...