разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Курбанова Людмила Геннадьевна

"Растения и животные осенью" - 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Растения и животные осенью» 1 класс

 Учитель Курбанова Л.Г.

 

Цель : формировать умения;
устанавливать причины, влияющие на изменения в жизни животного и растительного мира;
закреплять умения выделять характерные признаки осени в неживой природе;
развивать наблюдательность;
воспитывать любовь к природе
, животным.
Оборудование : картины деревьев : береза, рябина,
осина
( без листьев)
сухие листья от рябины
, березы, осины графические рисунки
Картинки перелетных птиц: стриж,
ласточка, кукушка,
грач, соловей
, лебеди , гуси, утки.
Картинки : медведь, заяц, белка
Маски животных: ёж
, медведь, белка, рысь, барсук, заяц.
Фонограмма к песне « Падают листья»

Над лесом и над полями
Плывут облака несмело,
Словно костры, поляны
Красны они от брусники спелой
Здравствуй
, щедрая осень
В рыжей шубейке лисьей!
Стали студеными росы
Стали багряными листья.


Это стихотворение написал наш земляк Микуля Шульгин
(ханты-мансийский писатель).
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Какие слова использует поэт для описания осени?
- Почему он сравнивает лес с лисьей шубейкой?
- Какое сейчас время года?


Подведем итоги экскурсии. 
Многие из вас отразили свои впечатления в рисунках
(выставка рисунков «Осень в природе» три участника рассказывают, что они нарисовали)
Мы наблюдали не только за деревьями, но и за листочками. Посмотрим ,кто был внимателен,
Игра: «Найди дерево» 
А) гроздья ярко-красные
, листья продолговатые (рябина)
Б) никто не пугает, а вся дрожит (осина)
В) зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек?
(береза).
(детям заранее на парту положены сухие листья от разных деревьев.
После того, как дети отгадывают какое дерево
, они бегут и
прикрепляют к нарисованному дереву листья)
Лес точно терем расписной
Лиловый
, золотой, багряный.


Вспомним какие приметы осени вы наблюдали.
- Что происходит в неживой природе? ( небо затянуто тучами, часто идут дожди, солнце светит меньше, стало холодно)
- Ч то происходит с растениями ? ( отпадают листья)
- Что происходит в животном мире с насекомыми, с птицами? (насекомые прячутся ,птицы улетают)
- Что дарит осень в саду и в огороде ? ( в саду собирают фрукты, а в огороде овощи)

- Что дарит осень в лесу? ( грибы и ягоды)
(беседа сопровождается графической записью)

- Кто повторит рассказ по плану?
Игра «Бывает, не бывает» 
А) весной у деревьев и кустарников начинаются
Б) летом листья желтеют, очень мало цветущих растений.
В) осенью в лесу много грибов и ягод.
( не бывает-хлопают,
бывает-встают)

 
Физминутка песня «Падают листья ( с движением)


По календарю осень наступает 1 сентября
, а в природе
она наступает в разные сроки. Осень делится на два периода
1) от первых заморозков до листопада, иногда после заморозков
наступает сухая теплая пора
- это бабье лето.
2) от конца листопада до начало.зимы
. Скучная пора. Моросят
дожди, грязь и наконец выпадает снег.
- А когда у нас выпал первый снег ( 26 сентября)
С наступлением осени меняется жизнь животного мира.

 
Сегодня мы будем наблюдать за изменениями, которые происходят
в животном мире. Узнаем о том
, как готовятся к зиме звери, птицы,
насекомые.
В лесу, в поле, на лугу каждый готовится по своему.
Многие птицы улетают в теплые края.
- Почему?
- Как называются птицы, которые улетают? (перелетными)
- Каких птиц перелетных вы знаете?
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются в основном
насекомыми. Это стрижи, ласточки, грачи, соловьи, кукушки.
(показать картинки с птицами).

 

За ними водоплавающие птицы : утки , гуси, лебеди.
- Почему эти птицы улетают позднее?
Исчезли мухи, перестали из ульев вылетать пчелы. Ушли в свои подземные убежища муравьи. Спрятались насекомые
, а некоторые, такие как божьи коровки, стрекозы тоже как птицы улетают в теплые края.
Мы с вами живем в краю
, где много леса. Если много
леса много и зверей.
- Какие дикие животные обитают в лесу?
- А хотите узнать, как они готовятся к зиме ?.Сейчас мы совершим путешествие и послушаем разговоры зверей.
- Как нужно вести себя в лесу , чтоб не в с пугнуть животного?


Физминутка : Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх- хлопок
Руки в низ
хлопок.
(Ходьба с подниманием рук в верх
хлопок опускание)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладем
И в развалочку идем.
Снова дальше мы идем
Перед нами водоем
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз- два, раз- два
Позади уже вода
(Прыжки с ноги на ногу)
Зайчик быстро скачет в поле-
Очень весело на воле!
Подражаем мы зайчищке,
Непоседы
ребятишки.
(Прыжки на двух ногах)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
(Наклоны)

 

Вот мы с вами и в лесу. Притаились. А вот и первый хозяин пожаловал.
(Подготовленные заранее дети рассказывают рассказы о животных, как они готовятся к зиме: медведь, еж, барсук, белка,
,заяц)
Пора и нам возвращаться в класс. Глазки закрыли, вспомнили о чем рассказывали животные.
- Как готовятся к зиме представители животного мира? ( Они запасают корм, другие много едят и жиреют, третьи ничего не делают)
- О каких животных идет речь в загадках:
А) Трав копытами касаясь ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(Лось)
б) Серовато, зубовато- по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
г) Рыжая птичница пришла в курятник
порядки наводить
(Лиса)
- А эти животные готовятся к зиме? Почему?
- Что происходит с шерстью животных ? (гуще)
- С чем связано изменение густоты шерсти у зверей?


Сюжетно ролевая игра. 
Представьте что вы зверюшки.
Собрались как то ясным днем на лесной поляне звери
, птицы и насекомые. Стали делиться своими секретами как они готовятся к зиме.
Я
, сказал медведь….
Я
, сказала белочка …
Я, сказала кукушка …
Я, сказал зайчик ….
Мы, сказали букашки ….


Наш урок подходит к концу. Но вот беда животные бегая по лесу потеряли свои домики.
Игра: «Заселили домики» 
1. Животное, которые делают запасы на зиму.
2. Животное
, которое впадает в спячку.
3. Животное, которое будет искать себе корм зимой.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"

Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России"

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...

Разработка урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс УМК "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:      - познакомить учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека;Задачи:             ...

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса по теме: М.В. Ломоносов. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в сосответствии с ФГОС....

Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".

Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...