Окружающий мир 4 кл УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Окружающий мир 4 кл 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_4_kl.odt35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс разработана соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России, авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект "Школа России"), Основной образовательной программы МОУ «СОШ Поселья», Учебного плана МОУ «СОШ Поселья».

Цель рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе направлена на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиям культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Программа ориентирована на работу по УМК «Школа России»:

  1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник: 4 класс. Часть 1,2. -М.: Просвещение, 2013.
  2. А.А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь.4 класс. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2016.
  3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,4класс. (Диск CD), 2013.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Предметные результаты изучения курса:

  • Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
  • Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
  • Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  • Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.
  • Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
  • Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.
  • Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
  • Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.
  • Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.
  • Понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.
  • Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).
  • Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
  • Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
  • Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровья сберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.
  • Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.
  • Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.
  • Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  • Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.
  • Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.
  • Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.
  • Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.
  • Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.
  • Проводить наблюдения природных тел и явлений.
  • Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.
  • Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
  • Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
  • Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистом
  • Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
  • Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.
  • Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).
  • Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Содержание учебного предмета

Место   учебного предмета в учебном плане. Программой определено проведение 2 часов в неделю (68 ч)

Земля и человечество: Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

Природа России: Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны: Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории: Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время.  Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России: Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья- собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц в памяти народа, семьи.

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия: Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются:

  • традиционный урок;
  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-проект, урок-практика, и др.)

                Основные виды организации образовательного процесса по окружающему миру являются: лекции, самостоятельная работа, тест, презентация, составление проекта.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

по плану

Мир глазами астронома.

1

Земля - Планета Солнечной системы.

1

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1

Мир глазами географа.

1

Тепловые пояса Земли

1

Мир глазами историка, знакомство с историческими картами

1

Где и когда?

1

Прошлое и настоящее глазами эколога

1

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

Международная Красная книга.

1

Равнины и горы России.

1

Моря, озёра и реки России.

1

Зона арктических пустынь.

1

Зона тундры

1

Лесная зона России

1

Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов

1

Зона степей

1

Зона пустынь

1

У Чёрного моря.

1

Экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

1

Контрольная работа №1.  по теме «Земля и человечество», «Природа России».

1

Формы земной поверхности в нашем крае

1

Водоёмы нашего края

1

Наши подземные богатства

1

Земля - кормилица. Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае

1

Жизнь леса. Практическая работа

1

Экскурсия. Знакомство с растениями и животными леса

1

Жизнь луга.

1

Жизнь в пресных водах.

1

Растения и животные луга.

1

Жизнь пресного водоёма

1

Растения и животные пресного водоёма.

1

Животноводство в нашем крае

1

Презентация проектов (по выбору).

1

Начало истории человечества

1

Мир древности: далёкий и близкий

1

Средние века: время рыцарей и замков

1

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Жизнь древних славян

1

Во времена Древней Руси

1

Страна городов

1

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Трудные времена на Русской земле

1

Русь расправляет крылья

1

Куликовская битва

1

Иван Третий

1

Мастера печатных дел

1

Патриоты России

1

Пётр Великий

1

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Проверочная работа №3 за 3 четверть

1

Екатерина Великая.

1

Отечественная война 1812 года

1

Страницы истории XIX века

1

Россия вступает в XX век

1

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

Великая Отечественная война и великая Победа

1

Великая Отечественная война и великая Победа

1

Страна, открывшая путь в космос.

1

Основной закон России и права человека.

1

Мы – граждане России.

1

Славные символы России.

1

Такие разные праздники

1

Путешествие по России.

1

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №4 за 4 четверть

1

Путешествие по России.

1

Путешествие по России.

1

Презентация проектов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Тест по разделу "Природа России", 4 класс, Окружающий мир (Плешаков А., "Школа России")

Тест по разделу "Природа России" (4 класс) включает в себя 28 вопросов как с выбором варианта ответа, так и со свободным ответом....

Окружающий мир 3 класс "Школа России". Методический паспорт проекта "Школа кулинаров".

Питание является жизненно необходимостью человека. Пища оказывает на человека значительное влияние. Она дает энергию, силу, развитие, а при грамотном ее употреблении - и здоровье. Здоровье человека на...