Урок предмету «Окружающий мир» "ЖИЗНЬ ЛЕСА".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_25.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 25. ЖИЗНЬ ЛЕСА

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-v-4-klasse-po-temeles-pri

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, плакат «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов

Основные
понятия

Природное сообщество,  ярусность леса, лесная подстилка


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Послушайте загадку:          

Весной веселит, летом холодит,     Осенью умирает

Грибами, ягодами одаривает,         Весной опять оживает.

(Лес.)

Демонстрирует иллюстрацию с изображением леса.

– О чем сегодня будем говорить?

Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете? Что такое сообщество? На какое слово оно похоже? (На слово «общество».)

– Как образовано слово «сообщество»? (С помощью приставки со-.)

– Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что такое природное сообщество?»

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный опрос.

Тест «Земля-кормилица. Почвы»

– Приведите примеры различных типов почв.

– Какая почва самая плодородная?

– Какие почвы в нашем крае?

– Почему нужно бережно относиться к почвам?

– Как нужно охранять почвы?

Предлагает выполнить тест  

Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют тест

Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  самостоятельно выделяют и формулируют познава-

Устные ответы,

карточки


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя о лесе.

Введение понятий «природное сообщество», «ярусность леса».

На доске – плакат «Лес». Звучат в записи голоса птиц.

Читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес» .

Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

 Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания:

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы.)

Показывает схему «Ярусы леса».

Предлагает заполнить таблицу:

Деревья

Кустарники

Травы

ели

сосны

березы

осины

малина

смородина

калина

шиповник

костяника

кислица

ландыши

 Что растет на самой земле?

Внимательно слушают.

Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.

Рассматривают схему, заполняют таблицу.

Фронтальная

тельную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точнос-

Устные ответы,

выполненные

задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Цепи питания в лесу.

Загадка.

Работа
по учебнику

Открывает схему на доске .

Что обозначают стрелки?

Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?

Давайте рассмотрим цепи питания:

дуб → жуки → короеды → кукушки → орлы.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться
с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных,
а животные – без растений. Они живут совместно
и составляют все вместе
природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд.

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

Предлагает прочитать статью в учебнике (с. 179) «Нужны ли лесу грибы?».

Рассматривают схему
на доске.

Внимательно слушают, отвечают
на вопросы.

Отгадывают загадку.

Выполняют
задания

тью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения;  достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Значение

грибов

→ лекарство и пища для животных

→ помощь растениям в получении солей из почвы

→ участвуют в разложении растительных остатков

ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

IV. Практическая деятельность

Игра «Съедобное –
несъедобное».

1. Эти дружные ребята

    На пеньке растут в лесу.

    Называют их… (опята).

2. А это – красавец

    На беленькой ножке,

    Он в красненькой шляпке,

    На шляпке – горошки.

                           (Мухомор.)

3. Растут в лесу сестрички.

    Рыжие... (лисички.)

4. Серенькие шапки,

    Рябенькие ножки.

    Под березою растут.

    Как их зовут?

                 (Подберезовики.)

5. Я стою на ножке толстой,

    Я стою на ножке гладкой.

    Под коричневою шапкой

    С нежной бархатной прокладкой.

                                    (Боровик.)

6. У него невзрачный вид,

    Воланчик на ножке его украсит.

    Ты не трогай этот гриб.

Отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то стоят;

если отгадка –

несъедобный гриб, то садятся на корточки).

Фронтальная, коллективная.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Устные ответы,

выполненные

задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику.

Задания
из электронного приложения к учебнику

    Учти – он очень ядовит!

    Не бери ты их с полянки,

    Называются … (поганки).

7. Средь молодых сосенок

    В блестящей темной шапочке

    Растет грибок... (масленок).

Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу
и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?

Предлагает прочитать статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» в учебнике (с. 180).

– Выполните задание в учебнике «Подумай!» (с. 180–

181).

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Отвечают
на вопросы.

Читают статью.

Выполняют
задание.

Выполняют
задания

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Это называется природа

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

                        (М. Пляцковский.)

Какой вывод можно сделать, познакомившись
со стихотворением?

– Чему вы научились на уроке?

– Почему лес называют природным сообществом?

– Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.

– Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Отвечают
на вопросы.
 Читают вывод в учебнике (с. 181)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам
и этическим требованиям

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 175–182. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


Ресурсный материал

Тест «Земля-кормилица. Почвы»

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы;                                                в) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы;                           г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре;              б) степях;               в) лесной зоне;               г) пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка;                   б) глины;                    в) перегноя;                     г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода;                          б) камни;             в) воздух;                        г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок;                        б) перегной;            в) глина;                          г) ил.

6. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;                    б) зеленым;                      в) светло-коричневым.

7. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет;            б) 250–300 лет;             в) 5–10 лет;            г) 1–2 года.

9. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

Ответы: 2 – в.  3 – в.  4 – г.  5 – б.  6 – б.  7 – б.  8 – б.  9 – в.

Сказка о художнике, который решил нарисовать лес

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

Цепи питания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру  (4 класс)...

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...

методическая разработка- презентация к уроку окружающего мира" Жизнь леса"

в презентации представлен маиериал в помощь к уроку  по окружающему миру "Жизнь леса"...

Презентация к уроку окружающего мира «Жизнь леса»

Предмет: окружающий мир 4 класспрезентация к уроку окружающего мира по теме «Лес – природное сообщество»...

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру "Жизнь леса"

Урок открытия новых знаний...